Конспект урока музыки в 5 классе на тему Фольклор в музыке русских композиторов


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Куйбышевская средняя общеобразовательная школа
Бахчисарайского районного Совета
Республики Крым

Конспект урока музыки в 5 классе
Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Учитель: Громова И.О.


Куйбышево
Бахчисарайский район
2014 год
Тема открытого урока:
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Развивать внимание, образное мышление, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная  музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего симфоническую миниатюру «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 5 класс
УМК:
Г. П. Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М: Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Муз. Г. Глaдкoвa, сл. В. Лугoвoгo из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити» «Песня о волшебниках».
Муз. Владимира Дашкевича, ст. Юлия Кима «Приходи, сказка».
Оборудование: баян, телевизор, DVD-проигрыватель.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока, видеоматериал.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний. Образовательная игра.
III. Основной этап урока.
Беседа.
Слушание и анализ музыкального произведения.
IV. Вокально-хоровая работа.
Подготовка к песенной деятельности.
Песенная деятельность.
V. Закрепление материала. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
( мин)
1 2 3 4 5
I. Организация учащихся на урок

Приветствие.
Видеофрагмент «В гостях у сказки»
-Удивительно добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. Пусть она будет эпиграфом к нашему разговору. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались.
-Совершенно верно. Смотрят.
-О сказках.
2 мин
II. Актуализация знаний. - Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
-Давайте напомним тем, кто забыл, что такое фольклор.
Слайд №1
-Тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов».
Слайд №2
-Чтобы художник нарисовал сказочного героя, ему необходимы…
-писателю-
-музыканту-
-А еще любому мастеру необходимо творческое воображение, чтобы образ получился интересным. Как же удается композиторам свои фантазии воплощать в музыке, с помощью чего?
-Верно, эти средства музыкальной выразительности помогут и нам сегодня представить образ героя нашего урока.
-Имя этого персонажа вы узнаете, ответив на мои вопросы.
-Это произведения устного народного творчества.
Хоровое чтение
Запись в тетрадях. Хоровое чтение.
-Краски, бумага…
-слова.
-ноты, звуки, инструмент.
-средства музыкальной выразительности: тембры разных муз. инструментов, темп, динамика, лад и т.д.
Образовательная игра.
(открываем картинку – Кикимора) 8 мин
III
Основной этап урока. - А вы знаете кто такая Кикимора?
- А вот как в энциклопедии описывают ее: « КИКИМОРА - мара – злой дух, малютка-невидимка женского пола, дух дома, иногда жена домового. Слайд №3 Днем сидит невидимой за печью, ночью прядет или путает пряжу, разбрасывает принадлежности прядения, двигает печную заслонку, чем пугает домашних, особенно детей.
Кикимора болотная (лесная) Слайд №4 – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
- Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.   
- И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. Лядове. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Слайд №5
(Повтор)
Анатолий Константинович Лядов  (1855-1914) родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. В 23 года закончил Петербургскую консерваторию – ученик Н.А. Римского-Корсакова (композиция). Лядов был прекрасным композитором и пианистом. Как и его учителя Лядова вдохновлял  волшебный мир сказки. Он говорил:
Слайд№6 «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».
Слайд №7
– Литературной основой для симфонической миниатюры «Кикимора» А.К.Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И. П. Сахаровым.
- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на сюжет этой сказки?
- А.К.Лядов изобразил Кикимору в жанре симфонической миниатюры.
- В своей симфонической картине А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
- Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами.
-Мы прослушали начало произведения - вступление.
Первый лейтмотив. Его исполняют низкие кларнеты и фаготы.  Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.
Слайд №8 и 9
Второй лейтмотив – тема Кота баюна, похожее на “колыбельную” звучание английского рожка.
Слайд №10
А дальше мы слышим третий лейтмотив – хрустальной колыбельки.
Какой инструмент изобразил нам эту хрустальную колыбельку?
Слайд№11
-После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась Кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Видео или Слайд
-Жалобным «писком» какого инструмента заканчивается наша музыкальная сказка?
Слайд №12
-И не просто флейты, флейты-пикколо – малая флейта с очень звонким и высоким тембром звучания.
Оказывается, что весь шум да гром – это сон.
Слайд №13
Спит маленькая Кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. И со звуками флейты-пикколо исчезает наш сказочный герой – Кикимора.
Ребята! Что помогло А. Лядову передать сказочные события в своём произведении?
Слайд №14
Как он охарактеризовал природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?
Почему композитор заканчивает оркестровую миниатюру именно так?
Какое произведение мы слушали сегодня на уроке?
Ребята, а интересно было бы жить, если не было сказок?
А чему они нас учат?
Давайте споём об этом. Ответы детей.
Составляем схему-повтор творчества «Мозговая атака»
А. К. Лядова.
Чтение сказания И.П. Сахарова.
Слушание Вступления по темам:
1.Первый лейтмотив;
2.Второй лейтмотив Колыбельная Кота-баюна;
3.Третий лейтмотив Хрустальной колыбельки.
Ответ детей:
Челеста.
Слушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору
Ответы детей:
Флейты
Ответы детей.
Хоровое чтение «Названия произведения».
Ответы детей.
15 мин
IV Вокально-хоровая работа.
Подготовка к песенной деятельности:
-дыхательные упражнения;
-распевка «У кота-воркота».
Слайд №15
Работа над
«Песней о волшебниках»
муз. Г. Гладкова из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»
Слайд №16 15 мин
V Закрепление материала.
Домашнее
задание.
Подведение итогов урока.
Сочинение Синквейна на тему «Кикимора»
(по времени, если не успеваем, то это домашнее задание)
-А дома я предлагаю вам пофантазировать и самим составить портрет героини нашей сегодняшней сказки.
1-ая группа (писатели-поэты). Словесный портрет Кикиморы
2-ая группа (художники). Подбирают цвет для характеристики и рисуют.
3-ая группа (пантомима). С помощью движений рук, тела изобразить героиню сказания.
Слайд №17
-Наш урок подошел к концу и мне хочется поблагодарить вас за сотрудничество, за вашу фантазию, за творческое решение всех задач, которые мы ставили в начале урока.
Сочиняем вместе и записываем на доске
Домашнее задание:
Создать портрет Кикиморы средствами выразительности разных видов искусства.
Оценка результатов деятельности класса
5 мин
Интернет-ресурсы
http://ru.wikipedia.orghttp://www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/7.htm#37http://tosoarabovetheground.5bb.ru/viewtopic.php?id=122http://muzofon.comhttp://www.musvid.net/muscatУМК по программе   «Музыка» 5 кл. авторы   Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Творческое задание для учащихся
к прослушиванию музыкального произведения
Название произведения Автор Жанр Литературная основа Исполнительский состав
Материал для учителя
Анатолий Лядов. «Кикимора», Op. 63
Народное сказание для оркестра (1909)
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Анализ музыкального материала
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. П. Сахаровым.
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».