Речевые игры как средство развития творческого потенциала детей с ОВЗ

ГБОУ РХ «Черногорская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Лыкова О.И., учитель-логопед

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОВЗ

В настоящее время специальная педагогика все больше внимания уделяет развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ. Эта проблема актуальна, так как в процессе творческой деятельности у ребёнка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Свои чувства и эмоции ребёнку легче выразить с помощью зрительных образов, где есть сюжет и действие, персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Следует так же отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальные средства выразительности являются единственным инструментом выражения его чувств.
Контингент обучающихся, воспитанников школы-интерната это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, ранним детским аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, комплексными нарушениями. Характерной особенностью таких детей является нарушение развития всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, общей и мелкой моторики, эмоционально – волевой сферы. Поэтому для данной категории детей речевые игры являются одним из значимых средств развития творческих способностей, коррекции имеющихся проблем.
Придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Выступая в самых разных ролях, - ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом играть. Играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.
Речевые игры позволяют решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Дети получают знания, умения и навыки, и одновременно, закрепляют информацию, полученную на уроках развития речи и ознакомления с окружающим миром, внеклассных занятиях, таким образом, происходит интеграция образовательных областей.
Речевые игры способствуют развитию и активизации у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, а также, творческих способностей. Развивается восприятие, пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
В работе с детьми применяю разнообразные методы с учетом индивидуальных особенностей детей:
- наглядные (наблюдение, показ, образец) – раскрывают перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким и точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение педагога, заметили особенности его выполнения, при этом каждое действие обозначается словом;
- словесные (беседы, объяснение последовательности выполнения движений, вопросы, художественное слово, пояснение, словесное поощрение) – позволяют в кратчайшие сроки передать детям информацию, поставить учебную задачу, указать пути ее решения;
- практические (показ способов изображения и способов действия).
Речевые игры – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко».
Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском и т.д. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми. В процессе игры не ставлю очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься интересным делом.
Создание образа в воображении наиболее трудный путь для ребенка, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому, важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями.
В процессе применения в педагогической практике речевых игр удалось достичь следующих результатов: у детей появился устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности, улучшилось речевое развитие, появились положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми, наблюдается положительная динамика в развитии творческих способностей. Таким образом, проводимая работа показывает, что системность и поэтапность использования речевых игр способствует формированию и развитию творческого потенциала детей.
15