ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ


Использование облачных технологий
при подготовке к ОГЭ по информатике и ИКТ
Н. Н. Гончаренко
МАОУ «ЛИТ» г. Хабаровск
Аннотация. Статья посвящена применению облачных технологий для подготовки к экзамену и представляет собой опыт работы учителя при подготовке выпускников к ОГЭ по информатике. В ней уделяется внимание технологиям, которые часто просматриваются учителями, но мало применяются на уроках. Раскрываются особенности применения облачной среды, предоставляющей IТ-ресурсы в виде бесплатного сервиса, облегчающего труд учителя и помогающего организовать выполнение заданий в режиме реального времени. Дается сравнение облачных технологий и традиционного обучения.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В современном мире образования, по мнению многих учителей главным критерием эффективности учительского труда считается отличный результат выпускников на ОГЭ. Облачные технологии вливаются в образовательный процесс и помогают учителю на уроках и вне урока.
Только системная работа в течение учебного года в 8-9 классах позволяют повысить продуктивность и качество подготовки к выпускным экзаменам.
Работу по подготовке к экзамену в формате ОГЭ нужно начинать с восьмого класса, для этого в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на темы и форму заданий из ОГЭ по возможности на каждом уроке.
Большинство учителей информатики обучают по готовой рабочей программе, опираясь на определенный учебник. В нашем лицее преподавание информатики и ИКТ для учащихся 8 – 11 классов, разного профиля обучение осуществляется по авторской программе. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, а также в соответствии с Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования и предназначена для обучающихся 8-11 классов с углубленным изучением математики, физики и информатики учреждений среднего (полного) общего образования.
В курс информатики 8-го класса добавлены темы, которые ранее изучались только в 10 и 11 классах: основы логики; технологии баз данных; технологии обработки табличной информации; компьютерные коммуникации. Особая роль в данной программе уделяется разделу «Алгоритмизация и программирование», как связующему звену между теоретической информатикой и информационными технологиями.
Моя задача при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока или разработать новые.
После изучения темы или ее части, я провожу контроль знаний, состоящий из заданий подобных заданиям в ОГЭ. Контроль знаний осуществляется в основной своей части с помощью облачных технологий.
Наиболее эффективной системой облачной технологии в рамках контроля знаний, на мой взгляд, является система онлайн тестирования с помощью сайта http://inf.sdamgia.ruНа этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала осуществляется отработка разнообразных заданий. Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату выпускных экзаменов в форме ОГЭ, но и является несомненным подспорьем на уроках информатики. Мини - тестирование на каждом уроке занимает не более 5-6 минут на выполнение и затем сразу виден результат в классном журнале сайта, тематический контроль знаний в формате ОГЭ отдельных тем. Умело составленные задания, могут выполнять не только контролирующую, но обучающую и закрепляющую функции, а также служить для осуществления как текущего или промежуточного контроля, так и тематического или итогового контроля знаний.
В копилке каждого учителя готовящих учеников к экзаменам есть собственный банк заданий из всевозможных демонстрационных, тренировочных и диагностических вариантов ОГЭ, а также из различных сборников для подготовки к экзамену.
Преимущество использования облачных технологий перед традиционным обучением можно увидеть в сравнительной таблице:
Облачные технологии Традиционное обучение
Достоинства Проверка правильности выполнения заданий осуществляется автоматически; объективность проверки знаний; возможность установить время прохождения теста (дата, время); посмотреть, сколько времени потратил ученик на выполнение данного теста; возможность увидеть сколько раз ученик выполнил данный тест.
Быстрое создание тестов и разного числа вариантов, автоматическая генерация заданий. Исключается списывание.
Возможность изменить задания, добавить свои задания. Доступность.
Недостатки Доступ к сети Интернет.
Предоставление ПК каждому ученику на уроке.
Регистрация каждого ученика обязательна. Бумажный вариант, распечатать документ, затрачивается время учителя для проверки заданий; субъективность.
При подготовке выпускников к экзамену необходимо регулярно проводить мониторинг, с целью контроля успеваемости и для отслеживания реальной картины «успешности» ученика. Мониторинг позволяет, получать реальную картину успехов ребенка, а ученик, в свою очередь, сможет узнать уровень своей подготовленности к ОГЭ.
На данном сайте ведется классный журнал, где отображаются все проведенные и выполненные домашние задания, самостоятельные и контрольные работы. Оценивание заданий регулируется учителем, то есть выставление оценок осуществляется автоматически по критериям выставленным учителем при составлении конкретной работы.
Классный журнал можно экспортировать в Excel.
По каждому ученику, и каждой работе ведется своя статистика, отражающая информацию о правильных заданиях, комментарии для учащихся, оценку, время.
С помощью данной системы можно осуществлять проверку части С из ОГЭ.
Перечислим основные этапы урока, где возможно использование облачных технологий:
1) Актуализация знаний.
На данном этапе учащиеся выполняют мини-тест на 5 минут, который позволит проверить знание теоретического материала. Анализ выполненного домашнего задания (выполненная на сайте), проверяют правильность выполнения и при необходимости осуществляется разбор ошибок.
2) Проверка понимания.
Выполнение работы, ориентированной на определенную тему, позволяет сократить время на проверку каждого задания у каждого ученика. Быстро находить пробелы в знаниях и умениях учащихся, затем устранять их индивидуально.
Просмотреть правильность решения каждого задания и осуществить разбор заданий можно индивидуально или дифференцированно, а также каждый ученик может это сделать самостоятельно под контролем системы сайта.
3) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учитель на уроке выдает номер домашней работы (можно по вариантам). Учащиеся дома выполняют домашнее задание и результат выполненных домашних заданий будет готов к началу следующего урока. Данная технология позволяет в начале каждого урока проанализировать и устранить возникшие затруднения при выполнении домашних работ.
При анализе ДЗ можно узнать время, затраченное на ее выполнение, затем использовать полученную информацию для составления последующих самостоятельных и контрольных работ.
Учащиеся могут выполнять конкретную работу на уроке, а когда урок закончился у ребят есть возможность продолжить выполнение заданий дома.
На базе лицея организована система МООК с элементами пирингового обучения.
Пиринговое обучение – инновационный подход к обучению, в котором основной упор делается на взаимосвязь и взаимопомощь самих же обучающихся.
Организация данной системы осуществляется в несколько этапов:
1. Разделить учебный материал на блоки.
2. Поиск тьюторов (учеников – преподавателей, помощников).
3. Работа через сервис сайта и учителя.
Каждый ученик нуждающийся в помощи может через сайт и Google Forms отправить вопрос в таблицу Google, благодаря которой тьютор или учитель может ответить на вопрос анонима.
Учащиеся пропустившие определенный материал могут воспользоваться ЦОР учителя обратившись на сайт лицея. Такая технология ориентирована только на дистанционное обучение.
Отслеживание успехов при изучении теоретического материала, сдавать работы по программированию в дистанционной форме удобно с помощью Google Forms, а результаты увидеть в таблице Google.
Изучение многих тем дублируется в системе Google Classroom, которые организованы по разным курсам.
Работа в системе Classroom позволяет выкладывать презентации, текстовые документы, электронные таблицы, тесты разного формата и т.д.
Данную технологию можно использовать для проведения уроков по технологии «Перевернутый класс». Для проведения данного урока, необходимо чередовать урочную и электронную формы обучения. Учитель заранее продумывает тему и материал необходимый для изучения учениками самостоятельно. Изучение теоретического материала осуществляется в электронной форме и дома: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для изучения теоретического материала дома. А именно ученик присоединяется к курсу урока «Перевёрнутый класс», изучает, тестируется, а на уроке с помощью учителя выполняет практическую деятельность. Работая по схеме «Перевёрнутый класс» у учащихся появляется ответственность за самого себя, проявляются и развиваются его личностные характеристики и навыки самоорганизации, а также работы с информацией и ресурсами, предоставляемыми учителем. Главное условие применения данного урока - наличие у учеников компьютерной техники с доступом в Интернет, регистрация в системе.
Рассмотрим сравнительную таблицу плюсов и минусов применения облачных технологий при подготовке к выпускному экзамену в форме ОГЭ.
Сайт
http://inf.sdamgia.ruСайт
http://www.lit.khv.ruСайт
classroom.google.com+ Задания ориентированы на ОГЭ. + Возможность выкладывать информацию в любой форме. + Возможность группировать задания по темам.
+ Возможность добавить свои задания + Все задания создаются самостоятельно учителем. + Все задания создаются самостоятельно учителем.
+ Разнообразные формы контроля. + Возможность связать задания с другими облачными технологиями. + Возможность ограничить доступ к работе по времени.
+ Возможность ведения классного журнала. + Не надо регистрироваться. + Выкладывать любую информацию в любом формате.
+ Возможность ограничить доступ к работе по времени. - Надо регистрировать образовательное учреждение.
- Надо регистрироваться учителю и каждому ученику. - Надо регистрироваться каждому ученику.
Применение облачных технологий при подготовке к ОГЭ позволило качественно подготовить учащихся и получить хорошие и отличные результаты на экзаменах. Например, 9-е классы сдавали профильный экзамен по информатике в 2015 году. Сдавало экзамен 50 лицеистов: на оценку «отлично» - 39 человек, на оценку «хорошо» - 11 человек. Средний бал – 4,8 балла.
Используемая литература
Авторская программа курса "Информатика и ИКТ для классов информационно-технологического профиля", 8-11 классы// Коростелева Е.А., Серебрянская Л.В., Шестопалов Д.В., 2013 г., http://www.lit.khv.ru/teachers/metodika/
Бельчусов А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в дистанционных конкурсах по информатике // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: материалы X Международной научно-практической конференции. – Сочи, 2013. – С. 25–27Бакшаева, Н.В. Практическая реализация некоторых решений архитектуры информационных систем общего доступа в обучении студентов: // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 5 – С. 115-117.
Электронное периодическое издание НАУКОГРАД. «Современные методы и приемы обучения», «Как перевернуть урок?», февраль-май 2014 г.