Статья: В ПОМОЩЬ МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Предлагаю Вашему вниманию статью:
В ПОМОЩЬ МАСТЕРУ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР
Учет поведения проводится для выявления дисциплинированности каждого учащегося и всей группы в целом, для воспитания сознательного отношения к выполнению требований поведения. Главный критерий при оценке поведения учащихся – выполнение обязанностей, сформулированных в Правилах внутреннего распорядка училища и единых требований к учащимся.
За поведение выставляются оценки:
«Примерное» – учащимся, которые учатся наиболее старательно и особенно активно принимают участие в общественной жизни группы, училища, в общественно полезном труде, правильно ведут себя в училище, дома, в общежитии, общественных местах, строго выполняют Правила распорядка.
«Удовлетворительно» – учащимся, которые выполняют свои обязанности, принимают участие в общественной жизни училища и общественно-полезном труде.
«Неудовлетворительно» – учащимся, которые систематически не выполняют обязанностей, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка училища, проявляют недисциплинированность в училище, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена за единичные антиобщественные проступки.
Функции учета.
Обучающая функция – важное предназначение учета. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение, закрепление и совершенствование приобретенных знаний путем их умножений и дополнений, учащиеся переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности. Учет способствует формированию умений и навыков рационально организовать учебную деятельность, самостоятельно овладевать знаниями.
Воспитательная функция – учет (контроль) дисциплинирует учащихся, воспитывает у них чувство ответственности за работу, приучает к систематическому труду, активизирует деятельность учащихся, побуждает к совершенствованию своих знаний и умений, к выработке суждений, к развитию потребности в самоконтроле.
Развивающая функция учета состоит по сути в том, что он дает большие возможности для развития личности учащегося, формирования его познавательных способностей, при котором происходит напряжение умственной деятельности. При проверке учащихся крайне важно воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, доказывать, обобщать, что эффективно содействует развитию обучаемых.
Методическая функция – учет (контроль) позволяет оценить методы преподавания, увидеть его положительные стороны и недостатки, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.
Отчетность мастера
По окончании учебного полугодия, учебного года, всего курса обучения мастера ПО представляют письменные отчеты об итогах учебно-воспитательной работы в группе.
В отчете характеризуется выполнение учебного плана и программы ПО, успеваемость учащихся (общий процент), данные о посещаемости занятий, пропуски по уважительным и без уважительных причин в процентах.
Мастер фиксирует средний процент выполнения норм времени в последнем месяце отчетного периода и общее выполнение плана производственной деятельности.
В отчете мастер дает характеристику поведения учащихся, оценивает их активность, дисциплинированность, отношение к труду и коллективу.
В случае если были нарушения учебного плана, отклонения от учебных программ, имелось большое количество неуспевающих, имели место прогулы учащихся, потери ими учебного времени, а также невыполнение норм и плана производственной деятельности крайне важно указать в отчете причины недостатков и меры, намеченные для их устранения.
По окончании практики учащихся на предприятиях, строительных организациях мастера ПО составляют отчеты о проведении практики и ее итогах.
При оценке работы мастера ПО рекомендуется учитывать основные критерии (показатели труда): сформированность у учащихся профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных квалификационной характеристикой; уровень трудового и нравственного воспитания учащихся; использование в работе передового опыта; своевременное выполнение учебных планов и программ, плана воспитательной работы, плана производственной деятельности; трудоустройство выпускников на производстве в соответствии с полученной квалификацией по профессии.
Вопрос 1. Цель, задачи и особенности методической работы в ПТУ
Цель методической работы (МР) – обеспечение непрерывного повышения профессионального педагогического уровня инженерно-педагогических работников и обеспечение высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся, их мастерства.
Задачами МР являются:
1. Приведение знаний и умений инженерно-педагогических работников в соответствие с требованиями, стоящими перед системой профессионально-технического образования.
2. Параллельность проведения методической работы в тесной связи с учебно-воспитательным процессом.
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Особенности:
Методическая работа в училище призвана:
-повысить у преподавателей и мастеров интерес к педагогической деятельности,
-сформировать у них потребность нести учащимся новое, полезное,
-создавать в училище атмосферу коллективного творческого поиска наиболее эффективных путей учебно-воспитательной работы.
Общее руководство методической работой в училище осуществляет директор, непосредственным организатором ее является заместитель директора по УПР
участие в методической работе обязательно для всех мастеров, преподавателей и других педагогических работников училища и является составной частью их педагогической деятельности.
Методическая работа в училище проводится в различных организационных формах, которые можно разделить на коллективные и индивидуальные.
К коллективным формам методической работы относятся: работа педагогического совета училища, методических и предметных комиссий, проведение методических совещаний, проблемные семинары.
Педагогический совет является постоянно действующим совещательным органом при директоре училища, рассматривает вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в среднем профессионально-техническом училище и внедрения достижений педагогической науки и опыта; повышение ответственности педагогического коллектива за учебно-воспитательную работу.
На заседаниях педагогического совета обсуждаются мероприятия по совершенствованию подготовки квалифицированных рабочих, планы и итоги работы училища, выполнение учебных планов и программ, мероприятия по повышению качества производственного и теоретического обучения.
Значительное место в деятельности педагогического совета занимают вопросы, посвященные методической работе в училище. Педагогический совет обсуждает работу методических и предметных комиссий, результаты проведения методических совещаний, семинаров, мероприятия по повышению квалификации мастеров и преподавателей, внедрению в учебный процесс эффективных форм и методов обучения, современных технических средств обучения.
Также на заседаниях педагогического совета мастера и преподаватели отчитываются об учебно-воспитательной работе в группе, предлагают меры по совершенствованию организации теоретического, производственного обучения и практики учащихся.
Мастера производственного обучения входят в состав методических и предметных комиссий по отдельным подготавливаемым профессиям совместно с преподавателями предметов профессионально-технического цикла: специальной технологии, материаловедения, черчения и других предметов учебного плана.
Работа методических комиссий строится по трем основным направлениям:
-повышения качества учебно-воспитательной работы с учащимися;
-изучение и разработка учебно-методической документации;
-повышение педагогической квалификации преподавателей и мастеров.
В план работы методической комиссии на учебный год: включаются вопросы дополнения учебных программ в целях их совершенствования, рассмотрение перечней учебных работ, итоги проверочных и пробных квалификационных работ, вопросы улучшения производственного обучения на основании анализа пробелов в знаниях, умениях и навыках и сообщения мастеров производственного обучения и подготовленных ими творческих материалов (докладов, методических разработок и др.).
Методические комиссии утверждают также мероприятия по внедрению в производственное обучение новой техники и передовой технологии, методов научной организации труда учащихся в процессе производственного обучения.
Методические комиссии накапливают материалы для работы мастеров производственного обучения по составлению частных методик по отдельным темам программ производственного обучения.
Методические комиссии уделяют внимание разработке и внедрению межпредметных связей ПО и предметов общеобразовательного цикла; обсуждают подготовку и результаты контрольных работ, выпускных квалификационных экзаменов.
На заседаниях методических комиссий рассматривается учебно-техническая документация, разработанная мастерами, экзаменационные билеты по предметам.
Методические комиссии организуют работу преподавателей и мастеров по составлению методических разработок, где излагаются основные вопросы содержания, организации и методики обучения. Разработки обсуждаются и рекомендуются для использования.
Методические совещания проводятся руководителями училища и являются средством инструктирования педагогического коллектива и обмена опытом учебно-воспитательной работы. Состав участников МС зависит от характера обсуждаемых вопросов: они могут проводиться с преподавателями совместно и раздельно.
На МС обсуждаются отдельные проблемы общеметодического характера, и текущие методические вопросы, требующие срочного обсуждения и принятия решений.
Проблемные семинары. В их работе принимает участие большинство преподавателей и мастеров в течение всего учебного года или нескольких лет. Выбираются темы, актуальные для училища и в рамках определенной задачи разрабатываются методики по конкретному предмету.
Индивидуальные формы методической работы. К ним относятся:
Самообразование руководящих ИПР, индивидуальная методическая работа руководителей с ИПР, педагогическое наставничество.
Важное место в самостоятельной работе мастеров и преподавателей занимает изучение основ педагогики, психологии, организации и методики обучения и воспитания.
В целях оказания методической помощи мастерам и преподавателям в изучении основ педагогических наук и подготовки рефератов систематически проводятся установочные лекции и консультации. Мастера изучают методические рекомендации и информационно-методические материалы для обобщения педагогического опыта.
Индивидуальная методическая помощь мастерам и преподавателям со стороны руководителей училища осуществляется путем консультаций о подготовке и проведении занятий, содержании докладов и сообщений на педагогические чтения, конференции, консультации по вопросам самообразования.
Индивидуальная помощь мастерам и преподавателям оказывается также в процессе внутри училищного контроля за их учебной деятельностью со стороны директора, заместителей, зав. учебной частью, старшим мастером.
Объектами внутри училищного контроля являются: выполнение учебных планов и программ, подготовка преподавателей и мастеров к занятиям, качество проведения занятий, уровень знаний и умений учащихся, состояние и ведение планирующей и учетной документации.


15