Доклад РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ


РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.  ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель работы - описание опыта работы мастера производственного обучения по формированию коллектива обучающихся в группе А1-14 по профессии «Автомеханик» с учетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на процесс формирования ученического коллектива в учебной группе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-  изучить психолого-педагогическую литературу по формированию ученического коллектива;
-  раскрыть сущность коллектива;
-  определить пути и методы влияния мастера производственного обучения на формирование коллектива обучающихся.
2.  КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Мастер п/о призван не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у обучающихся, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив – это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
В условиях колледжа организация обучающихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны мастера.
Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение обучающихся, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение обучающихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства мастера, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак — совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для обучающихся) — предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Вторым признаком ученического коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность обучающихся в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность — основная для обучающихся.
Третий признак коллектива — наличие в нем отношений ответственной зависимости — в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость обучающихся в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии мастера.
Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может.
Следовательно, учебный коллектив - коллектив обучающихся, объединенных общей учебной и внеучебной деятельностью.
Учебно-воспитательные коллективы занимают особое место среди различных типов и видов коллективов, т.к. принадлежат к категории наиболее многочисленных. Во-вторых, учебно-воспитательные коллективы являются базой формирования личности, служат лабораторией для подготовки к жизни и деятельности в коллективах других типов и видов – производственных, военных, семейных и др.
Специфические признаки учебно-воспитательных коллективов:
· Направленность деятельности коллектива на самих его членов;
· В состав учебно-воспитательного коллектива входят представители другого коллектива, коллектива мастеров, которые являются не просто членами, а центральной фигурой, руководителем. Он направляет совместную деятельность обучающихся, регулирует внешнюю и внутреннюю структуру коллектива, формы и нормы межличностных отношений.
Необходимость руководства со стороны мастера обусловлена тем, что остальные члены коллектива, находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточного жизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции коллектива – учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природой обучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучение и воспитание невозможны вне системы «мастер – обучающийся».
· Основной вид деятельности учебно-воспитательного коллектива – учение. Совместная учеба, организованная на принципах коллективизма, при значительном развитии взаимопомощи и требовательности служит мощным фактором сближения членов коллектива.
· Слияние обучения и воспитания в единый процесс. Воспитательная функция коллектива так же важна, как и учебная.
· Однородный возрастной состав, что обуславливает сходство и общность интересов и целей обучающихся, высокую степень взаимопонимания, большую психологическую совместимость.
Цели учебных коллективов многоплановые. Наряду с освоением профессии и завершением среднего общего образования учащийся в период обучения участвует в других видах деятельности: общественно-полезной, производственной, спортивной и т.д. в совместной деятельности по достижению всех этих целей коллектив рождается, развивается и сплачивается. В ходе учебного и производственного труда учащиеся осознают свою связь с обществом, усваивают идеалы и ценности не только своего учебного коллектива и базового предприятия, на котором они работают, но и общества в целом. С воспитанием гражданственности, ответственности, мировоззрения, профессиональных интересов происходит процесс социализации, формирования и развития личности обучающихся.
Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе обучающихся.
Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование – вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Именно поэтому так эффективны коллективные обсуждения насущных проблем, организуемые активом группы.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Мастер производственного обучения (ПО) несет ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в коллективе. Мастер ПО не несет прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения – очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого ученика.
Мастер производственного обучения — центральная фигура в обучении и воспитании обучающихся. На учебных занятиях я сообщаю обучающимся технические сведения, формирую у них производственные умения, навыки культуры труда. Одновременно я забочусь о формировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведением классных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.
Труд мастера является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к себе как к мастеру профессионального училища предъявляю целый ряд требований:
· глубокое знание своего дела и любовь к профессии;
· владение и постоянное совершенствование методики обучения, применение разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умение интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
Я систематически изучаю успеваемость обучающихся и их отношение к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении домашних заданий); слежу за общим развитием обучающихся, за выполнением ими правил поведения; воспитываю у обучающихся интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаю материально-бытовые условия обучающихся. Эти наблюдения я записываю в педагогический дневник, отмечаю хорошие и плохие поступки обучающихся и их предполагаемые причины, а также принимаю меры по улучшению воспитания и обучения каждого обучающегося. Ведение педагогического дневника на каждого подростка группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся.
Для личности учащегося ученический коллектив – это своеобразная модель общества. Он необходим обществу как инструмент воспитания, чтобы с его помощью «поместить» в ученике «государство», то самое государство, которому свойственны определенные принципы, социальные нормы, в котором мастера готовят своих воспитанников.
Кроме того, ученический коллектив для личности обучающегося является социальной микросредой: обучающийся не может полностью развиваться вне общения со сверстниками. Вся его деятельность (учение, труд, досуг) ощущается преимущественно в коллективе учебного заведения.
Среда, в которой вращается подросток, может быть благоприятной и неблагоприятной. Если она неблагоприятна для всестороннего развития учащегося, он тратит значительные силы либо на приспособление к ней, либо на борьбу. При наличии благоприятной среды наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности обучающегося.
Ученический коллектив является могущественным средством, стимулирующим, активизирующим деятельность обучающегося.
Игровая, трудовая, учебная и другие виды деятельности организуются мною так, чтобы всегда и во всем формировать коллективистические принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи, воспитывать умения, когда это необходимо, свое личное подчинять коллективу.
Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание ребят в ходе предметных олимпиад, спортивных состязаний, подготовки и проведения сборов, вечеров. Коллективные эмоциональные переживания, сопровождающие различную общественную деятельность обучающихся, способствуют формированию коллектива, сближают между собой обучающихся, учат их чувствовать боль и радость другого.Ученический коллектив является мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных обучающихся, помогает в проведении мероприятий воспитательного характера, в организации общественной работы, помощи отстающим учащимся и т.п.
Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание молодежи. В организованном коллективе члены его согласовывают свои личные желания и поступки с общими задачами, стоящими перед коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют личные цели. Единство общих и личных целей – характерная черта организованного коллектива. Вместе с тем в коллективе каждому предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
Чтобы ученический коллектив созданной учебной группы в короткий срок стал работоспособным, мною проводится большая организаторская работа. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей обучающихся.
Я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях».
Первым источником сведений об обучающихся служит его небольшое дело – анкета, характеристика из школы и медицинская справка. Изучая личные дела, я имею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихся наиболее способных и активных.
Важное событие для мастера – первая беседа с группой. К этой встрече я готовлюсь, как к экзамену, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться во многом зависит от первого впечатления об училище, профессии, мастере.
В этот день я рассказываю обучающимся об истории училища, его лучших выпускниках, традициях коллектива, ставлю перед новичками условия, без выполнения которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива.
При первой встрече с новичками предлагается заполнить специальную анкету, в которой кроме обычных есть такие вопросы, как любимое занятие, фамилии товарищей, которые учатся в училище и живут рядом.
Важная ступень в изучении учебной группы – первые родительские собрания, которые проводятся до начала учебного года. На этих собраниях я узнаю от родителей об особенностях их детей.
В результате проведения перечисленных мероприятий у меня складывается определенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым обучающимся, группой в целом, начинается формирование ученического коллектива и актива группы.
Хорошим средством формирования ученического коллектива является внеурочная работа. В неофициальной обстановке обучающийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках производственного обучения. Занимаясь внеурочной работой, я, несомненно, привлекаю ребят к себе, завоевываю их уважение, а это влияет на отношение обучающихся к будущей профессии.
Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Я убеждаю обучающихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагается группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового общественного мнения в коллективе, чтобы сами обучающиеся могли правильно реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе не решается без участия актива. Это поднимает авторитет активистов и ставит меня как мастера в выгодные условия в отношениях с учащимися.
Важное место в учебной группе имеет спортивная работа. Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания молодого человека.Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива является самоуправление. Оно может принимать различные формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления. Распространенной формой в училище является актив группы. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности.
Прогнозирование нравственного развития коллектива обучающихся училища тесно взаимосвязано с состоянием технического базиса современного производства, с особенностями профессиональной трудовой деятельности. Процесс нравственного воспитания планируется с учетом специфики профессиональной морали рабочих. Создание здорового ученического коллектива группы – сложная и важная задача мастера производственного обучения. При его формировании я опираюсь на наследие достижений передовиков педагогического труда в области развития коллектива и практически его становления. Богатейшим источником для выработки умений мастера создать ученический коллектив может послужить педагогическое наследие Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
Формирование коллектива обучающихся в учебной группе училища имеет свою специфику: в его основе лежит овладение конкретной профессией, путем организации совместного производственного труда, приближенного к формам производственного обучения.
Становление коллектива учебной группы имеет несколько этапов, каждый из которых отличается целями и содержанием деятельности, характером складывающихся взаимоотношений, уровнем развития общественного явления, позицией мастера ПО. Разработанная А.С. Макаренко методика поэтапного формирования коллектива может быть с успехом применена в училище в процессе производственного обучения.
Опытные мастера дают обучающимся не только знания. Они, прежде всего, учат их мыслить, пробуждают в них дарование, развивают сознательное, творческое отношение к работе, которое в будущем станет основой их деятельности на производстве.
Мною как мастером ПО обучающимся не только прививаются навыки профессиональной деятельности, но и воспитываются в них общественно полезные качества. С этой целью я изучаю каждого учащегося, его отношения в семье, способность взаимодействия с коллективом. Практика показывает, что многое зависит от стиля управления мастера. В группе обучающихся встречаются самые разнообразные характеры, личности с индивидуальными качествами, я как мастер стремлюсь сочетать типы управления, в зависимости от того, с кем именно работаю.
Я стараюсь быть, безусловно объективной при работе с группой. И в то же время не могу не пристрастно относится к обучающимся, близко к сердцу принимаю все их волнующее, сочувствую и переживаю, т.е. бываю в какой-то мере субъективной.Уверена, что мастер производственного обучения должен уметь сочетать профессионализм педагога, воспитателя, с положительными общечеловеческими качествами. Поэтому постоянно изучаю педагогическую и психологическую литературу по вопросам формирования и развития коллектива и одновременно занимаюсь самосовершенствованием.
Второй, немаловажный фактор, влияющий на формирование ученического коллектива, является взаимоотношение в самой группе. Для сплочения ученического коллектива очень важно совместное переживание в ходе проведения олимпиад, спортивных состязаний и т.д., где обучающиеся поддерживают своих товарищей, «болеют за них». Все виды совместной деятельности обучающихся носят коллективный характер, т.к. это позволяет формировать коллективистские принципы, укреплять и развивать дух дружеской поддержки, взаимопомощи.
Мною ведется систематическая работа по выявлению, формированию актива группы как направляющей части коллектива, определяющей общественное мнение в группе.
Результатами систематической работы по формированию ученического коллектива является повышение качества успеваемости по общеобразовательным и теоретическим предметам, по производственному обучению. Повышается ответственность обучающихся за порученные дела.
Важным результатом считаю улучшение психологического климата в коллективе, что сказывается на отсутствии пропусков занятий без уважительных причин. В группе нет «изгоев», а есть уважение и поддержка, здоровое лидерство. Обучающиеся бесконфликтно вживаются в рабочий коллектив во время прохождения производственной практики на предприятии.