Творческий проект «Организация исследовательской деятельности учащихся на основе современных педагогических технологий»


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ. ИСТОРИЯ . 10 КЛАСС
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися 10 класса МБОУ СОШ №78 г.о. Самара деятельности на элективном курсе «История мировых цивилизаций».
1.Тема учебной проектной деятельности:
«Особенности развития ведущих стран в период Древнего мира и
Средних веков».
2. Образовательные и воспитательные цели:
Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
Воспитание у школьников интереса к истории, историческому прошлому нашего общества.
Формирование поисковой, исследовательской деятельности, навыков самостоятельного учебного труда.
3.Задачи учебно – педагогические:
1)Приобщение к самостоятельной учебной деятельности.
2)Развитие творческих способностей.
3)Формирование навыков исследовательской деятельности.
4)Овладение навыками работы со справочной, энциклопедической
художественной, исторической литературой.
4.Работу выполняет группа учащихся 10 класса:
А.Абрамов, С.Ваняшин, Д.Володина, М.Чивилева, А.Захаркина, Д.Требунских5. Время работы над проектом: октябрь-ноябрь-декабрь .6. Режим работы:
1 час в неделю (четверг 6-й урок) и работа дома самостоятельно.
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
1) Учебно-методическая литература кабинета истории, школьной
библиотеки.
2) Бумага, ватман, цветная бумага, канцелярские принадлежности.
8. Дополнительно привлекаемые участники – учителя литературы,
географии, школьный библиотекарь.
9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для работы учащихся;
владение навыками тезисной работы;
владение сквозными понятиями и определёнными знаниями истории,
обществознания, географии и литературы;
умение работать с информационным текстом, с дополнительной
литературой,
умение выделять главную мысль, вести поиск нужной информации;
умение использовать множество дидактических приёмов.
10. Мотивация к работе:
личный интерес учащихся к истории;
самомотивация от удовлетворения собственным трудом,
самореализация расширить базовый уровень изучаемого курса истории.

11. Предполагаемые приращивания:
новое содержание по каждой теме истории развития каждой исследуемой страны.
Новые практические приёмы:
конструирование и оформление материала в форме книжек-раскладушек, объёмных газет и т.д.
Новые методические приёмы:
обобщение понятий, воплощение представлений, полученных в ходе работы над проектом, в схемы и конструкции из бумаги.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
Особенности развития основных государств Мировой цивилизации в период Древнего мира и Средних веков.
Сходство и различие в развитии европейских государств.
Сходство и различие в развитии европейских государств и нашего государства Российского.
Использование наработанных материалов в качестве методического пособия.
Развитие навыков:
самостоятельной работы с источниками информации,
самостоятельного принятия решений при осуществлении проекта, при подготовке презентаций;
коммуникативность при обмене информацией, как результат мыслительной деятельности при проектировании, планирование, работа с источниками информации, анализ, синтез, структурирование информации.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА.
ЭТАП: организационный запуск проекта.
Конец сентября – элективный курс 10 класса – группа учащихся-4 человека.
Знакомство учащихся со смыслом проектного подхода.
Мотивация учащихся на проектную деятельность.
Учащиеся определяются с основной проблемой:
недостаточное знание Всеобщей истории мешает усвоению истории России.
Учащиеся выбирают темы для работы.
Учащиеся определяются с целями работы.
Получают необходимую информацию по историческим источникам, консультируются по вопросам планирования работы.
Устанавливается время и режим работы.
Обсуждается результат, желаемый итог работы.

ЭТАП: планирование.
1.Распределение обязанностей.
2.Каждый определил задачи и спланировал работу:
а) определили исторические источники, списки литературы.
б) определили способ сбора и анализа информации.
в) определили способ представления результатов.
г) установили процедуру и критерии оценки результатов.
Роль учителя – предложение идей.
ЭТАП: исследование.
Работа осуществлялась самостоятельно каждым учеником по своему графику. Моя роль учителя сводилась к наблюдению, советам при необходимости и косвенному руководству действиями учащихся.
Ученики собирали информацию, решали промежуточные задачи по изучению, обобщению и систематизации информации.
ЭТАП: результаты и выводы.
Оформляли продукт проектной деятельности для презентации.
Анализ информации, формирование выводов.
ЭТАП: презентация.
Самоанализ в виде презентации.
Результат представляется учащимся 10, 11 класса на конференции и педагогам школы на заседании педагогического совета «Метод учебного проекта ОУ» на обсуждение в виде работы:
1– двухметровый ватман- разворот с материалом следований по
истории 4-х западно-европейских государств в Средние
века.
2.- объёмная газета «Древний Рим»,
3. – альбом «Древняя Греция»
4 – книга «Древний Восток».
В ходе работы над проектом и в ходе презентации были сделаны снимки и оформлен альбом «Метод учебного проекта при изучении истории».
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
Осуществление данного проекта позволяет учащимся развить свои навыки работы с учебниками, справочной, энциклопедической и другой литературой.
Участие в проекте позволяет учащимся углубить знания в Мировой истории,
что способствует более успешному усвоению отечественной истории.
Следует отметить, что полученные знания в ходе осуществления проекта извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности ученика. Это способствует их глубокому усвоению.
В целом, работа прошла успешно.
Группа из 4 человек, работая над проектом, включилась в различные виды деятельности: работали группой, в парах, индивидуально.
Материал, собранный и представленный в виде творческих работ, будет использоваться при изучении соответствующих тем на уроках обществознания, права, географии.