Методическая разработка на тему Деловые игры










Методики и технологии компетентного профессионального обучения




Современные методы и технологий
основанные на использовании элементов деловых игр на уроках экономики.





Проект подготовлен: Колоцинской Светланой Михайловной
ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»






Контактные данные:
ЯНАО г. Губкинский
мкр.7 дом 8-9
тел. 89220687053
arkaha2505@mail.ru











Краткая аннотация


В работе рассматривается метод проведения деловых игр. Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д.
Особое внимание уделяется выбору метода и формы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика.
Основной целью и задачей является –формирование у учащихся первоначальных знаний и умений, применять имеющихся у них знаний из различных областей при организации малого бизнеса. Воспитывать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи и т.п.

































Оглавление

1.Введение..4
2.Основная часть5
2.1. История деловых ............... 5
2.2. Методы и технологии 6
2.3. Теоретические основы. ..7
3. Внедрение методики....10
Заключение ...11
Литература12








































Введение

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [1].
К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности – Т.К.) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности» [2].
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста» [3].
В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества» [4].














2. Основная часть

2.1. История деловых игр

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра.
Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов [9], с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5].
70-е годы это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [4].
1970-80 годы время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения.
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических, экологических и даже политических проблем.
За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру» [6].
На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике начального, среднего и высшего профессионального образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

2.2. Методы и технологии

В условиях демократизации и гуманизации современного образования, необходима перестройка стиля взаимоотношений и общения в системах «учитель-ученик», «ученик-учитель» [6].
Поэтому важная задача – выбрать метод и формы организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика.
Важной задачей повышения качества обучения в системе начального профессионального образования является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволяют обеспечить его максимальную эффективность[7].
Основной целью и задачей моей педагогической деятельности является –формирование у учащихся первоначальных знаний по основам рыночной экономики и предпринимательства и умения применять имеющихся у них знаний из различных областей при организации малого бизнеса. Воспитывать такие качества личности, как предприимчивость, расчетливость, экономность, умение оперативно решать поставленные задачи и т.п.
Анализ возрастных особенностей учащихся показывает, что в каждом возрасте обучение и воспитание подростков имеет свои особенности и по необходимости должны строится по разному.
Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода.
Игра – сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество филосовско - культурологических, психологических и педагогических исследований.
Игра как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся.
Используемая мной методика, опирающаяся на деловую игру в обучении учащихся основам рыночной экономики и предпринимательства, экономики отрасли и предприятия, дает широкие возможности.
Деловые игры в этом случае дополняют традиционные формы и способствуют активизации учебного процесса, успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества и делают его более интересным, а в сочетании с традиционным подходом, способствуют успешному усвоению знаний.
Специфика любой игровой деятельности – ее имитационность.
Имитация – это живое изображение основных черт реальности [2].
Деловая игра имеет проектную функцию. С одной стороны, в ней создается имитационная реальность, а с другой, это средство моделирования реальных ситуаций.
Любая игра содержит элемент творчества. В процессе постановки и проведения игры как организатор, так и участники могут вносить в игру изменения, дополнения, ответвления и, тем самым, всячески ее разнообразить
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу показал, что проблема создания методики проведения деловых игр является одной из основных для дидактики, педагогической психологии и частных методик. Это связано с тем, что игры являются традиционной формой выработки и закрепления социальных и культурных норм поведения, прежде всего в плане регламентации и построения межличностных отношений.
Деловая игра является формой совместной коллективной учебной деятельности, где обучаемый ставится в активную позицию по отношению к усваиваемым знаниям (в профессиональной, социальной, общественной средах). Деловая игра требует собственного психолого-педагогического обоснования и сопровождения, как на этапе реализации, так и при конструировании[6].

2.3. Теоретические основы.

В основе опыта лежит, прежде всего, новая модель организации обучения учащихся.
Если практикумы обучают искусству, умению проводить экономические расчеты и оценки, то деловые игры позволяют путем моделирования, имитации экономических ситуаций погрузить учащегося в мир приближенной к реальности, действительности. Участвуя в деловой игре, учащиеся становятся не только наблюдателем, но и активным участником воспроизводимых и игровой форме экономических событий[5].

Цель деловых игр:
Ознакомление, закрепление, углубление теоретического курса знаний учащихся, путем моделирования, имитации ситуаций;
Стимулировать познавательный интерес, активизировать деятельность учащихся на занятиях;
Развивать психофизические процессы: память, внимание, мышление, саморегуляцию. Укреплять волю.
Организации и проведению деловой игры предшествует работа по определению целей игры, написанию сценария, подготовке необходимых пособий, разработке положения о конкурсах, тестов, заданий, норм оценок по каждому конкурсу[6].
Место деловых игр в практике работы определяется общими учебно-воспитательными задачами процесса обучения. Игры развивают ответственное отношение к учению на разных его уровнях и в значительной степени повышают познавательный интерес учащихся.
Современный курс рыночной экономики и предпринимательства насыщен материалом, смысл которого можно раскрыть только в игре. Деловые игры, отражая реальные условия и имитируя конкретные процессы, имеют ярко выраженный социально-психологический характер, выявляют современные экономические особенности деятельности людей, дают «рецепты» принятия решений в различных жизненных ситуациях.
Преимущественно коллективный характер деловых игр позволяют одновременно вовлекать в них практически весь класс, задавать каждому ученику определенную роль, объединять учащихся в отдельные «фирмы», широко использовать макеты товаров, денег, ценных бумаг, документов.
Достоинства игрового метода:
Обучение максимально приближается к реальным условиям;
Обеспечивается комплексность формирования знаний, умений и навыков;
Учащиеся получают опыт, делают ошибки и исправляют их, не неся при этом значительных моральных издержек;
Деловые игры на занятиях значительно активизирует познавательную деятельность учащихся, благодаря сочетанию в них познавательных и развлекательных качеств, свойств, они пользуются большой популярностью, возбуждают живой интерес. В результате деловые игры обладают притягательной силой и обеспечивают «ненасильственное», добровольное усвоение экономических знаний. Кроме того, в деловых играх присутствует состязательность, что способствует возбуждению дополнительного интереса у их участников. Деловая игра позволяет создать обстановку, в которой учащиеся могут проявить свои знания и способности[7].
При разработке игры я включаю следующие компоненты:
Мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желание учащихся принимать участие в игре;
Ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
Исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
Контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
В моей практике деловые игры могут занимать часть урока, целый урок, проходят как внеклассное мероприятие с привлечением учащихся разных курсов, обучающихся по одной и той же специальности. Применение способствует активизации учебной деятельности и познавательной деятельности, сокращению потерь учебного времени, усилению развивающей составляющей процесса обучения, актуализации положительных качеств учащихся, развитию форм коллективного творчества, активизации взаимодействия студентов и педагога.
Деловые игры помогают мне снизить субъективность о знаниях, умениях и навыках учащихся, выбрать направления работы:
Коллективная – групповая работа.
Самостоятельная работа учащихся.
Обеспечение ситуации успеха.
Самоконтроль и взаимоконтроль в группе при выполнении задания.



























3. Внедрение методики.

При изучении курса «Основы рыночной экономики и предпринимательства» и «Экономика отрасли и предприятия» я использую для закрепления знаний такие деловые игры как:
«Акционерная компания» авторов Прутченков А.С.,Райзберг Б.А. она помогает учащимся получить комплекс знаний об акционерных обществах, управлении, о дивидендах и механизме их формирования; развивает навыки приобретения акций и принятия решений о распределении прибыли акционерного общества.
«Фондовая биржа» авторов Прутченков А.С.,Райзберг Б.А. знакомит учащихся с механизмом функционирования фондовой биржи, со спецификой сделок купли продажи ценных бумаг, с особенностями посреднической деятельности брокеров, развивает навыки предпринимательской деятельности, коммуникативные умения.
«Рыночная цена» авторов Прутченков А.С.,Райзберг Б.А закрепляет тему «Товар и свойства товара», «Рыночная конъюнктура» - знакомит учащихся с механизмом формирования свободных цен на примере купли-продажи нескольких видов разных товаров, умение ориентироваться в быстро меняющейся рыночной конъюнктуре. Игра моделирует рыночную торговлю со свободными ценами, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения на конкретный товар. В игре также присутствуют развивающиеся направления, которые представляют интерес с точки зрения изучения учащимися процессов инфляции и дефляции.
При изучении курса «Экономика отрасли и предприятия» я использую игру.
«Производительность труда» в которой учащиеся закрепляют и углубляют изученный теоретический курс о производительности труда и методах ее определения, уясняют какие факторы влияют на производительность труда и каким образом можно ее повысить. По окончанию игры учащиеся анализируют деятельность своих предприятий о том, как фирме удалось достичь высокой производительности, и какие факторы повлияли на производительность труда.











Заключение

При проведении уроков я использую соревновательную, командную игру при этом учащиеся формируют коммуникативные навыки, умеют ориентироваться в быстро меняющейся обстановке.
Поэтому считаю, что проведение деловых игр способствует закреплению знаний, умений и навыков обучающихся, быстрому освоению приемов работы. В процессе игры учащиеся настраиваются на самостоятельную работу, открывают в себе лидерские качества, показывают сноровку, умение находить выход из экстремальных ситуаций, приучаются сдерживать эмоции, учатся работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Анализируя данные, я прихожу к выводу, что познавательный интерес к деловым играм, среди обучающихся возрос.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра, ее правила, и содержание отображают реальный учебно-воспитательный процесс. Кроме того, она оказывает стимулирующие действия, формирует у учащихся стремление к постоянному самообразованию, развивает практические умения и навыки.
И наконец, еще одно правило успешного применения деловых игр. Прежде чем начинать игру следует хорошо усвоить цели и содержание и обеспечить организацию проведения игры в соответствии с ее замыслом.

















Литература
1. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского Психология. Словарь / Под общ. ред.. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. А.А. Вербицкий Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. А.В.Леонтьев Методика обучения школьников основам предпринимательства (учебно-методическое пособие). – Казань: издательство «Абак», 2002.
6. Б.А. Райзберг, Прутченков А.С. Деловые игры и экономические практикумы к курсу «Введение в экономику». – Ростов - на - Дону: цент экономического образования молодежи, 1994.
7. А.В.Шатных Методика проведения деловых игр. ч.3 М:, 2002
8. Н.С. Мухина Деловая игра как метод формирования профессиональных умений и навыков. – Профессиональное образование №11 2004
9. Е.И.Русанова. Использование ролевых игр для активизации познавательной активности деятельности студентов. СПО №9 2006





























13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115