Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.


ТЕМА: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
ТИП УРОКА: изучение нового материала.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УРОКА: репродуктивный метод, метод самоконтроля, частично – поисковый метод, аналитико – синтетический метод, метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
Учить детей проверять безударные окончания прилагательных.
Развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи.
Воспитывать любовь и интерес к языку.
Учащиеся знают:
Лексическое значение прилагательного, изменение имён прилагательных по родам, числам.
Зависимость форм имени прилагательного в предложении от форм существительного.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
Учащиеся умеют:
Устанавливать связь слов в предложении, находить существительное, от которого зависит прилагательное, умеют правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием в вопросе.
Определять падежи имён существительных.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс»
Сигнальные карточки «Верно – неверно»
Карточка - ключ
Карточки для практической работы
ТСО
Сборник упражнений. Т.В. Шклярова. 4 класс
Схема - алгоритм
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:
Организационный момент
Сообщение домашнего задания и его инструктаж
Создание эмоционального настроя на уроке. Актуализация знаний
Изучение нового материала
4.1. Сообщение темы и задач урока
4.2. Минутка чистописания
4.3. Словарная работа
4.4. Наблюдение за изменением прилагательных мужского и среднего рода по падежам
5. Первичное закрепление материала
6. Физкультминутка
7. Выработка умений и навыков
8. Выявление результативности усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа
9. Подведение итогов. Рефлексия собственной деятельности
1 минута
1 минута
3 минуты
19 минут
2 минуты
2 минуты
3 минуты
12 минут
5 минут
1 минута
8 минут
5 минут
2 минуты
Этап/время Содержание деятельности
Учителя Учеников Обоснование
1.Организационный момент
(1 минута) Учитель приветствует учащихся.
-Прозвенел звонок.
Начинается урок. Учащиеся отвечают на приветствие.
Садятся на свои места. Взаимное приветствие.
Настраиваю детей на учебную деятельность, привлекаю внимание, проверяю посадку.
2.Сообщение домашнего задания и его инструктаж
(1 минута) -Начинаем урок русского языка. Открывайте дневники и запишите домашнее задание. Инструктаж к нему получите в ходе урока. Дети в дневниках записывают домашнее задание. Запись домашнего задания в начале урока, т.к. концентрация внимания у младших школьников на первых
8-10 минутах урока выше.
3.Созданиие эмоционального настроя на уроке.
Актуализация знаний
(3 минуты) -Открываем тетради и записываем число, «Классная работа».
Читаю запись с доски:
Древняя пословица права:
Да, язык – великое богатство.
Надо правильно писать слова,
А не то бесследно разлетятся!
-Дети, вы согласны с этим высказыванием?
-Будем и дальше постигать секреты нашего великого русского языка.
(на доске написаны окончания имён прилагательных)
ая, ого, ое, яя, ом, ому, ый, ие, ым, ее, ий, ой, ые-Ребята, как, по вашему мнению, что записано на доске?
-Назовите знакомые вам окончания.
-Расскажите всё, что о них знаете.
-Как определить род имён прилагательных?
-Прочитайте окончания, которые остались на доске.
-К какому роду можно отнести эти окончания? Дети записывают дату и название работы.
-Согласны.
-Это окончания имён прилагательных.
-ая, ое, яя, ый, ие, ее, ий, ой, ые.
-Окончания – ой, ый, ий – окончания имён прилагательных единственного числа мужского рода.
-Окончания – ая, яя – окончания имён прилагательных единственного числа женского рода.
-Окончания – ое, ее – окончания имён прилагательных единственного числа среднего рода.
-Окончания – ые, ие – окончания имён прилагательных множественного числа.
-Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится.
-Какого рода имя существительное, такого же рода будет прилагательное.
Дети читают.
Дети затрудняются ответить. Создание эмоционального настроя урока.
Привитие интереса к изучению русского языка.
Повышение познавательного интереса.
Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Постановка проблемной ситуации.
Метод проблемного изложения.
4.Изучение нового материала
(19 минут)
4.1.Сообщение темы и задач урока
(2 минуты)
4.2.Минутка чистописания
(2 минуты)
4.3.Словарная работа
(3 минуты)
4.4.Наблюдение за изменением прилагательных м.р. и ср.р. по падежам
(12 минут)
5.Первичное закрепление материала
(5 минут)
6.Физкультминутка
(1 минута)
7.Выработка умений и навыков
(8 минут)
8.Выявление результативности усвоения новых знаний. Самостоятельная работа
(5 минут)
9.Подведение итогов
(2 минуты)
Рефлексия собственной деятельности - Попробуем найти ответ на этот вопрос.
-Просклоняйте прилагательное мужского рода «резиновый» и прилагательное среднего рода «ласковое» вместе с существительным, к которым они относятся. Выделите окончания в прилагательных и вопросах.
-Внимательно посмотрите и назовите, в каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?
-Ребята, определите тему нашего урока.
-Да, сегодня, тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».
-Сформулируйте задачи урока.
(на доске схема)
1.Познакомимся с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
2.Научимся проверять безударные падежные окончания прилагательных.
3.Будем развивать речь, верно употребляя прилагательные.
-Запишите красиво в тетрадь окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.
(на доске)
__________________________________________
Хвалю тех, кто написал красиво.
-Сделайте вывод.
Работа по учебнику.
-Ребята, откройте учебники на стр.126 и найдите таблицу.
(Приложение №2)
-Давайте убедимся в правильности нашего высказывания.
Хвалю детей.
(на доске слова)
Желток, чернота, золото, берёза, яблоко, овощ, огурец.
-Какой частью речи выражены слова?
-Что такое существительное?
-Кто может ещё сказать, что это за слова?
Задание: образуйте от данных существительных имена прилагательные.
-Какой частью речи выражены слова?
-Почему?
-Найдите среди них и подчерните слова – синонимы.
-Какие синонимы можно подобрать к этим словам?
Запишите.
-Молодцы!
(на доске записано предложение)
Агроном любовался золот…… спел…… колосом и золот…… спел…… зерном.
-Назовите имена прилагательные и существительные, с которыми они связаны?
-Что вы можете сказать о словосочетаниях золотой колос и золотое зерно?
-Кто может объяснить смысл этого выражения?
-Попросим … посмотреть в «Толковый словарь» С.И.Ожегова и найти значение слова «золотой».
Задание: списать предложение, вставить пропущенные окончания прилагательных. Выделить окончания.
(на обратной стороне доски пишу предложение с вставленными окончаниями прилагательных)
Агроном любовался золотым спелым колосом и золотым спелым зерном.
-Проверьте свою запись с доской.
-Просигнальте правильность выполнения упражнения.
-В каком прилагательном написание окончания не вызвало затруднения?
-Почему?
-В каком прилагательном написание окончания вызвало затруднение?
-Почему?
-Просклоняйте прилагательное вместе с существительным по вариантам:
1 вариант – колос золотой спелый
2 вариант – зерно золотое спелое
-Сравните окончания прилагательных и окончания в вопросе под ударением и безударные.
-Какой вывод можем сделать?
-Правы ли мы – узнаем, прочитав правило в учебнике на стр.126.
-Кто сможет повторить, как пишется безударное окончание прилагательного?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательных?
-Ребята, существует памятка, которая будет вашей помощницей на уроках при правописании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
(Приложение №3)
-Эту памятку нужно запомнить и использовать при выполнении домашнего задания упр.285 стр. 126.
(Приложение №4)
-А теперь вас ждёт серьёзная работа. Вы должны показать хорошо ли поняли новую тему.
-У вас на партах лежат карточки с заданием.
(Приложение №5)
(3 уровень учащихся получают карточки с заданием)
-Те, у которых зелёный кружочек в правом верхнем углу, вам нужно вставить окончание прилагательных, используя памятку.
(2 уровень учащихся работают с упр.81 стр.21 «Сборник упражнений»)
-Те, у которых синий кружочек в правом верхнем углу, вам нужно вставить пропущенные буквы. Объяснить свои действия.
(1 уровень учащихся – работа с текстом)
-Те, у которых красный кружочек в правом верхнем углу, вам следующее задание: списать текст, подобрать прилагательные, определить падеж, род.
Выборочная проверка тетрадей. Прохожу по рядам, проверяю у 2 уч-ся, ставлю оценки.
Хвалю за правильное выполнение задания.
-Дети, давайте отдохнём.
-Сейчас для вас новое задание на карточках.
(Приложение №6)
-Прочитайте его.
Задание: распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных; вставьте пропущенные буквы; выделите окончания прилагательных.
Взаимопроверка.
(на доске)
Перед бледным юношей (м.р.),
о багряном закате (м.р.),
от бережливого хозяина (м.р.),
о верном друге (м.р.),
в добром сердце (ср.р.),
от ветвистого дерева (ср.р.),
перед капустным полем (ср.р.),
от кислого молока (ср.р.)
-Оцените свою работу. Выполнил верно – знак «+». Если ошибки – знак «-».
Хвалю учеников.
-Сравните безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
-Что можете отметить?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного?
-Проверим, как усвоили новый материал. Задание на выбор.
(Приложение №7)
I. Задание: прочитайте три предложения под одной цифрой слева и справа. Составьте из них одно предложение – рассуждение. Укажите род, число, падеж прилагательных.
1.Сегодня тёплый Значит, завтра будет хорошая погода.
воскресный день. Значит, завтра понедельник.
2.Лягушки и жабы Значит, их нет в солёных морях и озёрах.
живут только в Значит, они не выходят на сушу.
пресной воде.
3.Герань оздоровляет Значит, этот цветок имеет лечебные
воздух в жилищах и свойства.
улучшает сон. Значит, это комнатное растение.
II. Задание: соедини стрелками части предложений.
1.Сегодня тёплый поэтому их нет в солёных морях и озёрах.
воскресный день.
2.Лягушки и жабы значит, этот цветок имеет лечебные
живут только в свойства.
пресной воде.
3.Герань оздоровляет поэтому завтра понедельник.
воздух в жилищах и
улучшает сон.
-Я соберу ваши работы и оценю.
-Наш урок подходит к концу.
-Давайте ещё раз проговорим, как пишутся безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода?
-Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания?
(на доске алгоритм)
-Назовите окончания прилагательных м.р. и ср.р. по падежам.
-На уроке вы отлично поработали, справились со всеми заданиями.
Оцениваю работу детей.
-Какие задачи мы поставили в начале урока?
-Удалось ли нам их выполнить?
-Понравился ли вам урок?
-Оцените свою работу на уроке.
(дети получают карточки «Оцени себя сам»)
(Приложение №8)
-Урок окончен! Всем спасибо!
Дети записывают в тетради.
И.п. (какой?) резиновый мяч
(какое?) ласковое солнце
Р.п. (какого?) резинового мяча
(какого?) ласкового солнца
Д.п. (какому?) резиновому мячу
(какому?) ласковому солнцу
В.п. (какой?) резиновый мяч
(какое?) ласковое солнце
Т.п. (каким?) резиновым мячом
(каким?) ласковым солнцем
П.п. (о каком?) о резиновом мяче (о каком?) о ласковом солнце-Р.п. (какого?) ого, ого
-Д.п. (какому?) ому, ому-Т.п. (каким?) ым, ым-П.п. (о каком?) ом, ом-Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
(Приложение №1)
1.Познакомимся…
2.Научимся проверять…
3.Будем развивать…
Дети списывают красиво в тетрадь.
-Прилагательные мужского и среднего рода в единственном числе склоняются одинаково.
Дети открывают учебник.
Дети читают по «цепочке» вопросы и окончания прилагательных мужского и среднего рода.
-Это имена существительные.
-Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
-Словарные слова.
Дети записывают слова с орфографическим проговариванием.
-Жёлтый, чёрный, золотой, берёзовый, яблочный, овощной, огуречный.
-Имя прилагательное.
-Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета.
-Жёлтый, золотой.
-Лимонный, янтарный.
Дети записывают.
-Золотой спелый колос.
-Золотое спелое зерно.
-Прилагательное золотой употреблено в переносном значении.
Варианты ответов:
1. Спелый колос
2. Яркий по цвету
-Значение «золотой» (колос) объясняется так: цвет золота блестяще – жёлтый.
Дети списывают предложение в тетрадь и выделяют окончания.
Самоконтроль и самопроверка с использованием сигнальных карточек.
Варианты ответов:
-Золотым (колосом)
-Золотым (зерном)
-Окончание ударное.
Варианты ответов:
-Спелым (колосом)
-Спелым (зерном)
-Окончание безударное.
Дети по вариантам выполняют работу.
1 вариант
И.п. колос золотой спелый
Р.п. колоса золотого спелого
Д.п. колосу золотому спелому
В.п. колос золотой спелый
Т.п. колосом золотым спелым
П.п. о колосе золотом спелом
2 вариант
И.п. зерно золотое спелое
Р.п. зерна золотого спелого
Д.п. зерну золотому спелому
В.п. зерно золотое спелое
Т.п. зерном золотым спелым
П.п. о зерне золотом спелом
Дети сравнивают.
-Безударные окончания прилагательных пишутся так же, как и ударные. Окончания можно проверить по вопросу.
Дети читают правило.
-Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Чтение памятки на стр.127 учебника.
Дети с помощью памятки выполняют задание.
Дети выполняют работу самостоятельно.
Дети выполняют самостоятельно.
Проверка всех заданий идёт одновременно. Назначаются 3 уч-ся – консультанта для каждой группы. Ученик – консультант проверяет по карточкам – ключам. Если работа выполнена верно, ставит знак «+» на карточке. Если допущена ошибка – знак «-»Дети выполняют упражнения под музыку. Один ребёнок показывает упражнения двигательной гимнастики.
Дети читают.
Дети комментируют по очереди (в паре) словосочетания.
Работа в парах.
Перед бледным юношей (м.р.),
о багряном закате (м.р.),
от бережливого хозяина (м.р.),
о верном друге (м.р.),
в добром сердце (ср.р.),
от ветвистого дерева (ср.р.),
перед капустным полем (ср.р.),
от кислого молока (ср.р.)
-Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода пишутся так же, как окончания вопросов, на которые они отвечают.
-Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
Дети составляют предложение – рассуждение.
Дети составляют предложение – рассуждение.
-Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.
1. Нахожу существительное, от которого зависит прилагательное.
2. Ставлю вопрос от существительного к прилагательному.
3. По вопросу определяю окончание прилагательного.
4. Определяю падеж существительного, в том же падеже будет стоять и прилагательное.
-И.п. ой, ое-Р.п. ого, ого
-Д.п. ому, ому-В.п. ой, ое-Т.п. ым, ым-П.п. ом, ом1.Познакомиться с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода.
2.Научиться проверять безударные падежные окончания прилагательных.
3.Развивать речь, верно употребляя прилагательные.

-Да.
Ответы детей.
Подготовка детей к активному восприятию нового материала, заинтересовываю ребят.
Подведение детей к самостоятельной формулировке вывода на основе наблюдения за языковым материалом.
Развитие стремления к овладению новыми знаниями. Развитие грамотной речи, логического мышления.
Развитие рефлексии и самоконтроля в учебной деятельности.
Тренировка мелкой мускулатуры рук, вырабатывание аккуратности и чистоты письма.
Похвала – стимул к дальнейшей плодотворной работе.
Учу сравнивать, давать самооценку. Проверка по «цепочке» с проговариванием по методу Тоцкого. Выработка внешней речи.
Развитие орфографической зоркости.
Расширение лексического запаса слов.
Обогащение связной речи за счёт расширения средств выразительности.
Устное поощрение – стимул к активной деятельности.
Наблюдение за языковым материалом.
Приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.
Развитие познавательной активности, умения пользоваться справочной литературой.
Обратная связь. Переход внешней речи во внутреннюю.
Аналитико – синтетический метод.
Развитие самооценки учебной деятельности.
Использую поэтапное усвоение по методу Талызиной и Гальперина.
Развитие аналитико-синтетических умений, обобщающей функции мышления.
Выработка внешней речи.
Аналитико – синтетическая работа по правилу со средними и слабыми учениками.
Организация дифференцированного подхода при усвоении материала.
Составлен алгоритм.
Приёмы обобщения, конкретизации.
Инструктаж к домашнему заданию даётся по ходу урока.
Дети нацеливаются на дальнейшую деятельность.
Активизация внимания.
Дифференцированный подход по степени трудности.
3 уровень - уч-ся с низким уровнем развития. Даётся задание репродуктивного характера.
Абстрактная умственная деятельность.
2 уровень – уч-ся со средним уровнем развития. Даётся задание конструктивного характера.
1 уровень – уч-ся с высоким уровнем развития. Задание творческо – преобразующего характера.
В ходе самостоятельной работы обращаю особое внимание на слабых учеников. Оказываю индивидуальную помощь.
Метод контроля и самоконтроля. Развитие коммуникативных навыков, навыков учебного сотрудничества.
Устное поощрение – стимулирование к активной деятельности.
Релаксация. Снимаю мышечное напряжение, утомление. Охрана здоровья детей. Использую ТСО.
Воспитание чувства взаимопомощи, навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Совершенствование оценочных умений.
Хвалю учеников для поддержания интереса к предмету и учебному процессу.
Обобщающая функция мышления.
Творческая работа – высший этап усвоения умственных действий.
Предлагается дифференцированное задание по выбору.
Межпредметная связь: природоведение, русский язык.
Умение устанавливать элементарные умозаключения.
Проговаривается ещё раз правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Использую приём обобщения, конкретизации. Развитие памяти, речи.
Положительные эмоции детей от конечного результата труда помогают ребятам осознать собственную неповторимость.
Оцениваю устные ответы детей, поясняя.
Рефлексия – умения определять эффективность своей деятельности и её обосновывать.