Развитие личности ребенка через театральную деятельность.


Развитие личности ребенка через театральную деятельность.
СЛАЙД 1. Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
СЛАЙД 2. Цель программы – создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития. 
СЛАЙД 3. Задачи программы:
развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия (Эмпа́тия — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.), толерантность.
СЛАЙД 4. Принципы и подходы:
концентрический принцип;
художественно-эстетический принцип;
принцип гуманитаризации образования;
коммуникативно-деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
СЛАЙД 5. Спецификой программы является:
комплексный характер:
взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
практическая направленность;
социальное партнерство с родителями.
Режим занятий1.Количество учащихся на занятиях  20 человек , что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.
Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (1-4 классы).
Всего: 1е – 33 часа, 2е,3е,4е - 34 часа в год.
СЛАЙД 6. I   ЭТАП (1 класс) – мотивационно-ориентировочныйЦель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально – игровой деятельности.
Задачи:
Адаптация ребенка в коллективе.
Создание разнообразной учебной среды.
Развитие личностных и творческих способностей детей. Снятие внутренних зажимов.
Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию.
Знакомство детей с приемами кукловождения настольных, пальчиковых, перчаточных кукол.
Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
     II   ЭТАП (2 -3 классы) –- операционально-исполнительный
2 класс
Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства. 
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности.
Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
Закрепление знаний о правилах манипуляции с верховыми куклами.
Ознакомление детей с приемами кукловождения кукол .
Стимуляция внимания, памяти, мышления, воображения детей. Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоционального осознания самого себя.
Слайд 7           3 класс
Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
Задачи:
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.
Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие диалогической и монологической формы речи.
Обучение детей приемам кукловождения тростевых кукол и силуэтов театра теней.
Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с использованием игры - драматизации.
Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
III  ЭТАП (4 класс) – рефлексивно-оценочный
Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Задачи:
1. Совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2. Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя, импровизации с использованием театральных кукол – марионеток, кукол системы «человек – кукла» и игру – драматизацию.
3.  Развитие творческой самостоятельности детей, умения передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
4. Воспитание устойчивого интереса к театрально – игровой деятельности, желания играть с театральными куклами различных систем.
Слайд 8. Формы занятий
Практические занятия.
Проведение экскурсий в кукольный , драматический театр (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).
Открытый урок для родителей.
Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций, кукол.
Слайд 9. Прогнозируемые результаты:
повышение уровня общей культуры;
развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
Формы подведения итогов реализации программы
Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей,  превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Методы контроля:
-                    анкетирование;
-                    мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
-                    сбор отзывов всех участников  проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
-                    сбор отзывов педагогов и воспитанников;
-                    анализ социальной активности учащихся
Слайд 10. Взаимодействие с родителями осуществляется через:
индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций, кукол);
повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
мастер-класс для родителей;
День Открытых дверей для родителей;
выступление детей перед родителями на родительских собраниях;
приглашение родителей на премьеры спектаклей;
Слайд 11. По результатам анкетирования учащихся можно сказать, что уровень развития социально-эстетического воспитания растет. Дети стали больше интересоваться искусством, повышается уровень культуры, развиваются творческие способности, учащиеся самореализуются.
Слайд 12. Спасибо за внимание.