Конспект урока по русскому языку Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Урок русского языка в 4 классе по теме
"Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"
Клёмина Татьяна Семеновна учитель начальных классов I категории
Цели урока:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
- умение  определять окончания прилагательных;
-  усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;
- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;
- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;
- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);
- умение формулировать вопросы к прилагательному;
- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания Оборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку.








Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Прозвенел звонок.  Начался урок.  Тихо мы за парты встали  И друг другу покивали  Всем гостям сказали «Здравствуйте»  Улыбнулись, поклонились  И на место повернулись.
2. Введение в тему. (Слайд № 1)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. Чтобы узнать объект путешествия, нужно пройти испытания. Готовы?
- В пути мы будем делать остановки и для этого нам нужно оформить маршрутные листы.  Открыли тетради, записали число, классная работа.
-В древней Греции в 399 гг. до н. э. жил философ Сократ .Он сказал: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить»
Я желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Наш девиз: . (Слайд № 2)
Думать – интенсивно!
Работать – оперативно!
Если спорить – доказательно!
Всем - обязательно!
3. Минутка чистописания . (Слайд № 3)
Фф
Февральский снег весною пахнет.
- орфограммы отметить
- части речи
4. Словарная работа. Игра «Горка» . (Слайд №4)
Ф . враль, д . кабрь, . нварь, пр . красный, кал . ндарь, мес . ц
Выписать слова с непроверяемой безударной гласной е.
Февраль, декабрь, прекрасный, месяц
-Какое лишнее? Почему? . (Слайд №5)
Фе враль, д екабрь, пр екрасный, кале ндарь,
Филворд (по группам)
Имя прилагательное-это часть речи
Что объединяет понятия --род. число. падеж? ( непостоянные признаки имени прилагательного)
Определение- роль прилагательного в предложении
Окончание –изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, бывает ударное и безударное
Какие прилагательные вызывают сложность? ( С безударными окончаниями)
Физминутка для глаз
- Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (Слайд № 6)
- Что вам напомнили эти снежинки? (Падежные окончания имен прилагательных.м.р и ср.р)
5. Сообщение темы и цели урока.  (Слайд № 7)
- Вот вы и подошли к теме урока
- Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени прилагательному.)
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
-Какие цели урока мы поставим? . (Слайд № 8)
Цель урока
Учиться определять падеж имён прилагательных.
Работать над безошибочным написанием безударных окончания прилагательных.
Развивать орфографическую зоркость.
Работать над развитием речи.
Развивать умение работать в группах, в парах.
Учиться контролировать свою работу.
6. Загадки о птицах (Слайд № 9) А)-Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь
И зовут меня ?
Б) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
В) Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и, легче.
Г) . Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
-Клё! клё! клё! -поёт со свистом.
Запись слов: Клёст, воробей, снегирь, дятел
Какая орфограмма? (непроверяемая гласная в корне) Клест –парная согласная
Б) Прочитайте стихотворение об одной из птиц. . (Слайд № 10)
Вставьте пропущенные буквы, определить падеж и окончание имен прилагательных.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
Полюбуйтесь-ка клестами – Клювы сложены крестами. Щеголи – на загляденье: В ярко-красн оперенье! В тепл гнездышке уютн Вывелись зимой птенцы, Им мороз не страшен лют, Вот какие молодцы!
Взаимопроверка, . (Слайд № 11) оцени--балл
В) Составьте предложение из данных слов, . (Слайд № 12 -13)
-определите окончания прилагательных, определите падеж,
- Для этого будем работать ПО ПАРАМ
Дятел, клюв, семена, выколачивает, пёстрый, острый
(Пёстрый дятел острым клювом выколачивает семена).
-разберите по членам предложения,разберите по частям речи
Морфологический разбор словосочетания острым клювом
Г) Вставить в текст подходящие прилагательные. Самостоятельно. (Слайд № 14)
Снегирь.
В лесу на сосне сидит снегирь. На голове у него берет. На фоне покрова птица выделяется оперением.
Красногрудый, тёмный, белый, красивый, еловый
Проверка. . (Слайд № 15) Оценивание баллы
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7. Исследовательская работа при открытии новых знаний.
-- Составь предложение. (Слайд №16)
ТЁПЛЫЙ ВОРОБЕЙ РАДОВАТЬ СОЛНЦЕ ЛУЧ ШУСТРЫЙ
Диктует ученик
Тёплый луч солнца радует шустрого воробья.
-- Определи падеж прилагательного, выдели окончание.
--Что заметили? (в В.п. окончание –ого, как в Р.п.)
-- От чего зависит? (от существительного одушевленного)
8. Работа над новым материалом
а) Приступаем к реализации второй цели нашего урока. А поможет нам в этом словосочетание шустрый воробей, яркое солнце
Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1 вариант просклоняет прилагательное мужского рода – шустрый воробей
2 вариант просклоняет прилагательное среднего рода – яркое солнце

М.р.
С.р.


Шустрый воробей
Яркое солнце


Шустрого воробья
длинного уха


Шустрому воробью
длинному уху


Шустрого воробья
длинное ухо


Шустрым воробьем
длинным ухом

П.п. хитрой лисе
О шустром воробье
длинном ухе

- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.)
- А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)
г) Давайте составим алгоритм определения падежа у имен прилагательных.
- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
(воробья (какого?) шустрого)
2 шаг – определить падеж у имени существительного
(кого? Воробья (лису) –винительный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного, по ударному вопросу прилагательного определить окончание
(Вывод: прилагательное – шустрого – в винительном падеже.)
10. Творческая работа.  (Слайд №19)
--Вставь нужные имена прилагательные. Определи падеж прилагательных ,
--Составь и запиши рассказ (предложения) в тетради.
В день белый
От солнца еловый
В лесу яркое
На снегу морозный
В морозный день хорош зимний день. На снегу можно видеть следы зверей. В еловом лесу много птиц. От яркого солнца сверкает, переливается снег.
12. Итог урока
- Наше путешествие подходит к концу.
- Как вы думаете, мы справились с задачей. Научились определять падежи прилагательных, правильно писать безударные окончания?
- Как это делать? (по вопросу прилагательного)
Пословицы ( Упр 70) или СЛАЙД 13. Рефлексия (СЛАЙД №21)
Сегодня на уроке я понял, узнал, удивился, научился, обрадовал
Нарисуй смайлик своего цвета.
Д/з : упражнение № 23 с.21 в тетради с печатной основой.
Литература:
Сборник из серии «Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя» - М.:Изд. «Первое сентября»,
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Справочное пособие по русскому языку»
В.В. Волина «Фразеологический словарь»: Популярное пособие для начальной школы. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1997.,



Ранн_м зимн_м утром мы отправились в лыжн_й похо_. За городом мы св_рнули с дорог_ и п_шли быстр_м шагом по твёрд_му насту. Скоро мы п_ дошли к склону горы. С весёл_м криком мы пок_тились под гору. Как хор_шо дышать свеж_м морозн_м воздухом_ Потом мы н_правились вдоль руч_я, покрытого толст_м крепк_м льдом.
Кр..сив рус..ск лес з..мой. Бел кружевом украшены б..рёзки. Вот и ласков солнышко загл..нуло в лес. Бл..стит пушист сугроб около в..ков дуба. За..скрилась шапка на т..жел сучке с..сны. Порывы х..лодн ветра тр..пали в..рхушки д..ревьев. Л..тел бел пух зимы.

Заголовок 115