Проектная деятельность, как один из способов развития личности и создания основ творческого потенциала младших школьников.


Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 4»
г. Курчатова
Горина Людмила Анатольевна
Проектная деятельность, как один из способов развития личности и создания основ творческого потенциала младших школьников.
Роль проектной деятельности при реализации ФГОС НОО трудно переоценить. В Стандарте изменяется значение начального этапа общего образования. Начальная школа должна прежде всего сформировать у ребенка желание и умение работать самостоятельно. Принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика выражается в формировании внутренней позиции школьника, определяющей перспективы личностного и познавательного развития на все последующие годы школьной жизни.
Решение таких задач неразрывно связано именно с организацией проектной деятельности младших школьников, потому что проект и исследование формируют особые личностные качества, позволяющие самостоятельно планировать и реализовывать реальные жизненные потребности, доводить начатое дело до завершения.
Вовлекая первоклассников в проектную деятельность, учитель должен прежде всего научить ребенка « добывать» информацию.
Вот какие формы работы использую я.
В 1 классе проектную деятельность можно организовать в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включёнными в содержание темы.
Работая над проектами, 1класс я посвящаю обучению сбора информации. Для удобства была разработана памятка – таблица, так как язык символов первоклассники запоминают быстрее, ( не все умеют читать). За основу были приняты следующие символы :
lefttop- « Я знаю сам, но не могу сказать откуда у меня эти знания.»
lefttop- «Я узнал это из сети ИНТЕРНЕТ»
-4064033655 - «Я узнал это в библиотеке из книг»
-760730316230
- «Я это видел, наблюдал »
-25400261620
- «Мне об этом рассказали взрослые»
-780415251460
- «Я узнал это из телевизионной программы»
-813435252095
- « Я сделал это своими руками. Это мой макет (изделие)»
Целесообразно в эту таблицу добавить еще кармашек без символа. В нем могут находиться листки для записи информации, а так же информация , полученная иным способом.

В дальнейшем, работая над проектами , мы часто возвращались к этой таблице, закрепляя и дополняя различными источниками информации.
Ко второму полугодию 1 класса для направления деятельности учеников была разработана памятка:
Памятка начинающему проектанту
Выбери тему своего проекта. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
Продумай и предположи варианты своих ответов на поставленные вопросы.
Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
Сделай выводы.
Оформи результаты своей работы.
Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Темы проекта предусмотрены по программе «Школа России» и определены в рабочих программах по предметам. Ребёнок сам решает, как он будет работать индивидуально или в группе. (Вначале первоклассник способен работать только индивидуально под руководством учителя и непосредственной помощи со стороны родителей.)
На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга», «Домашние любимцы» , «Комнатные растения». Ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
Индивидуальные работы были собраны в коллективные проекты по предметам. Так появились «рукописная книга» по обучению грамоте «БУКВАград», «Веселый счет» по математике , «Братья наши меньшие» по окружающему миру и другие. Дети почувствовали и оценили преимущества коллективной работы и сами стали организовываться в группы. Свои работы мы презентовали на совместных с родителями встречах.
На данном этапе проектная деятельность помогла не только решить учебные задачи, но и научить сотрудничеству, способствовала приобретению опыта речевого поведения как основы коммуникативной компетенции.
Второй класс - это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие мануальных способностей. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Проекты во втором классе стали носить не только информационный, но и поисковый характер. Один из проектов во втором классе по теме «Растения» предполагает исследовательскую работу в виде опыта, наблюдения, эксперимента. В классе , а по желанию и в домашних условиях, ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. Во 2 классе дети так же познакомились с таким способом получения информации, как анкетирование. Проект « Правила школьника» был представлен на классном часе, посвященном этой теме. А проект «Здоровье в наших руках» был представлен на совместном с первоклассниками классном часе, где памятки –рекомендации о правильном питании получил каждый участник мероприятия. Участвуя в предметных неделях, нами были подготовлены и представлены проекты «Веселая рифма», « Тайны родного языка», « Это интересно» и другие, где форму проекта ребенок выбирал сам. Это были кроссворды, викторины, рукописные журналы, вернисажи и др.
Готовясь к акции «Мы помним» и совмещая ее с проектом по литературному чтению, второклассники сами выбирали темы проектов, объединялись в группы и определялись с продуктом . Так к 69 годовщине Великой победы были представлены проекты « Мы помним» в форме классной газеты, состоящей из «боевых листков» с рассказами о героических родственниках, альманах со стихами и иллюстрациями тех далеких событий, вернисаж из открыток на военную тему, часть которых была подарена к празднику родным.
Метод проектов требует много времени, и поэтому большую помощь в организации проектной деятельности на уроке оказывает мне внеурочная деятельность. Курс, который выбрала я занимает 1 час в неделю и рассчитан на 4 года. Это адаптированный курс, в основе которого лежит авторский курс «Учусь создавать проекты» Р. Ф. Селимовой и Р. И. Сизовой, где наглядно и последовательно в рабочих тетрадях прорабатываются основные этапы проектной деятельности. Внеурочная деятельность помогает проработать более четко этапы работы над проектом и грамотно организовать работу над проектами на уроке.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Таким образом, я убеждена, что применение проектного метода способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, а так же позволяет почувствовать истинную общность партнерства, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.
Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Используемая литература и интернет ресурсы:
1. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
3. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов: Методическое пособие. –Москва: УЦ «Перспектива», 2013
4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008
7. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.) 8. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 56 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект.)