Публичное представление собственного педагогического инновационного опыта учителя физики


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя физики МБОУ «Казачинская СОШ» н.Казачье Усть-Янского района
Бертелевой Лены Валерьевны.
Тема инновационного педагогического опыта: «Инновационные методики в процессе обучения учащихся физике в условиях личностно - ориентированного обучения».
Актуальность и перспективность опыта:
Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа». 
В концепции модернизации Российского образования отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества». Модернизацию образования невозможно представить без применения современных образовательных технологий на уроках, в том числе и на уроках физики.   Реализация в России государственных программ "Единая информационная  образовательная среда", "Компьютеризация школ" и др., активизировала интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями – современных образовательных технологий, в том числе и информационно – коммуникационных, в учебно-воспитательном процессе. Мы рассматриваем их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, также под воздействием изменений, активно происходящих в современном обществе, обусловливающих необходимость в модернизации образования, я обратилась к современным педагогическим технологиям или к отдельным их элементам, использование которых позволит мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов):
Своеобразие и новизна опыта предлагаемого опыта  заключается в том, что применение современных образовательных технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Практическая значимость  данного опыта заключается в том, что использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Наличие теоретической базы опыта:
С 2013 года работаю над проблемой: «Инновационные методики в процессе обучения учащихся в условиях личностно - ориентированного обучения»
Использование новых технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой дисциплине мог провести занятие с использованием информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность учителю работать дифференцировано и индивидуально, а также экономит время. Все это побуждает к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике. В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: технология проблемного обучения (М.Фридман, В.И. Маху и др.), “Личностный подход в обучении (Афанасьева Н.А.), “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока” (Лукьянова М.И.).
В течение нескольких лет я использую такую педагогическую технологию как информационно-коммуникационные технологии, так как считаю, что в настоящее время одним из основных направлений совершенствования учебного процесса является именно использование современных информационных технологий при проведении различного рода занятий. Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом. Внедрение ИКТ на уроках физики позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы  как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Для меня компьютер на уроке - это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактические материалы, сопровождающие урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся, качественно подготовить выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Информационные технологии реализую с помощью следующих  программ:
 - программа подготовки компьютерных презентаций MS Power Point;
Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам.
Такие образовательные технологии помогают достигать лучшего результата в обучении физике, повышают познавательный интерес к предмету.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущей педагогической идеей является применение  современных образовательных информационных технологий с целью развития интереса к физике. Как учитель я стремлюсь к созданию системы оптимального сочетания элементов современных образовательных технологий и индивидуализации образования с точки зрения здоровьесбережения детей. Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем физическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к физике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по физике, в физических викторинах, в выпуске физических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных физических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой физике.
Оптимальность и эффективность средств:
Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. На своих уроках стараюсь развивать познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки.
В настоящее время на уроках физики использую такие средства ИКТ:
№ Класс Название Кол-во экземпл.
1 8 Виртуальная школа. Уроки физики Кирилла и Мефодия 1
2 9 Виртуальная школа. Уроки физики Кирилла и Мефодия 1
3 10 Виртуальная школа. Уроки физики Кирилла и Мефодия 1
4 11 Виртуальная школа. Уроки физики Кирилла и Мефодия 1
5 7-10 Открытая физика. Часть 1 (Механика, Механические колебания и волны, Термодинамика и молекулярная физика) 1
6 10-11 Открытая физика. Часть 2 (Электродинамика, Электромагнитные колебания и волны, оптика, Основы специальной теории относительности, Квантовая физика, Физика атома и атомного ядра) 1
7 7-11 Физика 7-11 кл. Рекомендации, разработки уроков, дополнительные материалы 1
8 10 CD диск к учебнику физики, авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский 30
9 11 CD диск к учебнику физики, авторы Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин 30
10 10 Лабораторная работа по физике (электронное учебное издание) 1

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.
Результативность опыта.
В результате использования вышеописанных подходов в изучении физики удается:
раскрыть всесторонние способности учащихся;
повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;
научить учащихся быть более уверенными в себе;
научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;
Использование данной методики способствовало: заинтересовать учащихся обучением физике, развитию самостоятельности, повышению их творческой активности.

Результативность применения данной проблемы проявляется:
в участии детей в предметных олимпиадах;
в результатах итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
поступаемости учащихся в ССУЗы и ВУЗы.
2013-2014 учебный год:
 36-й Всероссийский Турнир имени М. В. Ломоносова:
Слепцов Петр, ученик 9А класса – участие,
Макарова Мария, ученица 8 класса – участие.
II (муниципальный) этап Всероссийской олимпиады школьников по физике:
Гуляева Александра, ученица 10 класса – участие,
Индеева Ангелия, ученица 9Б класса – участие,
Рожина Айна, ученица 7 класса – участие.
IV Северо-Восточная олимпиада школьников по физике, I этап:
Аметов Амир, ученик 11Б класса – призер;
Болтунов Александр, ученик 11Б класса – участие;
Слепцова Айыына, ученица 11Б класса – участие;
Слепцов Петр, ученик 11А класса – участие.
IX республиканская предметная олимпиада вузов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия):
Болтунов Александр (11Б класс) – по итогам олимпиады рекомендован к зачислению без вступительных экзаменов в Новосибирскую государственную академию водного транспорта по специальности «Кораблестроение»;
Слепцов Петр (11А класс) - по итогам олимпиады рекомендован к зачислению без вступительных экзаменов в Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет по специальности «Электроэнергетика и электротехника».
2014-2015 учебный год:
Международная дистанционная олимпиада школьников по физике проекта «Инфоурок» (ноябрь):
Индеева Ангелия, ученица 10Б класса – диплом 2 степени;
Анисимова Диана, ученица 9 класса – диплом 1 степени;
Макарова Алина, ученица 9 класса – диплом 1 степени;
Макарова Мария, ученица 9 класса - диплом 1 степени;
Барабанский Александр, ученик 8 класса – диплом 1 степени;
Слепцов Егор, ученик 8 класса – диплом 1 степени;
Холмогорова Аника, ученица 10Б класса – сертификат участника;
Сокольников Василий, ученик 10Б класса – сертификат участника;
Васильева Арина, ученица 10А класса – сертификат участника;
Международная дистанционная олимпиада школьников по физике проекта «Инфоурок» (май):
Горохова София, ученица 7А класса – сертификат участника;
Лебедев Максим, ученик 7Б класса – сертификат участника;
Слепцов Егор, ученик 8 класса – сертификат участника;
Результаты ЕГЭ:
Год Число участников ЕГЭ
(% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя) В том числе получили по итогам ЕГЭ
количество баллов, соответствующих оценке Среднее кол-во баллов, набранных участниками ЕГЭ
«5» «4» «3» «2» Чел % Чел % Чел % Чел % 2012 9 уч., 32% - - 4 44 4 44 1 12 50
2013 8 уч., 30% - - 1 12 5 63 2 25 44
2014 11 уч., 29% - - - - 4 36 7 64 30
2015 3 уч., 20% - - - - 2 67 1 33 32
Результаты ОГЭ:
Год Число участников ОГЭ (% от общего числа выпускников в классах аттестуемого учителя) В том числе получили по итогам ОГЭ
количество баллов, соответствующих оценке Средн. кол-во баллов, набранных участниками ОГЭ
«5» «4» «3» «2» Чел % Чел % Чел % Чел % 2012 1 уч., 5% - - 4 100 - - - - 24
2013 1 уч., 6% - - 1 100 - - - - 21
2014 3 уч., 11% 2 67 1 33 - - 21
Поступление в ВУЗы по профилю образовательной деятельности:
2011-2012 учебный год
№ ФИО ВУЗ
1 Болтунов Михаил Михайлович СВФУ Физико-технический институт, радиотехника
2 Горохов Константин Алексеевич СВФУ Пединститут, технолог по резьбе
3 Слепцов Юрий Петрович СВФУ Горный факультет, техносферная безопасность
4 Березкин Михаил Михайлович СВФУ Геологоразведочный факультет, геология
5 Зуева Айза Геннадьевна СВФУ Горный факультет, техносферная безопасность
6 Сыроватский Михаил Михайлович ЯГСХА Октемский филиал, механик
7 Устинов Максим Федорович ЯГИТИ машиностроение
2012-2013 учебный год
№ ФИО ВУЗ
1 Филиппова Ульяна Прокопьевна ЯГСХА технология
2 Слепцов Игорь Игоревич СВФУ Горный факультет, техносферная безопасность
3 Неустроева Диана Александровна СВФУ Горный факультет, техносферная безопасность
2013-2014 учебный год
№ ФИО ВУЗ
1 Слепцов Петр Петрович НИИГТУ, электроэнергетика и электротехника
2 Аметов Амир ПулатовичСВФУ Технологический институт, строительство
3 Болтунов Александр Михайлович НГАВТ, кораблестроение
2014-2015 учебный год
№ ФИО ВУЗ
1 Березкин Николай Анатольевич СВФУ Геологоразведочный факультет, технология геологической разведки
2 Ефимов Николай Юрьевич СВФУ Технологический институт, теплотехника и теплоэнергетика
Вывод: Результатом работы является заинтересованность учащихся предметом, их участие в конкурсах различного уровня. Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моему предмету, их овладение физическим материалом. Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящих перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, в том числе информационно-коммуникационным, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников. Одним из показателей результативности считаю, что выпускники школы поступают в  ВУЗы (по профилю) и другие специализированные учебные заведения.

С публикацией о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя: http://учительский.сайт/Бертелева-Лена-Валерьевна.
Директор МБОУ «Казачинская СОШ»: /Окорокова М.С./
Зам.директора по УВР: /Горохова М.В./
Учитель физики: /Бертелева Л.В./