Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС (выступление на ММО учителей географии)

Выступление на ММО учителей географии по теме «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС» 13.12.2013 г.
   Слайд 1
  Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
Слайд 2
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Слайд 3
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действий
инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
       Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в будут реализованы.  
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.
      Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. В отличие от традиционного урока современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД), т.е. умения учиться всю жизнь.
Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
Слайд 4
Какие требования предъявляются к современному уроку:     хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.     учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;     урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;      учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;     вывод делают сами учащиеся;
Слайд 5     минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;     времясбережение и здоровьесбережение;     в центре внимания урока - дети;     учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;      умение демонстрировать методическое искусство учителя;     планирование обратной связи;      урок должен быть добрым.
       Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить.       Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Слайд 6
          При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 7
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Слайд 8
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Слайд 9
Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.
Слайд 10
Конечно же, в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Давайте, рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционного типа. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?
Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):
·      планирование;
·      организация;
·      реализация и контроль;
·      коррекция;
·      анализ.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа.
В структуру современного урока внесены новые элементы и результаты, связанные с достижениями личностного результата. Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создаёт условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала
Слайд 11-14
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа

Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся.
Тема урока - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала

Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы собственного знания и незнания
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся. Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Планирование (новый этап)
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности – не даёт возможности включить в деятельность всех учеников)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) . Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), сравнивая с эталоном

Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия (обучаются оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности)

Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.
Слайд 15
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Слайд 16
Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Слайд 17
Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Слайд 18
Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?
Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:
·      определение цели и задач;
·      отбор содержания учебного материала;
·      подбор методов и приёмов обучения;
·      определение форм организации деятельности учащихся;
·      подбор материала для домашней работы учащихся;
·      определение способов контроля;
·      продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;
·      подбор вопросов для подведения итога урока.
При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Возможно ли традиционными методами, приёмами, формами организации деятельности учащихся на уроке, прежним содержанием учебного материала достичь тех результатов, которые заложены в стандартах второго поколения?
Сегодня в педагогической литературе очень много говорят об инновациях, на практике доказывается их целесообразность. Вспоминается афоризм: «Всё новое – это давно забытое старое». Конечно, так однозначно говорить об инновациях в педагогической практике не стоит. Но ведь и новое на пустом месте не рождается, для него всегда есть предпосылки в прошлом. Вот, к примеру, проектная деятельность учащихся (рассмотрим групповую форму), которую сейчас вводят в практику своей работы учителя. А разве раньше, в отечественной педагогической практике не присутствовала такая форма организации деятельности учащихся, как КТД (коллективно-творческое дело)? Безусловно, проект имеет более сложную структуру и содержит строгие обязательные для исполнения этапы. Появилось понятие «защита проекта» и т.д.
Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере, то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у учащихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Слайд 19
ИТАК,
СУ направлен на формирование и развитие УУД,
на достижение личностных результатов;
Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;
Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;
Проектировать пути их реализации;
Контролировать и оценивать свои достижения.
Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!
Слайд 20
А чтобы урок был успешным
Рецепт хорошего урока:
1. Возьмите дюжину самых лучших эмоций, отберите те, которые лишены разочарований, злопамятности и злости. Разделите их на 5 или 6 уроков, которые приходится проводить каждый день.
2. Добавьте в каждый свой урок:
12 порций мудрости
11 порций терпения
10 порций храбрости
9 порций работоспособности
8 порций оптимизма
7 порций преданности своему делу
6 порций творчества
5 порций доброты
4 порции заботы о здоровье
3 порции юмора
2 порции такта
1 порцию веры в каждого ученика
ложечку хорошего настроения, по вкусу развлечения, обязательно игры.
3. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все это энергичными движениями.
4. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей ученикам урок сервируйте спокойствием и профессионализмом учителя.
И хороших Вам уроков!


 












Заголовок 115