Урок русского языка на тему Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Д.п. (4 класс)


Урок русского языка "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Д.п."
Попова Марина Васильевна, учитель начальных классов
Разделы: Преподавание в начальной школе
Цель урока: 
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.
Познавательные УУД:
         понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
         извлекать нужную информацию.
         самостоятельно формулировать тему и задачи  урока после предварительного обсуждения;
         развитие умения объяснять причины написания окончаний имен прилагательных;
 Регулятивные УУД:
         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
         определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
         договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности,
         высказывать и обосновывать свою точку зрения,  связно излагать мысли;
         отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Личностные результаты:
         Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
         Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
          контроль, коррекция, оценка действия партнера;
         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение),  индивидуальные карточки-веера с названием падежей.
Ход урока
1. Организационный момент /слайд № 1/
В школьных коридорах прозвенел звонок.И пора настала начинать урок.Мы   отбросим  прочь веселье, примем все серьёзный вид,И  отправимся учиться, это нам не повредит. Вновь достанем  мы тетрадки, лег на край стола дневник,Наши знанья и уменья  всем покажем тот же миг.
2. Разноуровневая работа по проверке д\з
Учитель: На прошлом уроке мы учились  определять имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже и их окончания. Давайте вспомним, на какой вопрос  отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского и среднего рода в родительном  падеже.

Проверка
3.  Чистописание.
      ому        ему   
-На что похожи данные сочетания букв?  
-На какой вопрос должны отвечать прилагательные, имеющие такие окончания?
-Какому?
- Составьте словосочетания с данными словарными словами

ПРОВЕРКА
-Вкусному завтраку, грузовому автомобилю, красному помидору, молодому месяцу, зимнему вечеру, новогоднему празднику, яркому солнцу
- Выделите окончания имен прилагательных.
Составьте предложение с последним словосочетанием.

Лесные звери радуются новогоднему празднику.
-Сделайте вывод:
Как определить имена прилагательные мужского и среднего рода в Д.п. в предложении? (Надо найти существительное, которое стоит в Д.п.)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные м. и ср. рода в Д.п?

-Какие окончания имеют имена прилагательные в данной форме?
- Подумайте, какой может быть тема сегодняшнего урока?
- Какую задачу можем поставить перед собой на сегодняшний урок?
4. Работа по теме урока.
Карточки на столе у уч-ся( Приложение к учебнику)
1)Задание: Впиши окончания имен прилагательных.
Проверка по слайду
- Как найти прилагательное м. и ср. рода в Д.п.?
ФИЗПАУЗА   /упражнение для глаз/ /слайд № 4,5,6/
2) Работа в тетрадипо учебникуУпр.41. стр.21

Задание: Выберите любой вопрос и запишите ответ, употребляя в нем данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
3) Задание:  прочитайте пословицу, объясните её лексический смысл, определите падеж прилагательного.

Верному другу цены нет.
- Как определить падеж?
- Как вы проверите окончания прилагательных?
4) Морфологический разбор прилагательного в словосочетании верному другу
1. Верному–  имя прилагательное  (какому?) – обозначает признак предмета
2. Н.ф.- верный
3. М.р., Д.п., ед.ч.
4. Второстепенный член предложения
5) Самостоятельная работа
Списать, ставя данные в скобках имена прилагательные в дательном падеже. Окончания прилагательных выделить.

5. Обобщение  полученных знаний   
Задание: упражнение в склонении имён существительных с прилагательными. Просклоняйте словосочетания по вариантам.
1 вариант – холодный родник
2 вариант – глубокое озеро
6. Рефлексия урока 
Карточки (на столе уч-ся)
Задание (Приложение к учебнику)
Выбери словосочетания, в которых есть имя прилагательное мужского рода в Д.п.
7. Домашнее задание  (упражнение №40 стр.21)