Конспект урока по музыке на тему Фольклор в музыке русских композиторов (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20»
0819150«Фольклор в музыке русских композиторов»
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Открытый урок по музыке:
Агеева Татьяна Сергеевна
учитель музыки

г. Донской Тульской области
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 5 классе
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока:
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта - пикколо, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать вокально - хоровые навыки.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А. К. Лядова.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально - хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока: объяснительно - иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Песня «Страна волшебная» из репертуара группы «Волшебный микрофон»
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
План урока:
1.Организация начала урока
Подготовка к основному этапу урока
II.Основная часть
Усвоение новых знаний и способов действий
-первое прослушивание произведения А. К. Лядова «Кикимора»
Первичная проверка понимания
-работа над образом «Кикиморы»;
-работа с учебником
III. Заключительная часть
Обобщение и систематизация знаний
IV. Вокально-хоровая работа
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Ход урока
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
(на фоне музыки «В гостях у сказки») Слайд №2
О чем - то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
- Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)
А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать кроссворд. Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?
Ответы учащихся
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова. Слайд №3
- Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?
Ответы учащихся
Былины, исторические песни, сказки, придания, легенды, притчи, небылицы пословицы и поговорки, частушки.Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд. Слайд №4
1 Л Е Г Е Ф Н 2 1 К О Л Я Д К А С Л А К Ь 2 Ч А С Т У ШК А ЗЛ К 3 ПО С Л О В И ЦА
А РВопросы к кроссворду:
По горизонтали:
Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)
Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)
Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)
По вертикали:
Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)
Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)
Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Остановимся на последней загадке- сказка.
-Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной А. К. Лядова. 
Давайте попробуем угадать, о каком сказочном персонаже пойдет речь.
Отгадайте загадку
Эта нечистая сила
На вид совсем некрасива.
На болоте обитает,
Всех вокруг она пугает(кикимора). Слайд №5
Злой дух, нечиста сила в женском обличье.(кикимора) Слайд №6
Чаще всего в народных преданиях она встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека Слайд №7
Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Слайд №8
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семь профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора.
Слайд №9 «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».- говорил А. К. Лядов Ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь
Новое понятие: Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра. Слайд №10
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
Работа с учебником
Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы». Слайд №11
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
 - Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?
 - Как охарактеризовали бы действующих лиц сказа: Кудесника, Кота - баюна, Кикимору?
Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора»
Слайд №12
анализ музыкального произведения.
 - Понравилась ли вам эта сказочная картина?
 - Что именно понравилось вам в музыке?
 - Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?
 - Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.
Новое понятие Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. 
Слайд № 13
Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.
 - Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
 Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Слайд №14
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.
 - Что напоминает эта часть музыки?
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок - звучит нежная колыбельная Кота Баюна, который качает Кикимору в хрустальной колыбели. Слайд №15.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент похожий на гобой, и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. Слайд №16
Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.
А вот и сама Кикимора.
  Слушание второй части картины.
 - Какая она?
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты - пикколо. Слайд №17.
Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Музыкально - ритмическая минутка. (Произвольные движения учащихся, соответствующие характеру музыки). Слайд №18
О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.
Сейчас мы еще раз прослушаем тему Кикиморы, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).
Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.
IV. Вокально - хоровая работа.
1. Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).
2. Песенная деятельность. Слайд №19
Исполнение разученной на прошлом уроке «Страна волшебная» из репертуара группы «Волшебники двора»
Разучивание мелодии с текстом.
V. Подведение итогов урока.
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
Проверочный тест Слайд №20
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
Кто автор произведения «Кикимора» - народное сказание
Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- А.К. ЛядовФольклор – тихая, плавная, певучая мелодия
Правильный ответ Слайд №21
Программная музыка – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Колыбельная – тихая, плавная, певучая мелодия
Кикимора – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах
Кто автор произведения «Кикимора» - А.К. ЛядовЧто лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?- народное сказание
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. тихая, плавная, певучая мелодия
Слайд №22
Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились в новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова, использовали прием «слушание рукой».
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось. И прочитать вам стихотворение Татьяны Дергуновой «Кикимора болотная»
Кикимора болотная
Татьяна Дергунова На болоте и уютно, и покой.Почему ж его обходят стороной?На замшелом восседая берегу,Жду и, может быть, кого подстерегу.Я от скуки развлекаюсь, как хочу.Попадетесь– вас слегка пощекочу.Похохочем, покуражимся вдвоем,Чтоб качался-колыхался водоем.Вам пиявочек навешу бУсиныПодарю букет созревшей бузины.Хор квакушек, отметав свою икру, Упоенно пропоет нам ввечеру.С мухоморами я дружбу не вожу –Больно рыжие, да ну их всех к ужу.Мой любимый и родной – зеленый цвет,Я в тоске зеленой вот уж тыщу лет.А с соседнего болота водянойМне прислал подарок – ягодно-грибной.От ворот ему дала я поворот:Он русалкам предпочтенье отдает. Жарким летом здесь простор и благодать.Можно в прятки беззаботно поиграть.С удовольствием средь топей и болотВас упрячу так, что леший не найдет.А еще люблю с обманками игру -Будто кочка, а провалишься в дыру,Хвать за ветку, но и здесь тебе облом -Распростишься с башмаком иль сапогом.Все лесные удивятся, как один:В одеянье кружевном из липких тин,Будто веер мой развесистый лопухОт противных комаров и вредных мух,С перламутровой лягушкой на носу-Кто сумеет оценить мою красу?Забредали как-то разом грибники,Заикались в восхищении: Ки-ки!
IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.
Слайд №23