«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития»


«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития»
Главным в работе учителя начальных классов считаю:
целостное гармоничное развитие личности школьника;
формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого ребёнка;
формирование и развитие познавательного интереса к исследованию, творческой деятельности;
воспитание социально-активной творческой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию;
использование личностно-ориентированных педтехнологий.
Окончила Оренбургский педагогический институт им. В.П.Чкалова в 1984 году. Сразу после студенческой скамьи начала работать в малокомплектной школе 1 год и вот уже 37 лет день за днём, я вхожу в свою школу №4, в свой класс «а». За эти годы многое изменилось в моей жизни, в моих представлениях, мировоззрении, привычках, но осталось самое главное – любовь к работе и ученикам.
Весь мой профессиональный опыт пронизывает тема «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития».
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные, познающие, умеющие жить среди людей. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
В концепции Федеральных Государственных Стандартов нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения. Использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».
Очевидно, что для реализации ФГОС, актуальным в педагогическом процессе необходимо повышение качества образования. А что скрывается под качеством образования? Какие методы и методические приёмы необходимы для его повышения? Я считаю, что те, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Моя задача как учителя – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся сделать этот выбор осознанно, то есть объективно оценить свои силы и склонности.
На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь. Но как донести эту мысль до маленького человека, до ребёнка 7-8 лет? Что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Это и стало основополагающей идеей моей работы.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Как известно возраст 6-12 лет – очень важный период развития ребёнка. Именно в этот период закладывается база, фундамент, основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно именно в предшкольной подготовке и в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности.
Вопросами организации исследовательской деятельности обучающихся я интересуюсь последний десяток лет. За это время у меня сложилась своя система организации исследовательской и проектной деятельности, которая включает в себя урочную и внеурочную работу по программе «Юные исследователи», работу с одарёнными детьми по курсу «Умники и умницы».
Своеобразным толчком, побуждающим меня заняться исследовательской и проектной деятельностью с учениками в начальных классах, послужила программа «Intel» - «Обучение для будущего» с которой я познакомилась на курсах по проектной методике. Окончив эти курсы, я пришла к мнению: «Почему бы мне не попробовать реализовать полученные знания на практике?»
Так возникла идея объединить детей и родителей для обучения их исследовательской и проектной деятельности.
Разработанная мной программа “Юные исследователи” – интеллектуально- творческой направленности. Она включает в себя как урочную учебно-исследовательскую деятельность, а именно поурочные модули на основе постановки учебных проблем, выдвижение гипотез и практического поиска ответов и, которая опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» (по ней я работаю с 2005 года), так и внеурочную деятельность, которая опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников профессора, доктора психологических наук Александра Ильича Савенкова. Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей с учётом его индивидуальных особенностей и склонностей.
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность.
В процессе прохождения курса занятий по данной программе, я веду работу по формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Программа предусматривает проведение как учебных, так и внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Наши занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Успех учителя – это успех его учеников. Я горжусь тем, что достигнуто мною совместно с моими учениками, родителями за годы работы над темой: «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников».
Мною подготовлены лауреаты, призёры, участники конкурсов, научно-практических конференций: Лунёва Елена, Карцева Инна, Черепанов Данил, Абубекерова Сафия, Ивашкин Илья, Хорьяков Никита. Отдельно хочу сказать об участии моих воспитанников во Всероссийском Конкурсе «Созидание и творчество» .
Особая гордость за Абубекерову Сафию, которая дважды являлась победителем во Всероссийском детском историческом конкурсах «История электрофикации региона» 2013 г и «История развития железнодорожно-транспортных артерий» 2014 г. и Черепанова Данила: в 2013 лауреат I степени во Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество» с приглашением на очную конференцию в г. Сочи, в 2014 году в этом же конкурсе лауреат III степени и 1 место в областном дистанционном конкурсе «Краеведческий калейдоскоп», Лунёва Елена три года подряд занимает призовые места в научно-практических конференциях «Интеллектуалы XXI века» и лауреат II степени во Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество».
Мои ученики Ивашкин Илья и Черепанов Данил приняли участие и стали лауреатами конкурса газеты «Сорочинский вестник»«Вот мой дом родной»,посвящённого 270-летию Оренбургской губернии и 80-летию области, награждены ценными подарками, исследовательские работы печатались в местной газете.
Каждый ребёнок имеет опыт выступления со своим исследованием или проектом перед детьми класса, параллели или на заседании школьного научного общества, которое проходит 8 февраля в день Всемирного праздника «Науки и творчества».(Проекты и исследования, которые уже сделаны, в рамках работы по темам программы «Юные исследователи»)
В этом году на защиту были предложены следующие проекты:
1.Истоки детской литературы- это история нашего Отечества.
2.Мылу вторую жизнь.
3.Как определить качество мёда?
4. Боевой путь прадеда.
5.Российские железные дороги.
6. Собаки в космосе.
7.Плетение из бисера.
8.Польза или вред от шоколада?
9.Замечательные люди нашего рода.
Одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа», - система поддержки талантливых детей. В этом документе говорится: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения…
Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся…»
В 2005-2014 годах мною был разработан и внедрен курс «Умники и умницы» в рамках программы дополнительного образования для обучаемых вторых-четвертых классов. Данный курс предполагает обучение детей разным приёмам умственной работы, способствует формированию таких качеств как инициатива, самоконтроль, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счёт дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение осуществляется в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Одним из показателей эффективности моей работы стало первое-второе место на городском интеллектуальном марафоне 2011 уч.году: Костырева Татьяна и Миронова Юлия.
Первое место в городской олимпиаде по информационным технологиям в текущем учебном году завоевали Журавлёв Сергей, Хорьяков Никита и Мелентьев Александр.
Учебно-исследовательская деятельность помогает детям добиваться хороших результатов в таких конкурсах как международный математический конкурс-игра «Кенгуру», международная игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», Всероссийский полиатлон-мониторинг. 2014 год -3 класс
Всероссийский конкурс по русскому языку «Медвежонок»- Хорьяков Никита 1 место
Всероссийский конкурс-игра по окружающему миру « Человек и природа»- Хорьяков Никита, Журавлёв Сергей- 1,2 места
Международный конкурс по математике «Кенгуру»-1 место Мелентьев Александр
Всероссийский игровой конкурс «КИТ- компьютеры, информатика, технологии»- Мелентьев Александр-1 место
Игровой конкурс по литературе«Пегас»- Мелентьев Александр- 1 место Всё это показывает что, проводимая мною работа по формированию учебно-исследовательских умений даёт положительные результаты:
- повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации детей, значительно расширяется кругозор школьников;
- исследовательская деятельность даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке;
- усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.
- исследовательская деятельность способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, это в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
Я утвердилась в своём мнении, что исследовательская деятельность – это один из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству. Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремлённость – вот тот неполный перечень качеств, которые развивает в себе ребёнок, вовлеченный в исследовательскую деятельность. Таким образом, вырастает не пассивный созерцатель жизни, а настоящий исследователь, первооткрыватель, творец.
Творческие проекты эффективно реализуются мною и во внеклассной работе, в воспитательной деятельности, цель которой заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности каждого школьника.