Разработка урока музыки в 6 классе по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина на тему Уноси моё сердце в звенящую даль

Модель урока.
Программа Сергеевой-Критской, 6 класса
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки», I четверть 4 урок.

Тема урока: «Уноси моё сердце в звенящую даль»
Цели урока: 
Создать условия для Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Задачи урока: 
Расширить культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой С.В.Рахманинова.
Развивать умение анализировать, синтезировать, размышлять.
Проводить интонационно- образный анализ музыкальных произведений;
Сравнивать исполнительские интерпретации.
Создать синквейн на заданную тему.
Тип урока: Сообщение и усвоение новых знаний.
Оборудование: 
Мультимедийный проектор, презентация, фортепиано,  портрет С.В.Рахманинова. Иллюстрации по теме урока,  нотный материал.
Музыкальный материал: 

1.С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
2.С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
3.С.В.Рахманинов «Островок».
4.Ю.Визбор «Лесное солнышко».
ХОД  УРОКА

Все обучающиеся разделены на 4 группы, на столах разложены карточки с вопросами, на которые предстоит ответить вначале урока.
Организационный момент.
  Вниманию учащихся предлагается задание. Необходимо, отвечая на вопросы, предположить о каком композиторе сегодня мы будем говорить. На столах лежат листки, на которых написаны вопросы. Нужно попробовать ответить на вопросы, опираясь на собственную интуицию и знания.

- С музыкой этого композитора мы с вами встречались в начальной школе, а именно с его концертом №3 для фортепиано с оркестром.
- Судьба этого композитора связана с Америкой, в которую он иммигрировал в 1918 году и прожил там до конца жизни.
- Выберите портрет композитора, о котором у нас пойдёт речь? (портрет Рахманинова, Бородина, Глинки)


Обучающиеся пытаются вспомнить, сопоставить факты с композитором, который нас интересует.
Объяснение нового материала и слушание музыки.
Работа с учебником:
Прочитываем материал учебника и обучающиеся должны назвать события, с которыми связано данное время.


 Вниманию учащихся предлагается прослушать музыкальное произведение «Островок», вспомнить о напевной мелодии, о незыблемости, красоте, созданной композитором.
Вспоминаем , что такое жанр романс?

Акцентируем внимание на великой заслуге С.В.Рахманинова в его напевнейших мелодиях, рождённых сильным чувством.
Работа с учебником:

Далее предлагается обучающимся познакомиться с новыми романсами Рахманинова С.В.
Слушаем романс «Сирень», на экране иллюстрации с сиренью.





·

После прослушивания  ребятам задаются вопросы:
- какие образы родились под воздействием этого произведения?
- какое настроение? (задорное, танцевальное, игривое, легкое, пронизано незатейливым юмором, мягкое, нежное, мечтательное, задумчивое, спокойное, взволнованное?)
- какие средства выразительности использовал композитор?
Предполагаемые ответы: очень мягкая и нежная мелодия, аккомпанировало фортепиано, кружевное плетение звуков фортепиано,
спокойный темп, рисует лёгкое колыхание душистых ветвей, мечтательно-задумчивые интонации вырастают в распевную мелодию.
И ещё один романс Рахманинова С.В. «Как хорошо», само название говорит само за себя. Давайте послушаем.
Слушаем романс «Как хорошо»
Выясняем, какие голоса исполняли эти романсы.


Разучивание мелодии романса «Сирень». 



Глядя на текст мелодии, разучиваем, одновременно анализируя построение мелодии (нисходящее поступенное движение вниз и скачок на кварту, короткие фразы и долгая восходящая фраза вверх), создаёт ясный спокойный, полный душевности лирический образ.
Работа в группах, написание синквейнов.
Группам предлагается выбрать из двух произведений то, которое ляжет в основу создания синквейна, на доске правила написания синквейна, ещё раз (фоном) звучат два романса, ребята в этот момент сочиняют синквейн.


Затем проверяем творчество детей, и аплодисментами оцениваем каждое из 4.



V) Итог урока.
Можем ли мы согласиться вот с таким высказыванием о романсе:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и умиряющий, целительный и хрупкий... О романсе можно говорить очень много - неисчерпаем он в своей глубине и богатстве. А можно молча внимать ему, ибо в тишине и безмолвии обретается и постигается его таинственный смысл и сила, и звучит его голос. Он неисчерпаем и прекрасен, как неисчерпаемо и прекрасно то, из чего он рождается и расцветает, живет и дышит, что питает его и превращает в неугасимый огонь, согревающий и зажигающий сердца. Это сама любовь говорит и взывает чудным голосом романса.
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 6Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 1415