Открытый урок производственного обучения по теме Шиповые соединения по профессии Столяр строительный


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
(2 корпус)
Методическая разработка
открытого урока по производственному обучению
по профессии "Столяр строительный"
по теме "Шиповые столярные соединения"

разработал:
мастер производственного обучения
ГАПОУ МО «Егорьевский техникум»
Светлов Юрий Михайлович

г. Егорьевск,
2016 г.
План урока
производственного обучения
«9» ноября 2016 г.
Группа № ст-58, 1 курс
Мастер п/о Светлов Ю.М.
Специальность: столяр строительный
Тема программы «Шиповые столярные соединения»
Тема урока «Одинарные шиповые соединения»
Цель и задачи занятия: Формирование умений самостоятельного выполнения операций, планирование технологического процесса и сборки.
Образовательные: Закрепить знания обучающихся по технике безопасности и навыкам по пользованию столярными инструментами.
Развивающие: Содействовать развитию профессиональной значимости личностных качеств (аккуратности, ответственности), познавательной активности, учебно-производственной самостоятельности.
Воспитательные: Научиться соблюдать технологический процесс при изготовлении шиповых соединений.
Формировать осознанную потребность в труде.
Воспитать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию и материалам. Ответственное отношение к правилам техники безопасности.
Формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, уважение к труду в своей профессии.
Коррекционные цели: Коррекция сенсомоторных процессов при отработке навыков. Развитие пространственной ориентации при организации рабочего места.
Материально-техническая база: верстак, угольник, карандаш, ножовка, долото, рулетка, стамеска, рубанок и шлифовальный брусок.Ход урока
Организационная часть (указать время) - 5мин.
Проверить по журналу явку обучающихся.
Проверить внешний вид обучающихся (наличие спецодежды, обуви, головного убора, подготовку и заточку инструмента).
Назначение дежурных по мастерской.
Вводный инструктаж (указать время) - 30 мин.
Мотивация учебной деятельности (сообщение темы и цели урока).
Актуализация прежних знаний (повторение предыдущего материала)
а) Устройство столярного верстака и его назначение. Материалы, применяемые при изготовлении верстака.
б) Устройство и назначение столярного рубанка.
в) Контрольный инструмент и его назначение.
Объяснение нового материала - 1 час
Шиповые соединения деревянных деталей на клею отличаются большой прочностью, и нашли широкое применение при изготовлении дверных и оконных переплетов и блоков, мебели и различных деревянных конструкций. Элементами шипового соединения являются шип, соединяемый с гнездом или проушиной.
Шипом называют выступ на торце деревянной детали.
Гнездом называют отверстие в другой детали, которое соединяется с шипом.
Проушиной называют паз на торце детали, соединяемый с шипом.
Профили и размеры шипа и проушины должны совпадать. Длина шипа должна равняться ширине присоединяемого бруска.
В зависимости от толщины деталей применяют шипы: одинарные, двойные, тройные и т.д. При толщине заготовок до 40 мм обычно применяют одинарные шипы, от 40 до 80 мм - двойные, свыше 80 мм - тройные и многократные. «Шип» - от немецкого «середина». Проушина - промежуток между ушками (щечками, шипами).
Шиповые соединения бывают трех видов: угловые концевые угловые серединные (тавровые) угловые ящичные.
С целью наибольшей прочности шипового соединения установлены следующие толщины шипов и ширины проушин угловых концевых и серединных соединений:
S2 = 0,4 S0, где S0-толщина бруска.
Разметку шипов и проушин производят с двух концов заготовки. Вначале от торца заготовки линейкой отмеряют длину шипа или проушины, делают пометку. Затем, приложив угольник к плоскости бруска, по метке проводят линию перпендикулярно плоскости бруска. Так очерчивают линию по всем сторонам заготовки. Рассчитывают толщину шипа, устанавливают размеры на рейсмусе или на гребенке, затем проводят по торцу и боковым поверхностям бруска параллельные линии.
Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают знаком X.
Присоедините стыкуемые торцы и мысленно представьте, где будет шип, а где проушина. Это предохранит вас от ошибок, порчи заготовок и лишнего труда.
Запиливают шипы и проушины мелкозубыми продольными и поперечными пилами различных конструкций. Мелкозубые пилы дают менее шероховатый пропил.
Заготовку торцом вверх зажимают в заднем зажиме верстака вначале наклонно и делают надрез движением ножовки от себя с нажимом и к себе без нажима. Затем заготовку закрепляют вертикально и продольной пилой выполняют пропилы так, чтобы линии разметки шипа и проушины были видны.
Проушины вырубают с помощью долота и стамески. «Долото» и «стамеска» произошли от немецкого - «долбящее железо». Ручка долота сверху оснащается металлическим кольцом, предохраняющим ее от растрескивания под ударами киянки. Лезвие долота затачивают под углом около 25°. Стамеской зачищают шипы, гнезда и проушины, срезают фаски, выдалбливают с легким постукиванием киянкой гнезда в мелких деталях. Лезвие стамески затачивают под углом 20…25° и тщательно правят оселком.
Заготовку перед выдалбливанием проушины или гнезда устанавливают на подкладную доску, крепят к крышке верстака струбцинами или зажимами. Переднюю поверхность долота обращают к дну проушины. Режущую кромку долота устанавливают перпендикулярно волокнам на линию разметки. Долото держат вертикально и наносят удар по ручке долота киянкой. Долото вытаскивают, режущую кромку устанавливают от зарубки по вырезаемой проушине на 5…8 мм с наклоном, ударяют по долоту, наклоняют его и скалывают слой древесины на глубину 4…8 мм. Линию продольной разметки оставляют. Затем вырубают проушину еще глубже.
Когда выдолблено больше половины глубины проушины, заготовку переворачивают на 180° и долбят с другой стороны, чтобы не скалывалась древесина при выходе из нее долота.
Гнезда долбят поочередно от обеих линий разметки, перпендикулярных волокнам. Если волокна древесины имеют косослой или завитки возле сучков, то размеры шагов при долблении уменьшают в 2-3 раза.
Подгоняют шипы и проушины с целью их плотного соединения стамеской или напильником, срезая излишки в нужный размер. Заготовку крепят на верстаке и стамеской, соблюдая меры предосторожности, срезают тонкие стружки с обрабатываемой поверхности, как это изображено на рис. Окончательную пригонку соединяемых поверхностей шипа и проушины производят напильником так, чтобы шип входил в проушину плотно при нажатии рукой или несильном ударе киянкой.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
по изготовлению шипового соединения
Разметку шипов и проушин производят с двух концов заготовки . Вначале от торца заготовки линейкой отмеряют длину шипа или проушины, делают пометку. Затем, приложив угольник к плоскости бруска, по метке проводят линию перпендикулярно плоскости бруска. Так очерчивают линию по всем сторонам заготовки. Рассчитывают толщину шипа, устанавливают размеры на рейсмусе или на гребенке, затем проводят по торцу и боковым поверхностям бруска параллельные линии. 
Последовательность изготовления шипового соединения: а — поперечная разметка; б — продольная разметка; в — продольное выпиливание шипа и проушины; г — поперечное выпиливание шипов.
Выбирают, где будет шип, а где проушина, и удаляемые части древесины помечают знаком X .Присоедините стыкуемые торцы и мысленно представьте, где будет шип, а где проушина. Это предохранит нас от ошибок, порчи заготовок и лишнего труда. Запиливают шипы и проушины мелкозубыми продольными и поперечными пилами различных конструкций . Мелкозубые пилы дают менее шероховатый пропил.
Заготовку торцом вверх зажимают в заднем зажиме верстака вначале наклонно и делают надрез движением ножовки от себя с нажимом и к себе без нажима. Затем заготовку закрепляют вертикально и продольной пилой выполняют пропилы так, чтобы линии разметки шипа и проушины были видны.
Проушины вырубают с помощью долота и стамески. «Долото» и «стамеска» произошли от немецкого — «долбящее железо». Ручка долота сверху оснащается металлическим кольцом, предохраняющим ее от растрескивания под ударами киянки. Лезвие долота затачивают под углом около 35°. Стамеской зачищают шипы, гнезда и проушины, срезают фаски, выдалбливают с легким постукиванием киянкой гнезда в мелких деталях. Лезвие стамески затачивают под углом 20...25° и тщательно правят оселком.
Заготовку перед выдалбливанием проушины или гнезда устанавливают на подкладную доску, крепят к крышке верстака струбцинами или зажимами. Переднюю поверхность долота обращают к дну проушины. Режущую кромку долота устанавливают перпендикулярно волокнам на линию разметки . Долото держат вертикально и наносят удар по ручке долота киянкой. Долото вытаскивают, режущую кромку устанавливают от зарубки по вырезаемой проушине на 5...8 мм с наклоном, ударяют по долоту, наклоняют его и скалывают слой древесины на глубину 4...8 мм. Линию продольной разметки оставляют. Затем вырубают проушину еще глубже.
Когда выдолблено больше половины глубины проушины, заготовку переворачивают на 180° и долбят с другой стороны, чтобы не скалывалась древесина при выходе из нее долота.
Гнезда долбят поочередно от обеих линий разметки, перпендикулярных волокнам. Если волокна древесины имеют косослой или завитки возле сучков, то размеры шагов при долблении уменьшают в 2—3 раза.
Подгоняют шипы и проушины с целью их плотного соединения стамеской или напильником, срезая излишки в нужный размер. Заготовку крепят на верстаке и стамеской, соблюдая меры предосторожности, срезают тонкие стружки с обрабатываемой поверхности. Окончательную пригонку соединяемых поверхностей шипа и проушины производят напильником так, чтобы шип входил в проушину плотно при нажатии рукой или несильном ударе киянкой.
Закрепление материала вводного инструктажа - 20 мин.
1. Какие бывают шиповые соединения и где применяются?
2. Какой используют инструмент при изготовлении шиповых соединений?
3. Какие материалы применяют для их изготовления?
Задание на урок: распределить обучающихся по рабочим местам.
Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа (указать время): - 2часа 40 мин.
(формирование умений и навыков)
__Упр.1 Целевые обходы рабочих мест.
__Упр.2 Проверка и содержание рабочих мест.
__Упр.3. Проверка правильности выполнения безопасности труда.
__Упр.4. Контроль и коррекция отработки рабочих движений.
Заключительный инструктаж (указать время) - 1 час.
1. Подвести итоги за день.
2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося.
3. Отметить, кто из учеников добился отличного качества работы.
4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе учеников при изготовлении шиповых соединений.
Уборка рабочих мест - 30 мин.
Подготовка материально-технической базы к следующему уроку - 10 мин.