Использование современных информационных технологий в образовательном процессе


Ю.П. Париноваг. Стаханов ГБОУ ЛНР
«Стахановская гимназия №7»
Использование современных информационных технологий
в образовательном процессе
Аннотация: в статье анализируется возможность и особенности применения информационных технологий в образовательном процессе. Приведены примеры современных информационных технологий, применяемых в учебном процессе в настоящее время.
Ключевые слова: современные информационные технологии, онлайн-трансляции, новинки программного обеспечения в сфере образования, «Класс будущего».
«Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки,
и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
К.Д.УшинскийСовременный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Можно сказать, что внутри информационного общества рождается новый тип преподавателя. В отличие от старого он не «преподает» знания «на тарелочке», а ориентирует учащихся в информационных потоках, не дает заблудиться в «море информации»; не разжевывает непонятное, а указывает, где следует найти ответы. Надо сказать, что информационные технологии, какими бы совершенными они ни были, не снимают, тем не менее, воспитательных задач с системы образования. Новый тип преподавателей ориентирован, скорее, на самостоятельную, активную и дисциплинированную личность, и в ближайшее время эта тенденция будет, без сомнения, преобладать. Именно поэтому тема данной статьи является очень актуальной в настоящее время.
Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии.
В Европе в образовательный процесс уже интенсивно внедрились новые способы взаимодействия и обмена информацией между пользователями. Например, такие как: социальные сети, подкасты, видеокасты, скринкасты, запись и распространение лекций и уроков, мультимедийные интерактивные презентации, вебинары, образовательные компьютерные игры, 3D принтеры, блоги и др. Пока это только отдельные части будущей  системы оснащения учебных классов.
В данной статье, мне хотелось бы попробовать заглянуть в будущее и посмотреть, что нас ждет.
Европейской организацией European Schoolnet (EUN), офис которой находится в Брюсселе, и которая объединяет между собой более тридцати Министерств образований разных стран Европы, совсем недавно был организован проект с названием «Класс будущего» (« HYPERLINK "http://fcl.eun.org/" \t "_blank" Future Classroom Lab»). Основной его целью являются исследования вариантов и способов использования информационно-коммуникационных технологии в образовании. В рамках проекта «Класса будущего» рассматриваются и обсуждаются варианты и оптимальные способы использования передовых разработок ведущих мировых IT компаний, например, Samsung и др.
Данный проект меня заинтересовал тем, что в нем появляется некоторая интересная конкретика в виде разделения «Класса будущего» на некоторые зоны:
Зона исследований (Investigate). Например, исследование результатов экспериментов.
Зона создания (Create). Например, создание продукта на основе проведенных исследований.
Зона представления (Present). Представление созданного продукта аудитории.
Зона обсуждений (Exchange). Может использоваться для обсуждений, например, параллельно с работой в первых трех зонах.
Зона встреч с преподавателем (Interact).
Зона саморазвития (Develop).
Проект «Класс будущего» предоставляет помещение для проведения исследований в области инновационных образовательных подходов. Предполагается, что с помощью инновационного образовательного класса  будет возможно: сделать образовательный процесс интерактивным и интересным, максимально раскрыть потенциал учащихся, индивидуализировать образование.
На конференции Media and Learning 2012 в Брюсселе была представлена еще одна новинка в современном образовании - интерактивный стол, который называется «ActivTable».  На вид обычный стол, но верхняя его часть представляет собой жидкокристаллическую LCD панель с сенсорной поверхностью. Размер панели составляет 46 дюймов. Одновременно с панелью могут работать шесть человек (получается, в сумме двенадцать касаний одновременно). Интерактивный мультимедийный стол  предназначен для установки и использования в школах и дошкольных учреждениях. «ActivTable»  поставляется со специально разработанным программным обеспечением, с помощью которого учителя также могут создавать свои собственные задания.
Некоторые возможности «ActivTable»: доступ к сети Интернет, работа с документами, рисование и др, воспроизведение звука с динамика или подключение наушников (максимально 6), одновременная работа с шестью сенсорными клавиатурами и шестью Интернет браузерами, оценка работы группы учеников и каждого по отдельности, игры, персонализация работы и др.
Интерактивный стол предназначен именно для работы в команде. Подразумевается совместная работа и взаимодействие друг с другом. На мой взгляд, он может быть неплохим дополнением к стандартному обучению. Единственное, цена на него довольно высокая, около  500 тысяч рублей.
Сегодня большое применение приобретает еще одно новое программное обеспечение «Wirecast», которое предназначено для организации онлайн трансляций. Для преподавателей в различных учебных заведениях созданы специальные комнаты — кабинеты, в которых они могут в удобное для себя время, в абсолютной тишине записывать свои лекции с использованием данного программного обеспечения, в режиме реального времени. «Wirecast» позволяет компоновать основное изображение, отправляемое удаленным пользователям из таких элементов как: видеоролики, слайды презентации, картинки, изображение выступающего и др. Иногда еще «WireCast» называют видео-микшером для организации онлайн трансляций.
Существует еще одна, хорошо зарекомендовавшая себя в последние годы платформа, на которой проводятся интерактивные мультимедийные встречи преподавателей с выпускниками различных учебных заведений – это бесплатное приложение для веб видеоконференций «BigBlueButton», включает в себя, достаточный функционал для организации подобного рода взаимодействия (трансляция видео, звука и презентаций). Проводимые онлайн консультации записываются и выкладываются  на образовательном портале университета, откуда их можно скачать совершенно бесплатно. Особенно полезным, на мой взгляд, является, то, что будущие абитуриенты, вместе с преподавателями университета, во время онлайн встреч, разбирают всевозможные интересные задания по ЕГЭ из прошлых лет. Университет, в данном случае, получает возможность рассказать о себе, стать более открытым и привлекательным для потенциальных абитуриентов. Ни для кого не секрет, что сейчас сложилась такая ситуация, что университеты борются за абитуриентов. В данном случае, как раз Интернет и становится той самой стартовой точкой соприкосновения образовательных учреждений и будущих студентов.
Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все же с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. Таким образом, для того, чтобы обеспечить потребности обучаемых в получении знаний, учитель должен овладеть информационными образовательными технологиями, а также, учитывая их развитие, постоянно совершенствовать свою информационную культуру путём самообразования, но при этом не злоупотреблять использованием данных технологий в своей практике и ко всему подходить творчески.
Средства и формы медиа-образования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Вигурский К.В., Горный Е.А. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2002, С.158 – 188.
Латыпова В.А. Анализ инструментов организации и проведения вебинаров // Молодой ученый, 2011, №9, С. 69 – 74.
2. Заславская М.А., Прончев Г.Б. Организация интерактивных Интернет-лекций / в кн. “Информационные ресурсы образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 15 – 17 апреля 2010 года)” / Отв. ред. Т.Б. Казихмедов. – Нижневартовск: НГГУ, 2010, С. 54 – 55. Интернет-ресурс http://schoolinfo.educom.ru.
3. Кораблев М.Н., Лонцов В.В., Прончев Г.Б. Защита конфиденциальной информации в социальных сетях Интернета // Социология, 2010, № 4, С. 33 – 45.
4. Огородников Е.В. Метод параллельных циклов в информационных технологиях: Монография. – М.: МГПУ, 2006, 77 С. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: учебное пособие. / Минск: ТетраСистемс, 2005, 272 С.
5. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 80-81;URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32971 (дата обращения: 06.02.2017).
6. Терентьева М.А., Фесенко В.В. Техника нового поколения в учебном процессе на примере использования мультимедийного проектора // Вопросы совершенствования предметных методик в условиях информатизации образования: материалы Второй Всероссийской научно-методической конференции студентов и аспирантов (Славянск-на-Кубани, 31 декабря 2010 г.). – Славянск-на-Кубани: ИЦ СГПИ, 2011, С. 288 – 291.
7. Федеральный закон № 152-Ф3 «О персональных данных» / Российская газета / Интернет-ресурс http://www.rg.ru.
8. INTEL® "Обучение для будущего”: Учебное пособие.- 5 изд., испр.- М.: Издательско-торговый дом "Русская редакция”, 2005.- 368 с.
9. IT и Мультимедиа. Все только новое, полезное и перспективное /Интернет-ресурс http://itmultimedia.ru10. Телекоммуникационная образовательная сеть «Образование web2.0» / Интернет-ресурс http://web2edu.ru.
11. Школьная образовательная сеть «Дневник.ру» / Интернет-ресурс http://dnevnik.ru.
12. NetSchool. Сетевой город. Образование / Интернет-ресурс http://www.net-school.ru.
13. Сайт поддержки пользователей электронной школы «Аверс» / Интернет ресурс http://umic.ucoz.ru.