Статья ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Обновление содержания образования ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ Балакина С.В. - заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ Школа № 1847 ( Из материалов доклада на Межрегиональной научно - практической конференции «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формиро вания духовно - нравственной культуры общества». Проект «БУДУЩЕЕ НАСЛЕДИЕ» , в рамках ХV II Международных Рождественских образовательных чтений) Мы находимся в Северн ом административном округе. Наша школа имеет более чем 70 - летнюю историю. Г лавными задачами , которые традиционно решал и решает педагогически й коллектив , явля ю тся социокультурная адаптация, позитивная социализация и нравственное воспитание детей. И мы , на протяжении нескольких последних лет , стараясь выстроить целостную воспитательную систему, п ытались прежде всего найти пути восполнения того мировоззренческого вакуума , который возник в нашей стране в перестроечные и послеперестроечные годы . Н аш поиск увенчался успехом лишь тогда , когда мы вышли на городскую экспериментальную площадку «Моделиров ание социокультурного системного развития образовательного учреждения » и программу «Социокультурные истоки». Мы поняли, что это именно то, что и скали все эти годы. И э то не только учебный курс «Истоки», но целый комплекс внутренне связанных между собой ин новационных учебно - воспитательных программ социокультурной направленности. При внимательном знакомстве с ними, нам стало понятно, что это новое содержание позволит нам на практике создать единую систему обучения и воспитания на основе устойчивых мировоззре нческих и нравственных ценностей , свойственных отечественной истории и культуре . У нас было большое желание участвовать в разных инновационных проектах, мы искали программы, которые бы помогли нам в создании единой системы воспитания. Два последних года мы остро ощущали недостаток серьезного научно - методического обеспечения экспериментальной деятельности , а в сентябре 2008 учебного года вступили в городскую экспериментальную площадку «Моделировани е социокультурного системного развития образовательного учр еждения » и, поработав всего полгода , успели ощутить существенную разницу в организации научного и учебно - методического сопровождения в сравнении с предыдущим опытом работы в других экспериментальных площадках 2 2 Прежде всего, это, безусловно, у чебный курс «И стоки» , в рамках которого разработаны замечательные у чебные посо бия с прекрасными текстами, иллюстрациями, з аданиями для работы на уроках и комплекты рабочих тетрадей. Н аши учителя, прежде всего в начальной школе , взяли учебник за основу воспитательной раб оты: помимо уроков « Исток и» , частично используют его для классного чтения с разбором новых понятий, частично для домашнего чтения с последующей работой в рабочих тетрадях. Д етям, конечно, особенно нравятся активные формы обучения – работа в парах, четверка х, ресурсном круге Для преподавания «Истоков» н а каждый год обучения разработаны методические пособия с поурочным планированием, структурой уроков, с подробно расписанной системой тренингов. Методикой тренинг ов предусмотрено активное участие всей группы в практических занятиях, результаты которых фиксируются в рабочих тетрадях. Плюс к этому разработан п рограммно - методический комплекс для учителей - предметников по разным направлениям, связанным с программой «Истоки» – по литературе, русскому языку, географии , истории и другим предметам. Уже сейчас в средней школе многие учителя интегрируют предмет «Истоки» с такими пред метами как история, литература, русский язык. Очень в ажную роль в развитии школьной воспитательной системы играет цикл ежемесячных занятий с д етьми и родителями по программе « Воспитание на социокультурном опыте» Дети вместе с педагогами и родителями с увлечением работают над созданием страниц альбома «Моя первая книга » . Эта работа становит ся увлекательным занятием для детей и вз рослых в течение всей начальной школы . Э тот проект, безусловно, является ярчайшим направлением экспериментальной воспитательной работ ы, которое позволяет объединить весь педагогический коллектив на основе совместного творчества детей и взрослых , улучшить микроклимат в клас се, помочь школе наладить более тесн ое взаимоде йств ие с родителями. Проект «Моя первая книга» показался нам настолько свежим и оригинальным, что после проведения первого занятия с родителями одна учительница 2 класса сказала: « ВЫ знаете, мне так понравилось!» - и мне показалось, что она сама удивилась тому, что происходило в классе во время занятия. Сейчас , п рактически , все учителя начальной школы преодолели трудности, связанные с привлечением родителей на занятия , и я думаю, реализация э той программы станет для нас одним из важнейших воспитательных направлений в начальной школе. Не менее интересным и радостным является проект «Четыре четверти» - традиции общешкольных праздников. Это не только прекрасно разработанные мероприятия давно заб ытых и редко встречаемых в воспитательной практике школ праздников , таки х как : День народного единства , Праздник Рождества , Татьянин день , Пасха , День славянской письменности и культуры , н о и 3 3 электронные текстовые, музыкальные и художественные материалы , в ключая видеосопровождение праздничных постановок. П раздник День народного единства стал для нас первым опытом и прошел с большим успехом. Подготовили его учащиеся 3 и 7 класс ов , а помогали – родители совместно с педагогами. Вместе ш или костюмы, декорации – это объединило и сдружило классных руководителей разных классов и параллелей . Данный проект очень верно предусматривает постепенное включение детей разных возрастов , и получается, что за каждой ступенью обучения закреплен св ой праздник , таким образом, ка ждая параллель с 1 по 11 класс проходит по ступенькам всего календарного круга праздников. По такому же принципу выстроена и экскурсионная программа - циклы тематических экскурси онных занятий в основной и старшей школе За все годы обучения школь ники получают возможность побывать в самых значимых местах Москвы и П одмосковья, получить представление об истории и культуре страны через образы пространства и времени, исторические святыни и памятные календарные даты. С оциокультурный системный подход в свою очередь стимулирует и творческую проектную деятельность учащихся, которые с воодушевлением включаются вместе с педагогами и родителями в реализацию всего комплекса инновационных развивающих учебно - воспитательных программ. Опыт работы в экспериментальн ой площадке взят за основу воспитательной работы школы. Сейчас школа ведет инновационную деятельность по программе «Социокультурные истоки». Педагоги разрабатывают интегрированные уроки по предметам. В заключени е хотелось бы сказать , что весь программно - м етодический комплекс «Истоки» можно с успехом применять в различных типах образовательных учреждений, независимо от их социального статуса , так как одним из главны х достоинств «истоковской» модели являе тся именно то, что всё многообразие инновационных прог рамм и социокультурных проектов разработано и реализуется в единой, стройной и логичной системе. Хотелось бы еще раз выразить чувство радости от того, что мы имеем возможность участвовать в работе такой замечательной экспериментальной площадки, которая, еж едневно обогащая нашу педагогическую практику, учи т наших детей творческому отношению к делу, созидательному социальному действию , помогает ребенку жить и действовать в условиях выбора, а нас, учителей побуждает по - новому взглянуть на окружающую действите льность , давая новый духовный импульс для движения вперед, восходя к вечным истокам и стины, добра и красоты .