Деловые игры на уроках экономики

Основной целью изучения экономических дисциплин является формирования у студентов аналитического мышления путём освоения методологических основ и приобретения практических навыков хозяйственной деятельности. В процессе обучения в колледже студенты должны научится понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия.
Экономические дисциплины – не только теоретические, но и сугубо прикладные науки, опирающиеся на живую практику, имеющие дело с конкретными объектами, широко использующие цифры и расчёты. Поэтому проникновение в мир экономических знаний, усвоение экономических истин, формирование экономического мышления требуют наряду с изучением теории, закрепления теоретических положений на конкретных примерах , игрового восприятия практических ситуаций. Основная цель практических занятий – научить студентов решать конкретные экономические финансовые проблемы. Практические занятия на своих уроках строю так, чтобы студент мог работать в максимальной степени самостоятельно. Чтобы подготовить студентов к этому, первые занятия по дисциплине провожу в форме семинарских вводных занятий. Придаю необходимую направленность работе, способствую творческой самостоятельности студентов, помогаю связать научно-теоретические положения с реальной деятельностью предприятий (на примере работы предприятий региона) В процессе обсуждения того или иного вопроса вношу уточнения.
Если практические занятия позволяют приобщать студентов к самостоятельному решению относительно простых экономических задач, то практикумы уже обучают умению проводить экономические расчёты и оценки, служат средством конкретизации экономических знаний.
Пример. Урок-практикум «Расчёт себестоимости , прибыли и цены». Цель практикума – закрепить и углубить полученные студентами при изучении теоретического курса знания, уяснить, какие факторы влияют на цены и затраты, привить навыки по определению себестоимости, прибыли и цен, воспитать чувство ответственности , трудолюбия и деловой активности при проведении расчётов . Практикум проводится в виде непрерывного диалога между преподавателем и студентами , в ходе которого принимается ряд совместных решений об учёте отдельных составляющих рассчитываемых показателей , и осуществляются вычислительные операции и процедуры .
Практикум может служить самостоятельным домашним заданием для практического использования и закрепления темы. Результаты обсуждаются коллективно на уроке.
К числу активных методов обучения, используемых мной, относятся деловые игры, которые позволяют путём моделирования, имитации экономических ситуации погрузить студента в мир, приближенный к реальности. Участвуя в деловой игре, студент становится не только наблюдателем , но и активным участником воспроизводимых в игровой форме экономических событий. Преимущественно коллективный характер деловых игр позволяет вовлекать в них всю группу, отводить каждому студенту определённую роль, объединять студентов в отдельные «фирмы», широко использовать макеты товаров, денег, ценных бумаг, документов.
Пример. Деловая игра «Акционерная компания». Цель игры- получения участниками комплекса знаний об акционерных обществах , специфике управления ими, о дивидендах и механизме их формирования, привития навыков приобретения акций и принятия решений о распределения прибыли акционерного общества, воспитания у студентов деловой активности, формирование коммуникативных и организаторских навыков. Игра проводится в форме приобретения её участниками акций двух акционерных обществ с последующим получением и распределением дивидендов. Игра в общих чертах моделирует учреждение акционерного общества, выпуск акций, установление минимальной стоимости одной акции, их продажу учредителями и покупку акционерами, образование дивидендов из прибыли. Кроме того в игре имитируется процедура общего собрания акционеров и выработки стратегии деятельности фирмы с участием акционеров ( по принципу одна акция - один голос). Преподаватель даёт разъяснение игры, последовательность осуществление действий. По окончания игры подводятся итоги, обсуждаются результаты
Ежегодно я провожу конкурс знаний по предмету экономика предприятия. Разрабатываю план проведения конкурса. За месяц до его начала составляю списки участников. На общем собрании участников формирую две команды. Вместе с ребятами выбираем капитанов и их дублёров. Подробно рассматриваем план проведения конкурса. Каждый должен знать, что ему предстоит выполнить. Формируются группы поддержки. Готовятся плакаты, эмблемы, костюмы, пишется сценарий домашнего задания и т. д.
Каждый раз восхищаюсь своими ребятами. Как раскрываются их многогранные способности! Сколько остроумных сюжетов представлено в домашнем задании, каким юмором наполнено приветствие. Особенно приятно, что вся тематика выступлений связана со специальным предметом.
Большое удовольствие от конкурса получают болельщики. Они поддерживают свою команду плакатами, ответами на трудные вопросы, переживают за каждый этап соревнования.
По результатам конкурса наиболее активных участников награждаю грамотами.
После конкурса наблюдается живой интерес студентов к предмету, стремление к расширению своего профессионального кругозора, повышается учебная активность.
15