Использование ИКТ и ЭОР на современном уроке

Выступление на городском семинаре молодых специалистов по теме
«Использование ИКТ на современном уроке»
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся . Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом  в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни [1].
Сегодня существует достаточно большой набор  средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
образовательные  ресурсы сети Интернет;
электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
Второй уровень – текстографические ЭОР,  имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования  текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа [2].
Современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
развитию информационной компетентности учащихся;
реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так  и при использовании ИКТ на предметных уроках;
развитию  учебной мотивации;
активизации познавательной деятельности учащихся;
развитию способности к самостоятельной работе;
развитию навыков работы в коллективе;
развитию коммуникативных навыков;
корректировке самооценки учащихся;
укреплению веры ученика в свои силы;
развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
изучение  моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
организация  проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков  самостоятельной творческой деятельности,  развития  презентативных умений и навыков;
использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты  использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний
Информационный ввод: электронная презентация,  использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР  (видеофрагменты) Допуск к работе: тестовый контроль Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование  в среде MS Excel

Урок  усвоения навыков и умений – исследовательская работа
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции
Тестовые программы, электронные дидактические материалы.

При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из техни°ческого обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски)  для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных  и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется  количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся,  в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных(можно давать разные по сложности задания каждой группе) и сложных, т.к. требует  от учителя  практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока;  рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени,  снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Свой урок я уже не могу представить без использования ИКТ. Представляю вам свою подборку ЭОР, которые помогают мне в работе. Условно её можно разделить на 3 группы:


Нормативная база

http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Нормативная база, повышение квалификации
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Национальный портал «Образование»
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Московская область
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный портал Российское образование
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Российский общеобразовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный институт педагогических измерений

Всё для подготовки непосредственно-образовательной деятельности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Образовательные ресурсы сети Интернет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – ДИСТАНЦИОННЫЕ МАСТЕР-КЛАССЫ для школьников и педагогов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Информационно-коммуникационные технологии в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Русский Биографический Словарь
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Народы и религии мира
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Виртуальная библиотека EUNnet
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Портал ВСЕОБУЧ все об образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Образовательные ресурсы Интернета школьникам и студентам 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Презентации по всем образовательным областям

3. Методические разработки
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Коллекция авторских методических разработок для проведения уроков, педагогические статьи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - . Методическая копилка по предметам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методическая копилка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Интернет-сообщество педагогов. Мастер-классы для учителей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Копилка методического и дидактического материала
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Презентации, уроки, практические, лабораторные, контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование по школьным предметам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Громадное количество материалов, разработок уроков, конспектов, планов, классных часов, сценариев
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Методический учительский портал, обмен педагогическим опытом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Копилка методического и дидактического материала, помощь в разработке внеклассных мероприятий и уроков.

15