Педагогический проект Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
Методическая разработка
Педагогический проект
«Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов»
Составитель: Коротун Валентина Васильевна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»
г.Тайшет – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Педагогические основы развития экологической культуры 3
учащихся в учреждениях дополнительного образования
1.1. Интерес детей к решению экологических задач. 3
1.2. Коллективное творческое дело - создание экологической тропы. 4
Глава 2. Педагогический проект "Создание экологической тропы на 4
территории Станции юных натуралистов"
2.1. Описание проекта "Создание экологической тропы на территории
Станции юных натуралистов" 4
2.2. Описание практической реализации проекта "Создание экологи-
ческой тропы на территории Станции юных натуралистов" 7
Заключение 15
Список литературы 17
Приложения
Введение
Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
На решение проблем повышения экологической грамотности направлены усилия педагогов школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования дают детям возможность целенаправленно, углубленно заниматься изучением экологических проблем, располагают широким выбором разнообразных, эффективных форм организации занятий.
Нами разработан проект "Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов", который направлен на углубление экологических знаний детей школьного возраста.
В проекте предлагается творческое решение задачи подготовки учащихся к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через организацию экологической тропы. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Объектом нашего исследования становится интерес детей к решению экологических задач.
Предметом мы определяем коллективное творческое дело - создание экологической тропы.
Гипотеза проекта:
формирование ключевых образовательных компетенций учащихся средствами экологического образования будет эффективным при использовании одной из системно-деятельностных форм организации учебного процесса - экологической тропы.
Цель проекта:
создать экологическую тропу на территории Станции юных натуралистов
Задачи:
подготовить характеристики объектов экологической тропы.
вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
изготовить информационные стенды
подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий на экологической тропе;
Ожидаемые результаты.
- создание 7 остановочных станций на тропе;
- функционирование учебной экологической тропы
Механизм выполнения.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего возраста. Основными участниками образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Глава 1. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования
1.1 Интерес детей к решению экологических задач.
Эффективная работа школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении.
Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды в школе – экологическая тропа, которая позволяет школьнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.
Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

1.2. Коллективное творческое дело - создание экологической тропы.
В школах и внешкольных учреждениях Тайшетского района уделяется особое внимание природоохранному и экологическому воспитанию учащихся.
Экологическая тропа в образовательном учреждении - это место приобретения знаний и пропаганды правильного поведения в природном сообществе. В рамках экологической тропы педагогами приобретается опыт образовательно-воспитательной работы с обучающимися в условиях природы. Правильно организованная природоохранная деятельность на экологической тропе позволяет раскрыть воспитанникам их творческие способности, соединить умственные и физический труд по изучению, оценке состояния и охране природы родного края, что дает возможность применять знания по экологии, биологии, географии, химии, физике на практике.
Чтобы понимать и любить природу, с ней непосредственно нужно общаться. Таким общением с природой можно считать создание учебных экологических троп. Это природные зоны, где школьники ведут наблюдения за растительным и животным миром, почвами, водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу.
На этих экологических тропах не только проводятся экскурсии, но и ведется содержательная природоохранная работа.
Участвуя в защите и восстановлении природы родного края, школьники учатся бережно относиться к природе, приобщаются к экологической культуре. Учебные экологические тропы могут быть не длинными, но обязательными условиями являются эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.
Глава 2. Педагогический проект "Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов "
2.1. Описание проекта "Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов ".
Принципы, которые положены в основу работы по созданию экологической тропы:
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
-принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
- формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления – понятия – знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному».
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
- природа – человеку
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
- человек – природе
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
- правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.
Этапы создания и оформления тропы.
Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:
детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут.
фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
Требования к выбору маршрута тропы:
Привлекательность:
красота ландшафта – это его интуитивно ощущаемая полезность;
каждая тропа должна быть не похожа на другие;
тропа не должна быть монотонной;
Информативность:
способность удовлетворять познавательные потребности людей в области географических, биологических, экологических и иных проблем.
Содержание работы групп по созданию учебной экологической тропы
Поисковики – любители и знатоки природы, занимались исследованием местности, прокладкой маршрута, составлением его картосхемы, выявлением экскурсионных объектов, разработкой вариантов оборудования маршрута.
Ребята составили перечень объектов, расположенных в зоне тропы, и определили примерную тематику научных и художественных текстов, призывов и обращений к посетителям, которые надо было развесить на стендах и установить вдоль маршрута.
Организаторы – проводят конкурсы на лучший призыв, лозунг, экологический знак, на лучший научный или художественный текст в соответствии с перечнем объектов тропы, составленный поисковиками. Условия конкурсов доводились до сведения учащихся. Организаторы конкурсов сами активно участвовали в них, консультировали товарищей. Им помогал классный руководитель.
Изготовители – делают стенды, экологические знаки, информационные доски в соответствии с полученными эскизами. Изготовление стендов, эмблем, нагрудных знаков, текстов, рисунков происходило под руководством учителей ИЗО, технологии.
Экскурсоводы – подготавливаются из числа старшеклассников.
Подготовка экскурсоводов играет большую роль в овладении навыками самообразования. Ребята учатся работать с научной и публицистической литературой, устанавливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.
Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с выходом на полностью оборудованную тропу, которая используется временно в целях подготовки их к роли пропагандистов экологических знаний. На этом этапе происходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.
Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль - процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа учителя с каждым экскурсоводом сменялась работой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребята давали друг другу советы, создавали проблемные ситуации постановкой неожиданных вопросов.
В целом, проведение экскурсии по экологической тропе – это результат переработки большого материала по изучению состояния местной природы, познанию трудовых дел своих земляков, наконец, результаты личного участия школьников в охране природных богатств родного края.
Формы и методы работы на экологической тропе:
экологические беседы;
экологические экскурсии;
экологические конкурсы;
экологические акции;
обсуждение и проигрывание ситуаций;
трудовой десант;
коллекционирование;
экологические выставки и экспозиции;
экологические музеи;
день (неделя) экологического творчества;
экологические праздники и фестивали;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);экологические сказки;
инсценировки, театрализации и т. д.
Этапы реализации проекта  «Создание экологической тропы на территории Станции юных натуралистов»
№ п/п Название этапа Цель Срок выполнения
1. Подготовительный Мотивация, целеполагание проекта. Май 2014 г.
2. Основной Подбор материала для остановочных станций экологической тропы, заготовка и установка информационных стендов станций. Первая, вторая декада июня 2014 г.
3. Заключительный Подготовка экскурсоводов. Третья декада июня 2014 г.
4. Открытие экологической тропы сентябрь 2014
План мероприятий
№ п/п Мероприятие Ответственный
1. Исследование местности на территории СЮН Коротун В.В. Шимко Дарья
2. Составление карты-схемы, выявление остановок тропы Коротун В.В. Шимко Дарья
3. Выбор растений и других природных объектов для экотропы. Коротун В.В. Хамитова Дания
4. Подготовка теоретического материала по каждой станции. Коротун В.В. Хамитова Дания
5. Изготовление стендов, информационных досок, знаков Коротун В.В. Шимко Дарья
6. Установка информационных стендов станций Коротун В.В. Шимко Дарья
7. Эстетическое оформление станций. Коротун В.В. Шимко Дарья
8. Подготовка экскурсоводов Коротун В.В.
9. Открытие экологической тропы Коротун В.В.
Возможные риски.
№ п/п Риски Преодоление рисков
1. Большой объем работы Привлечение родителей, общественности
2. Плохие погодные условия Продление сроков
 Перспектива экологической тропы:
Наша экологическая тропа – это прообраз тропы, которая будет проложена по естественным ландшафтам
2.2. Описание практической реализации проекта "Создание экологической тропы на территории СЮН".
Длина нашей экологической тропы, расположенной на территории Станции юных натуралистов, невелика - участок имеет площадь 1,5 га.
В объекты учебной экологической тропы мы включили наиболее известные ребятам растения и животных, каждому из которых "посвятили" остановочный пункт. Всего этих пунктов получилось семь:
1. "Дендрарий"
2. "Плодово-ягодный сад"
3. "Лекарственные растения"
4. "Сорочье гнездо"
5. "Синичкин дом"
6. "Привал"
7. "Компостная яма"
Объект экскурсии - маленькое открытие для каждого - не только посетителя. но и экскурсовода. Экскурсоводы не только называют видовые названия, ареалы распространения, цифры. Они рассказывают легенды, связанные с тем или иным растением, вспоминают знакомые песни.
Экскурсия начинается с инструктажа по правилам поведения в природе.
А теперь, уважаемые натуралисты, мы с вами отправляемся в очень интересное и познавательное путешествие. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
Наша первая остановка - "Дендрарий".
На первой остановке ребятам предлагается назвать деревья, которые их окружают, и рассказать что-то интересное о них.
Затем можно добавить следующие сведения.
Лиственница.
В сибирском городе Тюмени во время раскопок обнаружен старый водопад. Целый век пролежали его деревянные трубы в земле и не сгнили. Оказывается, трубы были из лиственницы.
Сибиряки любят это хвойное дерево. Уж очень много у него ценных качеств. Сибирской лиственнице не страшны морозы. не ломают ее и сильные ветры. К почве она непривередлива, а растет быстро и живет около 400-500 лет. Древесина ее славится прочностью. Высотой дерево бывает 30-50 метров, а в диаметре более полутора метров.
Лиственничные леса - весьма значительная часть "зеленого моря" нашей страны. Красивую, стройную лиственницу часто выращивают в парках. Хвоя у нее густая, но мягкая. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет и на зиму опадает, как у лиственных пород. Поэтому и называется дерево - лиственница.
Сибирский кедр (кедровая сосна)
Редкого человека не взволнует величавая осанка сибирского кедра. Не оторвать глаз от пышного убора могучих деревьев, что стоят, как писал Мамин-Сибиряк, "точно бояре в дорогих зеленых бархатных шубах". Коренные сибирские жители издревле хранили красу родных лесов, охраняли и разносили славу кедру по белу свету. Русские первоселы восприняли у них эту любовь к кедру и бережно пронесли ее до наших дней.
Сибиряки берегут кедр не только из-за его торжественной красоты. В кедровых лесах живет драгоценный соболь. Это нервное и гордое создание, умирающее иногда в руках зверолова от разрыва сердца, не может продолжить рода, если нет кедровых орешков. В кедрачах обитает и белка, плодовитость которой и качество шкурки прямо зависит от урожая орехов. Кедр прикармливает также горностая, медведя, барсука.
Под густым хвойным пологом алтайской и Саянской тайги живет прекрасное творение сибирской природы - благородный олень, марал. Маралий корень - невзрачное растение, охотно заготавливаемое медиками и поедаемое маралом - берет соки только из почвы, сдобренной многолетней работой кедра. Каждую весну марал отращивает на своем лбу бесценный дар - панты. Могучий зверь растит их в муках. Он испытывает смертельную боль, если на нежные кровяные отростки подует даже легкий ветерок, и здесь одно спасение - густой кедрач. Чудовищная пытка - хоть одна дождевая капля, и снова марал ищет защиты у своего покровителя, потому что из всех таежных деревьев только кедр не пропускает дождя. Панты нужны человеку. Вытяжка из них - концентрированный пантокрин - чудесным образом лечит человеческие нервы и сердце.
Народ давно уже убедился и в лечебных свойствах кедра, назвав его сок "живицей". Сибиряки испокон веков лечили кедровой живицей порезы, ожоги, раны, а хвоей - цингу.
В годы Великой Отечественной войны медики проверили народный опыт и признали кедровую живицу ценным лечебным препаратом, который стал широко применяться в госпиталях. Ученые установили также, что кедровый орех содержит различные вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждающие туберкулез, малокровие.
Да, кедр полон тайн. В кедровой посуде почему-то долго не скисает молоко; в шкафу из кедра не заводится моль; клещ и комар пуще огня боятся эфирных ароматов, которые источает это чудо-дерево, а пчелы, наоборот лучше чувствуют себя именно в кедровом улье. Кедр дает масла незаменимые при бактериологических исследованиях, при изготовлении особо качественных олиф и красок, при отделке меховых шкурок. Из смолы, хвои, коры и шишек кедра можно получить бальзам, древесный спирт, эфиры, витамины, лечебные концентраты, канифоль.
Но все же главная ценность сибирского кедра - его семя. Жирность кедрового ореха достигает 79,5%. А жирность грецкого ореха - 64,5%, олив - 60%, миндаля - 53%, подсолнуха - 44%.
Жмых у некоторых масличных - почти бросовый продукт, а обезжиренные кедровые орешки - замечательный пищевой концентрат, на девять десятых состоящий из белка, крахмала, глюкозы. Сибиряки издавна делали из кедровых орехов, так называемое "постное молоко", "растительные сливки" - вкусное и сытное блюдо. Ученые определили калорийность этого продукта. Оказалось, что кедровые сливки почти в 3 раза питательнее коровьих.
Береза
Белая кора, покрывающая ствол дерева и отделяющаяся тонкими, как бумага, слоями, а также ее кудрявая душистая крона делает березу любимым нашим деревом.
Береза или является примесью в хвойных и смешанных лесах, или образует временные леса, которые постепенно сменяются хвойными. Высота ее ствола достигает 20 метров.
Ветви березы от ствола начинают расти прямо вверх, но, с годами удлиняясь, они делаются более тяжелыми и обвисают.
Листья у березы похожи на треугольники, с округлым основанием, вверху заостренные, с маленькими зубчиками по краям. Молодые листья защищены от чрезмерного испарения смолистым покровом. Весной эта смола придает березе приятный запах.
Цветет береза одновременно с распусканием листьев - в конце апреля, в мае. Цветы у нее собраны в сережки. Мужские и женские сережки находятся на одном дереве. Мужские сережки крупнее женских. В женских сережках осенью образуются плоды, часть их рассеивается зимой по снегу. Плоды снабжены с обеих сторон крылышками, благодаря которым ветер легко разносит их на далекие расстояния Береза очень плодовита (гектар березового леса дает до 90 млн. семян). Вот почему березу можно найти всюду: в лесах. на болотах, на стенах и карнизах старых домов.
Береза - первое растение, которое появляется на гарях и порубках. Пни, оставшиеся от срубленных берез дают богатую поросль. Наличие нескольких стволов, растущих как бы из одного корня, - доказательство того, что березовые насаждения порослевого происхождения. Большинство наших березовых лесов является порослевыми.
Береза имеет большое хозяйственное значение. Древесина березы дает прекрасные дрова. Кроме того, она идет на выделку мебели, фанеры, осей, полозьев, ручек для инструментов, катушек и т.д.
Из березовой древесины добывают уксусную кислоту и древесный спирт. Из листьев получают желтую и зеленую краску для тканей. Березовая кора идет на выгонку дегтя, и из бересты, наружной части коры белого цвета, делают корзины, сумки и другие предметы домашнего обихода.
Вторая остановка - "Плодово-ягодный сад".
Учащиеся называют увиденные деревья и кустарники, определяют принадлежность растений к тому или иному семейству, делятся интересными сведениями о яблоне, вишне, облепихе, сливе, виктории, которыми представлен плодово-ягодный участок. Нелишней будет следующая информация.
Слива
Род плодовых косточковых растений семейства розоцветных. Деревья или кустарники высотой 3 - 12 метров. Листья простые, очередные, округлые, эллиптические или ланцетные. Цветки одиночные, или 2 - 5 в соцветии, белые или розовые. Плод- мясистая односемянная костянка овальной, округлой или яйцевидной формы. Масса плодов от 6 до 100 грамм; окраска желтая, зеленая, красная, пурпурная или синевато-черная с голубовато-восковым налетом.
Происхождение точно не установлено; предполагается, что произошла в результате естественных скрещений терна и алычи и последующего отбора в культуре.
Родиной сливы домашней считают Кавказ, Азию и Северный Иран. Содержит от 9% до 20% сахара, органической кислоты (яблочную, лимонную и др.0 от 0,4% до 1%, витамины В1, В2, С, К, РР, каротин и минеральные вещества.
В России сорта: венгерка домашняя и итальянская, ренклод зеленый, колхозница и другие.
Вредители: сливовая плодожорка, щитовка, тля и т. д.
Вишня
Род древесных растений семейства розоцветных. Листья очередные. Цветки белые или розовые, собраны в небольшие соцветия - зонтики. Плод - сочная костянка с шаровидной косточкой, содержит одно семя. К роду вишня относится также черешня. В России после яблони вишня наиболее распространенное плодовое растение (около 27% площади всех плодовых насаждений). Ценится за хорошие пищевые качества плодов, зимостойкость, раннее вступление в пору плодоношения (на 3-й, 4-й год после посадок), ежегодную высокую урожайность (до 10 тонн с 1 га). Плоды содержат 7,3 - 17,5% сахаров, 0,8 - 2,4% кислот, 0,15 - 0,88% дубильных веществ.
В России основные районы разведения: Северный Кавказ, центральные районы, Поволжье.
Вредители: вишневый слоник, вишенная тля, муха, вишенные пилильщики.
Болезни: плодовая гниль, клястероспориоз, цитоспороз, вертицеллез и др.
Яблоня
У яблони есть одна очень интересная особенность: каждое дерево необходимо привить, иначе вырастет дикая яблоня. Дикая яблоня много тысяч лет назад давала плоды для людей, которые жили человеческим стадом. Множество таких деревьев встречается и сейчас в Европе, Азии и других частях света. Одна из родоначальниц домашней яблони - яблоня лесная, или дикая. Встречается по опушкам и рединам, редко -под пологом смешанных насаждений в лесостепной и степной зонах, заходит также в лесную зону. Растет в лесах Средней Европы и Скандинавского полуострова. Дерево высотой от 3 до 10 м с раскидистой шатровидной кроной и серой корой. Ветки колючие. Листья эллиптические, по краю зубчатые. Вскоре после распускания листьев появляются белые или розовые цветки, собранные по 5-6 штук в щитки. В сентябре-октябре поспевают некрупные, 2 - 2,5 см в диаметре, желто-зеленые кислые яблоки. С одного дерева их можно собрать до 50-60 кг. Из диких яблок готовят варенье и сухой компот, иногда их едят в печеном виде. У туристского костра листьями яблони можно заварить душистый чай. Лесная яблоня засухоустойчива, и поэтому ее вводят в качестве сопутствующей породы в полезащитные полосы и насаждения, которые препятствуют образованию оврагов. Сеянцы используются как подвой для культурных сортов яблони.
Но вот человеку понравились плоды дикорастущей яблони, он вырастил молодые растения из ее семян или же пересадил из леса поближе к своему жилью. Из потомства он оставлял самые лучшие растения, и такой отбор шел на протяжении многих веков. Его называют искусственным отбором, потому что он шел искусственно, его проводил человек. Так постепенно, вследствие искусственного отбора, появились новые, как говорят, культурные формы плодовых растений. Они сильно отличаются от дичков своими крупными, сочными плодами. В разных местах земного шара было создано свыше 6000 сортов. Яблоня - многолетнее растение, живет до 25 лет, некоторые сорта не боятся морозов. Они растут на Урале, в Сибири, в северных областях европейской части России.
Много для развития садоводства сделал Иван Владимирович Мичурин. Он всемирно известен как ученый-биолог и селекционер. Мичурин вывел несколько новых сортов яблони. Методы гибридизации (особенно отдаленной) Мичурина стали классическими и положили начало продвижению на север многих южных культур. Сейчас испытывается новый сорт яблони. Вы знаете, как трудно собирать яблоки. Новый же сорт - низкорослые деревья. По такому плодовому саду едет специальный комбайн и собирает яблоки.
Третья остановка - "Лекарственные растения".
На Станции юных натуралистов в этом отделе можно увидеть пустырник, мать-и-мачеху, бадан толстолистный, а так же более знакомые учащимся чистотел и подорожник. Ребятам предлагается вспомнить, какие растения называют лекарственными, затем они обнаруживают свои знания о том, для лечения каких заболеваний применяются имеющиеся экземпляры. В свою очередь учитель может добавить следующие сведения.
Бадан толстолистный
Многолетнее травянистое растение из семейства камнеломковых, высотой до 50 см, с толстым ползучим корневищем, крупными, кожистыми, живущими под снегом листьями, с лилово-розовыми цветками, собранными в щитковидное соцветие на конце стебля. Цветение продолжается 12-20 дней. Но растение остается очень привлекательным в течение всего вегетационного периода, образуя плотный напочвенный покров высотой 15-20 см.
Бадан растет в тени и в полутени, выносит кратковременный недостаток влаги.
Заготавливают корни и корневища бадана в июне - июле, вырывая их руками. Бадан содержит дубильные вещества, арбутин, галловую кислоту. Растение обладает фитонцидной активностью. Жидкий экстракт бадана оказывает хороший эффект при колитах и энтероколитах неизвестной природы, при стоматитах в виде полосканий, а также в акушерско-гинекологической практике.
В тибетской медицине бадан применяют при различных кровотечениях, воспалении легких, гриппе, болезнях почек.
Из черных, засохших листьев бадана, прошедших под снегом процесс естественной ферментации, население Сибири издавна готовит тонизирующий чай, получивший название чагирского, староверческого или монгольского чая. Напиток не содержит кофеина, обладает противовоспалительным действием, используется в составах многочисленных лечебных бальзамов.
Пустырник
Растет по степным каменистым склонам, в степях, на пустырях. Цветет с конца июня до августа. Заготовляют траву пустырника в период цветения, срезая облиственные верхушечные части растений вместе с цветами. Трава пустырника содержит до 0,06% алколоидов, дубильные вещества, около 0,02% водорастворимого эфирного масла, горькое вещество неустановленной природы, яблочную кислоту, флавоноиды и следы жирного масла .Клинически установлено, что препараты пустырника эффективны при вегетативных и сердечно-сосудистых неврозах, миокардиодистрофии, атеросклерозе и начальных стадиях гипертонической болезни, а также при легких формах базедовой болезни. В народной медицине пустырник назначают при водянке, ревматизме, как мочегонное, успокаивающее и сердечное средство.
Подорожник большой
Растет по лугам, долинам рек, среди березовых лесов, по окраинам полей и дорог, близ жилья, по огородам, на сырых освещенных местах по всей Восточной Сибири.
Цветет в июне - августе. Заготавливают листья и семена подорожника. Листья содержат гликозид аукубин, горечи, дубильные вещества, каротин, аскорбиновую кислоту, витамин К и незначительное количество алколоидов. В семенах содержится до 44% слизи, жирное масло, углеводплантеоза, олеоноловая кислота, стероидные сапонины, белковые и дубильные вещества, аукубин и т.д.
В научной медицине подорожник применяют в виде настоя и свежего сока из листьев при гастритах, энтеритах и энтероколитах, острых и хронических колитах. Листья входят в состав чаев от кашля, а настой, приготовленный из 1 столовой ложки измельченных листьев в стакане кипятка в качестве отхаркивающего средства. Сок назначают как горечь для возбуждения аппетита.
В народной медицине подорожник применяется издавна как ранозаживляющее средство, кровоостанавливающее при порезах, назначается также при свищах, нарывах, ожогах.

Мать - и - мачеха обыкновенная, камчужнаяРастет по берегам рек, канавам, по глинистым обрывам и железнодорожным насыпям, на влажных местах, в районах Центральной Сибири только в западной части; по юго-восточному берегу озера Байкал; на верхней Лене и очень редко по северо-восточному побережью Байкала.
Цветет в конце мая - июле. Заготавливают цветки листья мать-и-мачехи. Цветки содержат дубильные вещества, фарадиол, арнидиол, фитостерин и другие вещества; листья - горькие гликозиды, слизь, дубильные вещества, сапонины, аскорбиновую кислоту.
В медицинской практике листья и цветки мать-и-мачехи применяют от кашля в виде настоя. Препараты растения оказывают мягчительное, отхаркивающее, дезинфицирующее и противовоспалительное действие при бронхитах, ларингитах, абсцессе легких. Листья входят в состав грудных и мягчительных сборов.
Четвертая остановка - "Сорочье гнездо".
Конечно, все учащиеся способны отличить сороку от других представителей пернатых, но не каждый знает, как сорока устраивает свое жилище. На юннатской станции птица облюбовала высокую лиственницу. Здесь будет уместно сообщить следующую информацию.
Птица семейства вороновых, отряда воробьиных. Длина тела 45-48 см, весит до 250 г, широко распространена в Палеарктике и на Северо-западе Америки, в России отсутствует в пустынях, тундре, в Якутии и Магаданской области.
Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается - резкое стрекотание. А если сорока застрекотала, значит, кого-то заметила: глаз у нее зоркий - никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.
Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле зеленовато-синие. Хвост длинный ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он темно-зеленый с красновато-металлическим отливом. Развернутый веерообразно он помогает птицам выделывать оригинальные повороты и спуски. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шажками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.
Селится она в светлых, разреженных лесах. Высоко на дереве устраивает гнездо из сравнительно крупных сучьев, которые переплетает стеблями травы и скрепляет глиной. Входное отверстие гнезда глубокое. Снаружи это гнездо похоже на большой шар. Оно очень прочное, иногда без ремонта держится на дереве или кусте годами.
Самка откладывает 5 - 8 зеленоватых с бурыми крапинками яиц. Сидит она на них 17 дней. Самец кормит ее, а затем и появившихся птенцов. Как только малыши окрепнут, самка помогает ему. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода и санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна культурных злаков, подсолнечника. Всю зиму сороки своим выводком держатся вместе и обитают возле населенных пунктов. О сороке сложены пословицы и поговорки: "Сорока нам на хвосте весть принесла", "Сорока-белобока на порог скакала, гостей поджидала, кашу варила, деток кормила", "Сорока на стреху лезет - к вьюге".
Птица эта хоть и осторожная, однако, постоянно на виду. Только во время линьки (в середине лета) сорока прячется в чаще леса. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде.
Пятая остановка - "Синичкин дом".
Ребята обнаружили в старой яблоне дупло, именно там устроила свое гнездо синица. Про синицу известно следующее.
Большая синица (Parus major) - птица, по размерам немного уступающая воробью (длина тела 13 - 16, 5 см, масса - около 20 г), с блестяще-черным верхом головы, горлом, шеей и зобом, чисто-белыми щеками, зеленоватой спиной и желтой грудкой с черной продольной полосой, идущей от зоба к черному подхвостью. У самок эта полоска уже, чем у самцов. Встречается большая синица почти по всей Европе и Азии, кроме северных районов, и в Северной Африке. Всюду ведет оседлый образ жизни, совершая кочевки в пределах области гнездования. Селятся большие синицы в лиственных лесах и пойменных зарослях древесной растительности. Часто можно встретить их в городских рощах и парках, садах и скверах.
Во второй половине февраля и начале марта самцы начинают петь характерную песенку, напоминающую звонкую капель. Каждый самец имеет в своем репертуаре несколько типов песен, но чаще всего пользуется двумя-тремя. Если птицу не беспокоить, она может петь около часа, иногда более. Кроме песни у больших синиц есть еще и позывы "пинь-пинь", в случае тревоги - трещащее "тррр", у молодых осенью - негромкое "ти-ти-ти", которым они переговариваются в кочующих стайках.
Заняв гнездовую территорию, пара больших синиц выбирает место для будущего гнезда. Птицы эти - дуплогнездники, птенцов они выводят в естественных и искусственных укрытиях и глубоких нишах. Предпочтение при этом оказывают старым дуплам дятлов, в большинстве случаев выдолбленным в осинах или других породах с мягкой древесиной. На втором месте стоят дупла, образовавшиеся при выживании сердцевины дерева в месте отхождения крупных ветвей, спиленных или обломившихся у основания. Охотно селятся большие синицы в дуплянках и скворечниках, могут использовать для гнездования полые фонарные столбы, дуплообразные ниши в различных постройках, почтовые ящики и т.д. На дно дупла самка укладывает сухие веточки, стебельки, мох и лишайники. На этом прочном, толщиной до 7 см, основании возводятся стенки гнезда - из шерсти, волос и пуха.
В средней полосе большие синицы заканчивают строительство гнезд в середине мая. В кладке бывает до 13-16 белых с коричневыми отметинами яиц. Самка насиживает кладку две недели и еще неделю продолжает оставаться в гнезде, обогревая вылупившихся птенцов. Самец в это время собирает и приносит в гнездо корм. Позже и самка включается в процесс выкармливания потомства - за день синицы могут приносить птенцам корм до 500 раз! Если гнездо не беспокоить, птенцы досиживают там до трех недель, однако могут покинуть его и гораздо раньше. Вылетевшие птенцы (обычно это происходит в первой половине июня) уже могут перепархивать с дерева на дерево, но в первое время возвращаются в гнездо на ночевку.
В условиях средней полосы большинство пар больших синиц откладывают и вторую кладку, обычно в новом гнезде, которое сооружают за несколько дней. В это время самец еще докармливает птенцов первого выводка. "Переселение" объясняется необходимостью избавиться от паразитов, которые скапливаются в старом гнезде. Во второй кладке яиц меньше. Вылупление происходит в середине июля.
Покинувшие гнезда птенцы кочуют выводками по опушкам и кустарникам, приближаясь к садам и поселкам. Осенью горожане и сельские жители начинают устраивать кормушки, и синицы охотно их навещают. Кроме того, синицы находят обильный корм на помойках, а также вблизи мест кормления сельскохозяйственных животных.
Среди кормов, поедаемых большой синицей, значительное место занимают насекомые: долгоносики, клопы, златогузки, непарные шелкопряды, муравьи, пчелы, личинки пилильщиков, гусеницы бабочек. Птицы поедают также семена трав и деревьев, расклевывают ягоды, трупы умерших животных.
С появлением снега группы синиц часто перемещаются в городские парки, где почти всегда есть кормушки. Здесь синицы настолько привыкают к людям, что охотно берут семечки подсолнуха и давленные орехи прямо с рук. Многие городские синицы регулярно навещают балконы и форточки высоких домов, где их также часто специально подкармливают, особенно одинокие пожилые люди, которым веселые озорные птички поднимают настроение. Такие кормушки наполняются крошками со стола, остатками каш и т.п. Этот корм большие синицы тоже поедают, особенно в сильные морозы. Не стоит только сыпать в кормушку крошки ржаного хлеба.
С наступлением весны большие синицы прилетают на балконы петь песни, развлекая горожан своим мелодичным и звонким голосом. Здесь же, на балконах, в щелях и нишах, а тем более - в специально устроенных дуплянках и гнездовых ящиках, синицы могут и загнездиться. И тогда вы сможете наблюдать за их "личной жизнью". Таким образом, эти птицы выступают в роли своеобразных посланников дикой природы для людей, лишенных возможности общаться с ней по состоянию здоровья или по другим причинам.
В неволе больших синиц можно содержать в просторной клетке или в вольере. Обычно больше одной пары в вольере не уживается, так как эти птицы очень драчливы и даже при достаточном количестве корма все равно будут ссориться.
Шестая остановка - "Привал".
На привале организуется викторина "Растения-символы".
1. Дерево это любимо в народе, почитается как символ весны, молодости и чистоты. Чудесным его плодам в мифах и сказках разных народов приписывается волшебная сила, а неповторимая красота этого цветущего дерева весной радует душу и воспевается поэтами, художниками и музыкантами.
2. Это кустарник или небольшое деревце, растущее по долинам рек в лесной и степной зонах. Один из важнейших православных праздников сопровождается церковным обрядом с ветками этого растения. Освященные в церкви пучки веток, по поверью, обретают очистительную силу. С их помощью приводили в порядок жилища, выметая мусор, накопившийся за зиму. Мусор сжигали, а затем парились в бане, стегая себя этими ветками и приговаривая: "Здоровье - в хату, хворь - в лес!"
3. Дерево это быстро оживает весной. Считается, что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе, которую люди надеялись перенести на поля. Поэтому оно стало символом праздника Колосяницы, а после принятия на Руси христианства - Троицы.
Дерево это украшали лентами, вокруг водили хороводы, плели из его ветвей венки.
4. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел свое отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер.
На этом месте на берегу озера вырос прекрасный белый цветок.
5. Высокое и могучее дерево это идет дело целиком, без остатка - от корня до вершины - как ценное сырье. У многих народов мира оно считается волшебным, приносящим счастье и отводящим беду.
Западные и восточные славяне хранили в избах от одного новогоднего праздника до другого ветку этого дерева, отгоняющую злые силы от дома и оберегающую мир и благополучие его обитателей.
6. Часто это дерево называют проклятым - по преданию, на нем удавился Иуда. Построенные из него строения рушатся, придавливая хозяев, только колом из этого дерева можно убить вампира. Но дурная слава им не заслужена. Из древесины этого дерева в старину клали срубы колодцев, делали дранку для покрытия куполов храмов и крыш домов, а в наше время делают спички и фанеру.
Листья, кора и сок используются в народной медицине.
7. Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. .его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки - богине любви Афродите, римляне - богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить все сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка - розетка - является архитектурным украшением многих зданий.
Этот цветок можно встретить на гербах таких знаменитых английских аристократов, как Йорки или Ланкастеры.
8. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье - цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырех. Если найдешь такой цветочек, то его надо съесть.
А трехлопастные цветки, наоборот, сулят несчастье и беды.
Седьмая (последняя) остановка - "Компостная яма".
Продуктами жизнедеятельности любого города, также как и любого природного сообщества, являются разного рода отходы. Часть их можно использовать для получения ценного органического удобрения. Компосты - удобрения, получаемые в результате разложения различных органических веществ под влиянием деятельности микроорганизмов. При компостировании в органической массе повышается содержание достигнутых растениями элементов питания (азота, фосфора, калия и др. ), обезвреживаются патогенная микрофлора и яйца гельминтов, уменьшается количество целлюлозы, гемицеллюлозы и пектиновых веществ (вызывают переход растворимых форм азота и фосфора почвы в менее усвояемые растениями органические формы). Удобрение становится сыпучим, что облегчает внесение его в почву. Основные материалы для приготовления компоста: навоз, торф, навозная жижа, птичий помёт, льняная и конопляная костра, древесная листва, стебли подсолнечника, кочерыжки кукурузы, непригодные корма, городской мусор, фекалии, остатки сточных вод, отходы кожевенных заводов и другие. Распространены компосты торфянонавозные, торфожижевые, торфофекальные, навозоземляные и навозофосфоритные.
Заключение
На основании всего вышеизложенного можно констатировать следующее:
- экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
- создание экологической тропы на территории станции юных натуралистов имеет определенную педагогическую ценность, большое воспитательное значение (эффект):
- учащиеся смогли понять и прочувствовать необходимость сохранения и приумножения истинных ценностей людей, к которым относится культура и природа;
- познакомились с взаимосвязью процессов, протекающих в природной среде; - закрепили навыки правильного поведения в природе;
- рассмотрели многообразие видов живых организмов родного края.
В дальнейшем можно использовать созданную экологическую тропу не только для проведения экскурсий, но и для научных исследований, ведения природоохранных мероприятий, внедрения элементов мониторинга (т.е. личностных достижений учащихся).
Данная экологическая тропа даст возможность оценивать состояние природных систем, биогеоценозов, прогнозировать развитие экологической ситуации.
Список литературы.
1. Алексеев С.В. “Практикум по экологии”. Москва. АО “МДС”, 1996.
2. Высоцкая М.В.Биология и экология 10-11 классы. Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2008 год.
3. В.В. Мазин, Л.С. Шашкова. «Грибы, растения и люди». Москва, Агропромиздат, 1986.
4. Мирошкина С.М., Королев В.Г., Лепехина Н.А. «Экология. Безопасность. Жизнь», Выпуск 11, Гатчина. ПИЯФ РАН, 2001, 1986.
5. И. Павлов. «Физиология и психология при изучении высшей нервной деятельности животных» // «Правда» № 176, 1996.
6. А.В. Полоскин, И.Б. Савинич. «Исследователь городской среды». Выпуск № 3, СПб., 2001.
7. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999. - 432 с., ил.
8. Телятьев В.В. Полезные растения Центральной Сибири. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - 384 с., ил.
9. Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. Сост. В.П. Горощенко. - М.: Просвещение, 1971 - 336 с., ил.
10. «Я познаю мир». Экология. Москва, АСТ, 1997.
11. Развитие детского и молодежного экологического движения. Тезисы докладов VII Международной конференции по экологическому образованию. СПб, «Крисмас+», 2001.
12. Журнал “Биология в школе” №4 (2005 г.), №7 (2009 г.)
Приложение 1
Правила техники безопасности в природе.
1. Запрещено разводить костры:
- в сухую погоду при сильном ветре;
- на расстоянии менее 3 м от деревьев;
- среди хвойных молодняков;
- на сухой траве, в тростниках и камышах;
- под кронами деревьев, между поверхностными корнями и около пней.
Не следует оставлять костры без присмотра даже на некоторое время, а также, отправляясь в путь, оставлять их непотушенными.
2. Не обламывайте ветки деревьев и кустарников, не повреждайте их топорами и режущими предметами.
Одна большая береза, пораненная топором, может потерять за сезон до 200 л сока. В раны на стволах деревьев проникают целые армии болезнетворных организмов: грибов, вирусов, бактерий.
3. Находясь в природной зоне, не поднимайте шум, не включайте на полную мощность транзисторы. Потревоженные случайным шумом птицы и животные, как правило, покидают свои места обитания, особенно в тяжелом положении оказывается молодняк. не поспевая за взрослыми, птенцы и зверята теряются и нередко гибнут. Несколько вспугиваний приводит к гибели целых выводков некоторых видов птиц.
4. Не повреждайте норы животных, гнезда птиц, муравейники. Не трогайте птичьи яйца и не вынимайте птенцов из гнезд - это может привести их к гибели.
5. Запрещен самовольный отлов певчих птиц и диких животных. Помните, что дикие животные не могут жить в неволе и поэтому в большинстве случаев погибают.
6. Нельзя загрязнять места отдыха. Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервные банки - более 90 лет, полиэтиленовые пакеты - более 200 лет, стекло - более 1000 лет.
7. Не рвите дикорастущие лекарственные растения для гербария и составления букетов. Помните, что эти растения применяют в медицине для изготовления лекарств.
Приложение 2
Информация для размещения на стендах
ОСТАНОВКА "ДЕНДРАРИЙ"
НЕ ОБЛАМЫВАЙТЕ ВЕТКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ, НЕ ПОВРЕЖДАЙТЕ ИХ ТОПОРАМИ И РЕЖУЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ
ОСТАНОВКА "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ"
НЕ РВИТЕ ДИКОРАСТУЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДЛЯ ГЕРБАРИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ. ПОМНИТЕ, ЧТО ЭТИ РАСТЕНИЯ ПРИМЕНЯЮТ В МЕДИЦИНЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ
ОСТАНОВКА "СИНИЧКИН ДОМ"
НАХОДЯСЬ В ПРИРОДНОЙ ЗОНЕ, НЕ ПОДНИМАЙТЕ ШУМ. ПОТРЕВОЖЕННЫЕ СЛУЧАЙНЫМ ШУМОМ ПТИЦЫ, КАК ПРАВИЛО, ПОКИДАЮТСВОИ МЕСТА ОБИТАНИЯ. НЕСКОЛЬКО ВСПУГИВАНИЙ ПРИВОДЯТ К ГИБЕЛИ ЦЕЛЫХ ВЫВОДКОВ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПТИЦ.
ОСТАНОВКА "СОРОЧЬЕ ГНЕЗДО"
НЕ ПОВРЕЖДАЙТЕ ГНЕЗДА ПТИЦ.
НЕ ТРОГАЙТЕ ПТИЧЬИ ЯЙЦА И НЕ ВЫНИМАЙТЕ ПТЕНЦОВ ИЗ ГНЕЗД - ЭТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ИХ К ГИБЕЛИ
ОСТАНОВКА "КОМПОСТНАЯ ЯМА"
ДЛЯ ЯБЛОЧНЫХ ОГРЫЗКОВ МЕСТЕЧКО МЫ НАЙДЕМ, ОТХОДЫ ПИЩЕВЫЕ НА ОГОРОД СНЕСЕМ. ЯИЧНАЯ СКОРЛУПКА, ОВОЩНЫЕ ОЧИСТКИ - ВСЕ ЭТО ПЕРЕГНИЕТ И ПРЕВРАТИТСЯ В ХОРОШУЮ ПИТАТЕЛЬНУЮ ЗЕМЛЮ
ОСТАНОВКА "ПРИВАЛ"
НЕ ЗАГРЯЗНЯЙТЕ МЕСТА ОТДЫХА. ПОМНИТЕ, ЧТО ОСТАВЛЕННАЯ ВАМИ БУМАГА БУДЕТ ЛЕЖАТЬ ДО ПОЛНОГО РАЗЛОЖЕНИЯ БОЛЕЕ ДВУХ ЛЕТ, КОНСЕРВНЫЕ БАНКИ - БОЛЕЕ 90 ЛЕТ, ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ - БОЛЕЕ 200 ЛЕТ, СТЕКЛО - БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ.
ОСТАНОВКА "ПЛОДОВО-ЯГОДНЫЙ САД"
НЕ НАРУШАЙТЕ СРОКИ СБОРА ЯГОД, ЕЖЕГОДНОУСТАНАВЛИВАЕМЫЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ СОЗРЕВАНИЯ. НЕДОЗРЕВШИЕ ЯГОДЫ НЕ ОБЛАДАЮТ ЦЕННЫМИ ПИТАТЕЛЬНЫМИ И ЛЕЧЕБНЫМИ СВОЙСТВАМИ.