Развитие творческого потенциала учащихся через организацию исследовательской работы во внеурочное время.

Развитие творческого потенциала учащихся через организацию исследовательской работы во внеурочное время.
В.М. Васильева, учитель математики
Одной из задач общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан является формирование творческой личности в процессе обучения учащихся. Эта задача предполагает кропотливую работу по поиску и выявлению нестандартно мыслящих, пытливых учащихся, одержимых жаждой открытий. Таких ребят не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Эффективным способом развития творческих способностей учеников является их привлечение к исследовательской работе в рамках научного общества учащихся (НОУ).
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего его мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания, как правило, недостаточно для успешного решения поисковых или исследовательских задач. Эффективность исследовательской деятельности зависит и от меры увлеченности ученика этой деятельностью, и от умения ее выполнять. Поэтому учащегося нужно ознакомить с методами научно-исследовательской деятельности. Важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы они ненавязчиво усваивали бы процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Изучение научной литературы
Выдвижение гипотез
Формирование цели и задачи исследования
Определение методов исследования.
1. Мотивация исследовательской деятельности осуществляется различными способами: можно сделать акцент на значимости ожидаемых результатов, предложить оригинальное учебное задание и т.п. При исследовании исходная задача должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
В идеале тему должен сформулировать сам ученик в результате решения задачи. Однако в практике для многих школьников самостоятельное определение проблемы затруднительно; предлагаемые ими формулировки могут оказаться или неправильными или неточными. Поэтому на первых порах необходим контроль со стороны учителя. Обосновать актуальность – значить объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Обосновывая актуальность темы, следует указать, почему именно она на данный момент является значимой.
3. Изучение научной литературы. Важной составной частью творческой исследовательской работы является знакомство с известными литературными данными. Свободно ориентироваться в литературе по избранной теме учащемуся поможет освоенный алгоритм работы. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.
4. Выдвижение гипотез. Этот этап может происходить как в процессе проведения испытаний или при систематизации фактического материала, так и в ходе выявления особенностей уже систематизированного фактического материала. Полезно прививать учащимся стремление записывать гипотезы на математическом языке, что придаст высказываниям точность и лаконичность. Нецелесообразно изначально ограничивать число возможных гипотез.
5. Формирование цели и задачи исследования. В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотез.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь по завершении своей работы. Наиболее типичные цели: определение характерных явлений, не изученных ранее, выявление взаимосвязи некоторых явлений, изучение развития явлений, обобщение, выявление закономерностей, создание классификаций.
Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
6.Определение методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования, его проведения и получения определенного результата.
Математические методы:
- статистические методы
- методы и модели теории графов и сетевого моделирования
- методы и модели динамического программирования
- методы и модели массового обслуживания
- метод визуальных данных (функции, графики и т.п.).
Выбор этого или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога.
Как мы видим, полноценное выполнение исследовательского задания требует тщательной подготовки соответствующего методического обеспечения.



15