Методический семинар «Проектная деятельность, как средство развития творческого потенциала учащихся»


Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года – 2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Ершова Т.П.
учитель технологии,
МБОУ «Сусанинская СОШ»Гатчинский район
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
«Проектная деятельность, как средство развития творческого потенциала учащихся»
Программы всех школьных предметов ориентированы на проектно исследовательскую деятельность учащихся , которая прописана в стандарте образования. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Следовательно , проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
2 слайд
И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учащихся.
Современные  технологии  меняют суть взаимоотношений учителя и ученика на уроке. Учитель выступает как организатор, консультант,  эксперт этого самого образовательного пространства урока.
«Новое-это хорошо забытое старое»
Еще в 1870 году К.Д. Ушинский писал: «Не учить ученика, а только помогать ему учиться». Справедливы слова великого педагога и в настоящее время.
Поэтому ставлю задачу : дать ответы на поставленные вопросы.
3,4 слайд.
- Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
- Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные );
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
5 слайд
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход, который   способствует не просто освоению  учебного материала, а умению   использовать полученные  УУД  и результаты освоения программ в  практической деятельности и вне образовательной организации.
6,7 слайд
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.)
Урок,  построенный  с помощью  проектной технологии,   ставит во главу угла  не  процесс показа и заучивания новых знаний, а достижение  продукта проектной деятельности.  Поэтому  учащийся  сам определяет,  каких знаний ему не хватает и где их можно  получить,  какие ресурсы дадут ему эти знания,  чему он должен научиться,  чтобы добыть эти самые знания
8 слайд(ПРОЕКТ)
Скажите, а что, с вашей точки зрения ,означает слово « проект?»
Если обратиться к словарю В.И.Даля, то это замысел, план, предположение.
9,10,11 слайд(лимон, сахар, соленый огурец)
Скажите, что вы ощущаете, когда смотрите на эти рисунки?
А что вы ощущаете, когда произносят ПРОЕКТ.
Затрудняетесь ответить. Вот так и дети. Но для этого и существует учитель.
Успешного выпускника может подготовить только  учитель, который владеет современными эффективными методами и средствами  взаимодействия с учеником. Владение методикой исследования, системой исследовательских умений становится сегодня одной из важнейших качественных характеристик успешного учителя. Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении. Поэтому я ежегодно повышаю свой уровень знаний путем прохождения различных курсов.
12 слайд
Удостоверения за 3 года
У каждого ребенка есть способности к чему- либо, но как их увидеть, как развить.
13 слайд
(Ученые считают, что 90 % детей запоминают информацию, которую они не только выучили, но и выполнили).
Вот тут то и необходим метод проектов.
Я решила в этом вопросе пойти «от обратного», начать с результата, то есть с его примера.
Экскурсии, видео уроки, интернет ресурсы, все это способствует навыкам сбора и обработки информации, умению анализировать и творчески мыслить.
Таким образом, я мотивирую учащихся на поиск собственных идей (поисковые, исследовательские умения)
Позвольте, я предложу членам жюри загадки, их я практикую и на уроках технологии. Я раздам вам материал, а вы подумайте, что из него можно изготовить? (рефлексивные умения)
14 слайд
«В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих»
(К.Д. Ушинский)
Все разделы программы курса «Технология» связаны с народными традициями, поэтому проектную деятельность в рамках урока и во внеурочной деятельности я строю в этом направлении.
Одним из таких методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Благодаря активной методической работе комитета образования, у нас в районе проводятся олимпиады и конкурсы, направленные на выявление талантливых и творческих детей.
15 слайд.
(Пример: Конкурс проектов в г. Гатчина, Грибова У., ученица 7 класса).
Этапы проекта включают в себя: Идею, исследование, выбор идеи, цели и задачи, самооценку (навыки оценочной деятельности).
В МБОУ «Сусанинской СОШ» под моим руководством на протяжении 4 лет учащиеся реализуют программы по пропаганде русской культуры и прикладному творчеству.
16,17,18 слайд.
Свои проекты участники кружка «Театр моды «Престиж»» демонстрируют на районных конкурсах и областных фестивалях
(умения и навыки работы в сотрудничестве)
19, 20 слайд
Также новыми экспозициями в музее «Русская изба» являются проектные работы , изготовленные на уроках технологии и ИЗО
21 слайд
Еще один пример долгосрочного проекта – это «Дизайн пришкольного участка». В рамках элективного курса «Введение в предпринимательство, учащиеся 10-11 классов работают над проектами по оформлению пришкольного участка
(презентационные умения и навыки)
А теперь я хочу услышать от вас ответ на загадку. Что можно изготовить из данного материала?
Ответ: коммуникативные умения  
Моей задачей было ответить на вопрос: Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?
Следовательно, через проектную деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
умение оценивать свою работу
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Таким образом, на уроках технологии и во внеурочной деятельности у учащихся постепенно формируются творческие умения и навыки, креативность и успешность своей работы в целом.
22-26 слайд
И как результат – многочисленные достижения учащихся в конкурсах различного уровня.
27 слайд
Мои награды
28 слайд
Благодарю за внимание.