Программа инновационной деятельности Методическое сопровождение профессионального стандарта педагога


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Лакинска Собинского района
ПРОГРАММА
инновационной работы по теме
«Методическое сопровождение
реализации «Профессионального стандарта педагога».
Директор МБОУ СОШ №2 г. Лакинска Жаренова Т.Н.
Научный руководитель Алексеева О.А.,
доцент кафедры менеджмента ВИРО
2015-2018 год
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБОУ СОШ №2 г. Лакинска Собинского района
" В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя"
1.    Объект инновационной деятельности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Лакинска Собинского района
Лакинск, Кирова, 2
Телефон: 8 4924241260
<lakinskayaschool2@rambler.ru>
2.    ФИО, должность, ответственного за инновационную работу Перфилова Юлия Вячеславовна,
заместитель директора по учебной работе
Научный руководитель Алексеева О.А. доцент кафедры менеджмента ВИРО
3.    Тема инновационной работы «Методическое сопровождение
реализации «Профессионального стандарта педагога».
4.    Обоснование актуальности темы Аргументом актуальности темы являются требования к кадровым условиям реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО «Професиональный стандарт педагога»: повышение уровня квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития.
Цель: реализация «Профессионального стандарта педагога» в условиях образовательной организации на основе комплексного и непрерывного развития
5.    Предмет инновационной деятельности Определение потенциального ресурса образовательных услуг как мотивационного и содержательного компонента реализации «Профессионального стандарта»
6.    Масштаб инновационной деятельности Педагоги МБОУ СОШ №2 г. Лакинска Собинского района
Актуальность проблемы.
Еще русский педагог Константин Ушинский в свое время сказал: " В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя". За последние годы ни одна из систем социума не подвергалась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Были приняты новые образовательные стандарты, изменилась оплата труда педагога, принят новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ», а так же «Профессиональный стандарт педагога». Но истина, высказанная Ушинским еще в 19 веке, не потеряла своей актуальности.
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определены цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Для решения проблемы формирования успешной личности школьников можно применять различные средства, способы, методы, приёмы, подходы. Их применение в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, прежде всего, ее методической, дидактико-технологической составляющей.
В соответствии с Профессиональным стандартом педагога – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Через весь документ красной нитью проходит мысль о том, что «в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». В нашей профессии без постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись.
Кроме того, в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в значительной степени меняются подходы не только к содержанию школьного образования, но и к технологиям его реализации. От современного учителя требуется сегодня владение, прежде всего, такими образовательными технологиями, которые максимально способствуют формированию самостоятельного творческого мышления учащегося, его социальной активности, включают механизмы саморазвития, лежащие в основе обеспечения ее успешности в жизни, образовании, профессиональной деятельности. Исследования показывают, что такие технологии (продуктивные, компетентностно-ориентированные) еще не стали достоянием массовой педагогической практики.
Анализ реального уровня, достигнутого нашим образовательным учреждением, позволил сделать вывод о путях наиболее оптимального структурного и содержательного обновления системы управленческой и методической работы в школе, целью которой являлось бы создание условий непрерывного развития профессионально-педагогического мастерства педагогов в условиях введения и реализации ФГОС. В школе имеются педагоги с первой и высшей категорией, свободно владеющие современными педагогическими технологиями, но готовые и дальше совершенствовать и повышать свой профессиональный уровень, и в то же время много и молодых специалистов, которым требуется помощь в освоении профессионального стандарта педагога.
Цель инновационной работы: реализация «Профессионального стандарта педагога» в условиях образовательной организации на основе комплексного и непрерывного развития
Задачи инновационной работы:
Изучить «Профессиональный стандарт педагога»
Изучить образовательные дефициты педагогов для успешной реализации «Профессионального стандарта» в условиях одного образовательного учреждения.
3. Создать комплекс организационно – методических условий для развития
профессиональной компетентности педагога.
4. Подготовить методические рекомендации, направленные на развитие профессионального мастерства педагогов,
а также позволяющие эффективно реализовать «Профессиональный стандарт».
Объект инновационной работы: система управленческой, методической работы МБОУ СОШ №2 г. Лакинска Собинского района по развитию компетенций, необходимых для реализации «Профессионального стандарта».
Предмет инновационной работы: Определение потенциального ресурса образовательных услуг как мотивационного и содержательного компонента .Гипотеза: профессиональная компетентность современного педагога школы как интегрированная характеристика его профессиональной компетентности в условиях модернизации образования обеспечивается в школе при условии системы непрерывного развития профессионально-педагогического мастерства педагогов, включая следующие основные направления:
- инновационное мышление педагога;
- высокий уровень информационно-коммуникационной культуры;
- ценностное отношение к здоровью (собственному и участников образовательного процесса);
- владение инновационными образовательными технологиями;
- научно-методическая активность педагога;
- резервы профессионального роста и др.
Основными управленческими и методическими условиями формирования модели индивидуального профессионального развития современного педагога нашей школы выступают:
- осуществление в комплексе методической, инновационной работы образовательного учреждения;
- ориентация на «Профессиональный стандарт педагога»;
- совершенствование методической службы школы как организационной основы всей работы по обеспечению развития профессионально-педагогического мастерства педагогов;
- модернизация технологического обеспечения как образовательного процесса, так и системы работы с педагогическим коллективом школы;
- формирование гибкой системы стимулирования инновационной активности, творчества и профессионального развития педагогов;
- формирование корпоративной среды образовательного учреждения, включающей
пространство творческой, инновационной, культурно-досуговой, спортивно-
оздоровительной деятельности педагогов, открытого общения и возможностей представления своих профессиональных, творческих достижений.
В качестве методов исследования могут быть выбраны следующие:
1) социологические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, метод групповых экспертных оценок;
2) метод системного анализа объекта исследования;
3) праксиметрический метод (изучение, анализ документации и результатов образовательного процесса);
4) метод проектирования и моделирования;
Этапы инновационной работы рассчитаны на 1 год:
1. Предварительный этап (поисково-теоретический) ноябрь -декабрь этап: анализ теоретических источников по проблеме исследования, изучение передового и массового педагогического опыта, изучение реального состояния педагогической и методической системы школы, их ресурсов, кадрового и научного потенциала,
изучение потребностей педагогов в путях и формах преодоления педагогических затруднений и развития своей профессиональной компетентности.
2. Опытно-экспериментальный этап: январь-июнь внедрение в методическую работу школы разнообразных индивидуальных и корпоративных форм работы, направленных на развитие профессионального мастерства педагогов, реализацию «Профессионального стандарта»; мониторинг результатов эксперимента, коррекция.
3. Обобщающий этап: сентябрь-ноябрь анализ и обобщение
результатов инновационной работы, уточнение основных условий ее эффективной реализации, оформление результатов в виде методических рекомендаций, научных статей, сборника материалов инновационной работы.
Условия, необходимые для проведения инновационной работы:
- научно-методические: приобретение образовательных программ, методических материалов по методической работе в школе и системе развития профессионального мастерства учителя, а также книжной и журнальной продукции методического характера;
- мотивационные: коррекция системы материального и морального стимулирования педагогов в соответствии со степенью и результатами их участия в инновационной деятельности;
- организационные: внесение изменений в распределение должностных обязанностей администрации школы в связи с началом реализации инновационной работы, создание в структуре школы совета методического кабинета, организация временных проблемных творческих групп из числа педагогов школы;
- правовые: решение педагогического совета школы о начале работы в режиме инновации, разработка локальных актов, регламентирующих их работу.
Раздел 2. Концептуально-прогностическая часть программы.
2.1. Концепция исследования.
2.1.1. Основные характеристики современного педагога
Одной из важных социальных проблем, связанных с функционированием института образования в нашей стране, является, по данным социологических опросов, дальнейшее снижение престижа профессии учителя.
Следует предположить, что решение указанной проблемы может осуществляться в обратной последовательности, то есть путем воспитания ценностного отношения к образованию: через повышение имиджа современного педагога новой школы – к повышению учебной мотивации, использованию в педагогической практике более эффективных, инновационных средств (содержания образования, организации
образовательного процесса, педагогических технологий, психологического
сопровождения и т.д.).
Особое значение в этой связи приобретает сама личность педагога, его профессиональная компетентность, способность к инновационному мышлению.
Теоретические основы предлагаемой инновационной разработки
опираются на исследования профессиональной культуры педагога, характеристики его профессиональной компетентности или мастерства.
В частности, Е.А. Климов определяя принадлежность педагогической
профессии к профессиональному типу «Человек-Человек», выделил
свойственные ему обязательные характеристики:
1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные
действия по обслуживанию различных потребностей людей";
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту";
6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности,
что человек всегда может стать лучше";
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) "глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в
целом";
10) умение решать нестандартные ситуации;
11) высокая степень саморегуляции.
А.К. Маркова определила профессионально необходимые свойства
педагога:
- объективные характеристики: профессиональные знания,
профессиональные умения, психологические и педагогические знания;
- субъективные характеристики: психологические позиции, установки,
личностные особенности.
В работе по моделированию индивидуальных маршрутов
профессионального развития, важно учитывать уровень его педагогическихспособностей (по В.А. Крутецкому):
дидактические;
академические;
перцептивные (восприятие);
речевые;
организаторские;
авторитарные;
коммуникативные;
педагогическое воображение;
способность к распределению внимания одновременно между
несколькими видами деятельности и др.
Паоло Фрейре («Педагогика угнетенных», Бразилия, 1921-1997)
определил следующие характеристики современного педагога:
опора на жизненный опыт и актуальные цели как основа мотивации;
диалог как основная форма обучения и реализации свободы в образовании;
совместная проблемно-исследовательская деятельность педагога и ученика как ведущий метод формирования опережающих знания и мышления;
практика как основное средство закрепления и проверки результата образовательного процесса.
Для реализации индивидуальной модели профессионального развития педагога требуется существенная перестройка управленческой и методической работы школы,
всех звеньев методической системы; при этом в рамках инновационной работы предполагается разработка основанной на компетентностном подходе модели методической работы.
Для оценки эффективности планируемой инновационной работы могут быть использованы конкретные критерии и показатели (в их динамике на начало и конец работы), в том числе:
- количество педагогов, повысивших уровень педагогической компетентности через повышение квалификационной категории;
- количество педагогов, реализующих индивидуальные маршруты развития профессионально-методической компетентности;
- количество педагогов, повысивших свою квалификацию через дистанционные формы обучения;
- очная трансляция опыта педагогов на научно-практических конференциях различного уровня: муниципальном, региональном, всероссийском;
- количество педагогов, имеющих публикации в научно-методических изданиях;
- количество педагогов, имеющих собственные сайты и портфолио;
- количество педагогов – участников профессиональных конкурсов;
- количество научно-практических и методических семинаров и конференций различного уровня на базе школы.
2.2. Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Каждый руководитель, хоть немного заботящийся о престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации. И, наконец, университеты, вузы и институты повышения квалификации могут руководствоваться заданной планкой подготовки.
В содержание профессионального стандарта включены общие сведения, характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.
В нем определяются: 
основные требования к квалификации педагога;
он может дополнятся региональными требованиями;
может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы;
отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
выдвигает требования к личностным качествам педагога.
К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.
Знакомясь с концепцией и содержанием профстандарта на педсоветах, заседаниях ШМО, мы пришли к выводу, что цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы, повышение качества образования.
В нашей профессии без постоянного самообразования, саморазвития, освоения нового не обойтись. Отрадно, что в стандарте прописано «труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», что существующие должностные инструкции сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки. Так, например, стандарт заявляет о том, что учитель должен обладать следующими компетенциями: использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании, одаренных учеников, учеников, для которых русский язык не является родным, с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении и т.д. Но у наших педагогов нет специальной подготовки для работы с таким разным контингентом учащихся. В настоящее время система повышения квалификации перенастраивается на то, чтобы каждый учитель смог привести свой труд в соответствие с общественными ожиданиями и некоторые учителя уже прошли такие курсы.
2.3. Прогнозирование негативных последствий инновационной работы.
Учитывая новизну решаемых в ходе инновационной работы задач, возможны определенные риски, вполне решаемые при условии научно-методического, организационно-управленческого и психологического сопровождения реализации целей и задач инновационной работы. К числу таких рисков можно отнести следующие:
- объективное в ходе инновации снижение традиционных количественных показателей эффективности образовательного процесса (компенсируется значительным ростом объективных показателей эффективности образовательного процесса по завершении формирующего этапа эксперимента и переводу основных подсистем школы в режим
стабильного функционирования);
- снижение мотивации определенной части педагогических работников в связи с увеличением их трудонапряженности в ходе выполнения дополнительной работы (может быть компенсировано пересмотром системы материального и морального поощрения в школе);
- учитывая, что основным объектом инновационной работы является методическая
система школы, ее персонал, а учащиеся выступают лишь опосредованным
участником , существенного нерегулируемого снижения качественных показателей образовательного процесса не прогнозируется.
2.4. Условия и предложения по возможному распространению результатов по завершению инновационной работы.
Основными фиксированными результатами инновационной работы для распространения среди педагогического сообщества района должна стать разработка методические рекомендаций для руководителей образовательных учреждений по совершенствованию работы, направленное на реализацию профессионального стандарта педагога.
Реализация программы инновационной деятельности должна способствовать накоплению и внедрению передового педагогического опыта по созданию условий работы образовательного учреждения, который позволит успешно реализовать «Профессиональный стандарт» с учетом индивидуальных особенностей педагога.
2.5.  Ожидаемые результаты инновационной деятельности. Система оценивания ожидаемых результатов.
Ожидаемые результаты Способы, механизмы проявления и оценивания ожидаемых результатов
Овладение педагогами проблемно-ориентированным анализом
·  Самоанализ. Умение анализировать профессиональные проблемы и собственный позитивный опыт
·  Рефлексия. Выявление мотивации выбора той или иной формы повышения квалификации.
Овладение педагогами навыками проектирования собственного профессионального развития в аспектах:
·  Восполнения знаний;
·  Совершенствования компетенций
·  Реализации образовательного потенциала ·  Использование проектировочных умений в целенаправленном планировании модели и содержания собственного повышения квалификации
·  Выбор методической темы
·  Формирование образовательного запроса
Умение пользоваться информационными и методическими навигаторами ·  Внешние образовательные ресурсы
·  Внутренние (институциональные ) ресурсы
·  Самообразование
·  Взаимообучение. «Обучая других, совершенствуюсь сам»
Выявление открытых ресурсов
Развитие (совершенствование) профессиональной компетенции ·  Содержательная реализации компонентов индивидуального развития
·  Прогнозирование перспектив профессионального развития
2.6.  Перечень ожидаемых продуктов инновационной деятельности.
Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Собинского района по совершенствованию методической и управленческой работы, направленной на реализацию «Профессионального стандарта педагога».
2.7 Основными формами распространения позитивных результатов инновационной работыдолжны стать:
1. Районный методический семинар по проблеме инновационной деятельности.
2. Публикации в Интернете, научных сборниках и педагогической периодике.
3. Участие представителей школы в работе научно-практических конференций различных уровней.
4. Издание методических материалов и разработок по итогам инновационной деятельности. Аннотация инновационной деятельности
Основная цель: разработка методических рекомендаций сопровождения «Профессионального стандарта педагога» на основе комплексного и непрерывного развития педагога в условиях реализации ФГОС
Задачи инновационной работы:
Изучить «Профессиональный стандарт педагога»
Изучить образовательные дефициты педагогов для успешной реализации «Профессионального стандарта» в условиях одного образовательного учреждения.
3. Создать комплекс организационно – методических условий для развития
профессиональной компетентности педагога.
4. Подготовить методические рекомендации, направленные на развитие профессионального мастерства педагогов,
а также позволяющие эффективно реализовать «Профессиональный стандарт
Основная идея – профессиональное саморазвитие и самопреобразование педагогов школы, направленное на реализацию «Профессионального стандарта педагога»
Основные проектные черты – мобильность , учет и актуализация образовательного запроса, возможность его реализации.
Инновационность  заключается в разноуровневости образовательных ресурсов (внешние, внутренние, самообразование, взаимообучение «Обучая других, совершенствуюсь сам»), мотивации педагогов на целенаправленное и непрерывное профессиональное развитие.
Новизна программы - ее ориентация на профессиональный стандарт педагога, где указано, что «Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования».
Данная программа является инструментом реализации профессионального стандарта.
Аргументом актуальности темы являются требования к кадровым условиям реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО «Професиональный стандарт педагога»: повышение уровня квалификации педагогических работников и непрерывность их профессионального развития.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Баязитов С.Б. Материалы для организации методической работы. / Практика административной работы в школе. №7, 2014.
Бессолицына Р.В. Инновационные подходы к организации научно-методической работы / Методист, №1, 2014
Блинова И.К., Чикурова М.В. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении. / Практика административной работы в школе. №1, 2014.
Евланова Л.И. Анализ способности педагога определять и формулировать цель своей деятельности / Методист №3, 2015
Загородникова Г.А. Рябов А.В. Методика измерения степени удовлетворенности педагогов своим трудом. / Директор школы, №9, 2011.
Кутовая Е.А. Из опыта работы по организации методической службы в муниципальном образовательном учреждении. / Методист, №3, 2015г.
Модернизация российского образования: достижения и уроки (доклад Всемирного банка). – М.: "Алекс", 2014.
Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 2009.
Осин А.В. Новый носитель или новое явление?/ А.В. Осин// Библиотека в школе: газета издательского дома "Первое сентября".-2015.-№7-11,18,21,02,03-2014
Петренко А.А. Современные подходы к деятельности методических служб в условиях реализации ФГОС / Методист, №3, 2015
Федорова Т.Т. Научно-методическая работа в школе: формы организации и способы осуществления. / Директор школы. №6, 2013.
Федорова Т.Т. Приоритетные направления деятельности методической службы / Методист, №5, 2012
Ханин А.Н., Косырева Н.П., ЧистяковаН.В. Изучение системы работы учителя и оценка результатов учебного процесса. / Практика административной работы в школе. №1, 2014.
Профессиональный стандарт педагога.http://минобрнауки.рф/
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http://минобрнауки.рф/
Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации»
Профессиональные издания
Топ-3