Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках информатики
и во внеурочной деятельности.
Козлова Елена Геннадьевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7, г.Томск
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Основная задача школы - воспитание личности, способной адаптироваться в современном обществе. Отсюда вытекает и задача, в первую очередь, стоящая перед учителем, – не только насыщение учеников определённым объёмом знаний, но и развитие личностного потенциала, стремления к поиску и самоопределению.
Анализ современного состояния общественной жизни свидетельствует о том, что обществу необходимы личности, важнейшими качествами которых «становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» [3].
Проблема развития творческого и интеллектуального потенциала обучающихся очевидна. Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных исследований заставляют насторожиться. Так, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA выявила, что « российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических жизненных ситуациях » [4]. Часто можно наблюдать, как многие учащиеся, имея приличный багаж знаний и решая даже самые трудные контрольные работы на «отлично», не умеют переносить полученные знания на окружающую их реальность.
В условиях компетентностного подхода проектное обучение является выигрышной педтехнологией в учебном процессе и внеурочной деятельности. Можно выделить четыре группы компетенций, развиваемых в ходе выполнения учебного проекта:
экспериментально-исследовательские;
коммуникативные;
интеллектуальные;
контрольно-оценочные.
В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов».
В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются:
- навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации;
- умения представить информацию в доступном, эстетичном виде;
- умения работать в группе, в команде или самостоятельно, делать выбор, принимать решение;
- навыки публичного выступления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемным, так как в ходе решения выполняются определенные действия по алгоритму. Именно поэтому на уроках, полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.
Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов. В рамках только предмета информатики трудно найти много достаточно интересных тем для проектов, так как информатика сама по себе – прикладная дисциплина. Поэтому возникает необходимость интеграции с другими предметами, что позволяет развивать метапредметные навыки и умения.
Применение проектно-исследовательской технологии помогает в организации урочной, внеурочной деятельности по предмету, в социально направленной деятельности.
Формы работы над проектом выбираются в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.
В старших профильных классах проектные работы выполняются в течение нескольких уроков, и, как правило, являются парными и межпредметными. В 8 – 9-ых классах создаются минипроекты, рассчитанные на один – два урока.
Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, направить их на достижение более высоких результатов.
Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Такие формы, как урок – семинар, урок – ролевая игра, урок – защита творческих работ, позволяют обучающимся обсудить с одноклассниками свою творческую работу, услышать мнения и вопросы по теме своего исследования. Окончательная защита творческой исследовательской работы проводится на ежегодной лицейской научно-практической конференции или на различных региональных и др. конференциях.
Для реализации дидактического принципа связи теории с практикой можно использовать такую форму урока, как урок-экскурсия. Особенное впечатление ученики получают при посещении специализированных компьютерных выставок или выставок информационных технологий, где можно увидеть весь спектр современной компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в действии. По завершении экскурсии, обучающиеся получают домашнее задание – обработать собранные материалы и наблюдения и подготовить мини-проекты – доклады, презентации по определенным темам. В дальнейшем подготовленные отчеты по экскурсиям старшеклассники представляют обучающимся 8-9 классов в рамках декады кафедры математики, физики и информатики.
Следует отметить, что учащиеся, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. Проектная деятельность также позволяет им углубить свои знания по предмету, по выбранному профилю обучения.
Важным фактором является и то, что происходит сближение между педагогом и обучающимися. Учителя и ученики в процессе совместного исследования учатся сотрудничеству и сотворчеству, видению и постановке проблем, умению формулировать гипотезу и т.д. «Работа над исследовательскими проектами делает мышление учащихся раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции..»[5]. К тому же учитель, используя исследовательский метод, освобождается от рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большей увлеченности предметом. Проектные работы, выполненные учащимися при обучении в школе, помогают им в выборе будущей профессии и готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье.

Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Указ Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, Пр-271 от 04 февраля 2010 г.
Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора педагогических наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. М., 2001. 
15