Статья. Применение информационных технологий в образовательном процессе и развитие школьников.


МКОУ Лизиновская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
СТАТЬЯ
Применение информационных технологий в образовательном процессе и развитие школьников
Подготовил: Тростянский С.С., учитель истории,
обществознания и географии МКОУ Лизиновская СОШ
В последнее время широкое распространение в обучении школьников получили компьютерные технологии. Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании» [1].
Урок, подготовленный и проведённый с помощью информационных технологий, имеет много преимуществ по сравнению с традиционным уроком. Такой урок обогащает обратную связь между всеми участниками образовательного процесса; мотивирует учеников к получению новых знаний; делает учебный процесс более ярким и образным; облегчает решение многих дидактических задач; развивает умения учителя и учеников при работе с информационными технологиями.
Для того чтобы провести урок с использованием новых информационных технологий необходимо несколько условий. Во – первых, обязательным является наличие специального оборудования. Как минимум один компьютер, мультимедийный проектор и экран. Кроме того, важно, чтобы учитель владел необходимыми навыками работы со сложным оборудованием. И в – третьих необходимы различные электронные носители, интерактивные наглядные пособия, собственные разработки компьютерных презентаций или презентации, скачанные с интернета.
Использование информационных технологий потребует от учителя определённых усилий и времени, что бы научится эффективно их применять в учебном процессе. Но зато в дальнейшем затраченные усилия окупятся сполна. Теперь ненужно будет хранить огромные папки с карточками и раздаточным материалом в классе, всё это будет находиться на электронных носителях. Можно будет создать коллекцию аудио и видео, записей. Создать электронные презентации по различным разделам учебной программы и даже презентации для подготовки к итоговой аттестации.
Где же взять необходимую информацию и учебный материал для подготовки к такому уроку? Каждый учитель решает сам. Одни пользуются готовыми источниками, например прилагаемыми к учебникам компакт – дисками, либо интерактивными наглядными пособиями, полученными образовательным учреждением в рамках национального проекта «Образование». Кто – то просто скачивает уже готовые презентации из интернета.
Хорошим подспорьем при подготовке к уроку будут электронные энциклопедии. Они используются как справочный материал. В последнее время широкое распространение получили аудио книги, которые тоже можно использовать. Ну и конечно нельзя забывать о всемирной паутине Интернет. Это своеобразная энциклопедия для учителя, где он может не только почерпнуть информацию, но и обменяться новыми идеями, информационными технологиями с другими учителями.
Многие учителя предпочитают использовать на уроке самостоятельно составленные презентации. Каждая презентация составляется в программе Power Point. Кроме того презентация составляется с учётом специфики урока и уровня подготовки класса. В презентацию можно вставить аудио фрагмент, показать различные фотографии, картинки, географические, исторические карты. Всё это делает урок более ярким, образными способствует формированию у учеников более чётких представлений об изучаемых объектах. Кроме того работая с презентацией можно показать различные схемы, таблицы, фрагменты текста. К различным картинкам, фотографиям, схемам, таблицам можно по ходу урока задавать вопросы. Любую презентацию можно использовать в рамках урока по - разному. Презентацию можно запустить в автоматическом режиме, или слайды можно менять по ходу урока. Составлять можно и специальные презентации для подготовки к ЕГЭ, с которыми ученик может заниматься самостоятельно.
Определив для себя источники информационных технологий, важно реализовать теперь наработки на практике. Существует много вариантов работы с информационными технологиями.
Комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием информационных технологий и работу учеников с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации.
Урок, построенный в форме школьной лекции по изучению нового материала. Учитель в течение всего урока использует информационные технологии в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио и видеоматериалы).
Урок – семинар. Учащиеся готовят собственные выступления с использованием информационных технологий. Например, доклад или сообщение сопровождается компьютерной презентацией.
Оказание помощи заболевшему ученику. Материалы урока, представленные на электронном носителе, ученик может посмотреть дома самостоятельно при наличии компьютера.
Информационные технологии можно применять и во внеурочной деятельности по предмету. Например, при организации предметных недель, вечеров, проведении различных игр, викторин, конкурсов. В данном случае информационные технологии будут выполнять вспомогательную роль. Презентации для таких мероприятий создаются с минимум текста и богатым иллюстративным материалом [2].
Таким образом, становится, очевидно, что современная школа просто не может обойтись без информационных технологий. Традиционные методы обучения постепенно уходят в прошлое. Будущее российского образования заключается в широком применении современных информационных технологий.
Литература:
Баранов А.С. О возможностях использования средств MS Offise в обучении географии // География в школе. 2003.№7.с.64.
Дорожина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций. М.: ВАКО, 2009. 176 с.