Методические рекомендации В помощь молодому мастеру производственного обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ»








ШКОЛА МОЛОДОГО МАСТЕРА





Методические рекомендации 1. Документация мастера производственного обучения.

Согласно «Положения об организации осуществления образовательной деятельности» (приказ Министерства образования и науки ДНР № 1529) основными учебно-методическими документами мастера производственного обучения являются:
Учебная программа по учебной и производственной практики - это документ, определяющий содержание профессиональных знаний, умений и навыков, способы и методы их формирования. Рабочая учебная программа разрабатывается специалистом, преподающим курс, на основе типовой, с учетом изменений в соответствующей отрасли производства и сфере услуг.
Поурочно-тематический план составляется педагогом в соответствии с учебными программами, рассматривается на заседании соответствующей методической комиссии, утверждается заместителем директора.
Перечень учебно-производственных работ по профессии определяет задачи, которые выполняют обучающиеся с целью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренных учебной программой профессиональных модулей. Перечень учебно-производственных работ по профессиям составляется на семестр (курс подготовки) мастером п/о, согласовывается со старшим мастером, рассматривается и одобряется на заседании методической комиссии и утверждается заместителем директора по УПР.
План производственной практики группы определяет конкретное содержание учебно-производственных задач, последовательность и организацию их выполнения в учебных мастерских и производственной практики на предприятии или в сфере услуг. Планы производственного обучения складываются на месяц мастерами п/о в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами профессионально-практической подготовки и перечнями учебно-производственных работ для учебных групп, согласовывается со старшим мастером и утверждаются заместителем директора по УПР.
План урока учебной практики является личным рабочим документом мастера п/о и составляется в соответствии с рабочей учебной программой по профессионально-практической подготовки, плана учебной и производственной практики на месяц с соблюдением педагогических и методических требований на каждый день занятий по производственному обучению в мастерских или на производстве.
Журнал учебной практики является основным документом финансовой отчетности, который предусматривает: записи о дате и содержание проведения занятий (работ), время, затраченное на каждую тему (работу), результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости обучающихся, отсутствие студентов на занятиях.
Во время производственной практики обучающихся мастер п/о разрабатывает план работы на каждый день.
В дни когда в закрепленной учебной группе не проводится профессионально практическая подготовка, мастера п/о работают по индивидуальным планам работы, которые согласовываются со старшим мастером.

2. Требования к составлению перечня учебно-производственных работ.

Перечень учебно-производственных работ по профессии является основным планирующим документом производственного обучения. В перечне определяются работы, которые выполняют обучающиеся с целью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, предусмотренных рабочей учебной программой профессиональных модулей. В перечень наряду с учебно-производственными включаются учебно-тренировочные работы для упражнений и отработки навыков обучающихся в выполнении отдельных трудовых приемов и производственных операций.
Для всех учебно-производственных работ, внесенные в перечень должна быть разработана технологическая и техническая документация, чертежи, технические требования согласно действующим нормативным документам, инструкционные и технологические карты.
Общие требования к подбору учебно-производственных работ можно сформулировать следующим образом:
Система работ должна позволять всемерно разнообразить производственно-технические ситуации, максимально приближенные к производственным условиям;
Предпочтение следует отдавать работам, которые включают изготовление сложных изделий, состоящих из деталей, различных по размерам, конфигурации, материалу, классам точности и чистотой обработки, требующих множество видов обработки, сборки и других технологических операций;
Конструкция и сложность работ должны быть типичными для тех специальностей, которые готовят в учебном заведении;
Изделия рекомендуется подбирать, исходя из возможностей материально-технической базы ГПОУ: это, как правило, должна быть сложная продукция, предусматривающая деятельность обучающихся разных специальностей в условиях замкнутого цикла.
При подборе работ для изучения приемов выполнения операций, прежде всего нужно, чтобы работа имела производственное значение и выполнялась за одну операцию или чтобы операция, которую изучают, преобладала в работе. Умения и навыки, которые приобретаются, должны быть максимально приближены к трудовым действиям, которые студенты будут выполнять в реальных производственных условиях.

3. Подготовка мастера производственного обучения к уроку.

Готовясь к уроку, мастер должен:
Проанализировать итоги предыдущих занятий, уточнить содержание, тему и цель следующего урока;
Определить структуру урока и время, отведенное на каждый его элемент;
Изучить техническую и методическую литературу, а также материалы из передового опыта работы, новой техники, технологии;
Наметить учебно-производственные работы, которые студенты будут выполнять на уроке;
Наметить методы и методические приемы проведения урока;
Определить типичные ошибки, допускаемые обучающимися во время упражнений, наметить меры их предупреждения;
Определить домашнее задание обучающимся;
Составить план урока и конспект вводного инструктажа (при необходимости);
Проверить исправность оборудования, инструментов и приборов;
Подготовить к уроку материалы, заготовки, учебную и техническую документацию, наглядные пособия;
Приготовиться к показу на уроках трудовых приемов.
Содержание и порядок подготовки мастера к уроку во многом зависит от периода обучения, содержания учебного материала, опыта мастера, состава группы.

4. Структура урока производственного обучения.

Урок производственного обучения - организационная форма, которая обеспечивает решение единого дидактического задания всей группой студентов в одинаковых учебно-производственных условиях (учебно-производственных мастерских и др.)
Структура урока производственного обучения
Под структурой урока понимают определенную последовательность шагов, этапов деятельности мастера и обучающихся, направленных на выполнение учебно-производственных задач урока.
Каждый тип урока имеет свою специфическую структуру. Подобными по построению есть уроки по изучению приемов и операций и уроки, посвященные выполнению простых комплексных работ.
В уроке учебной практики различают внешнюю и дидактическую структуру.
Внешняя структура охватывает вводный инструктаж; основную часть - упражнения (самостоятельную работу) обучающихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж.
Дидактическая структура содержит целевую установку на урок; актуализацию знаний и опыта обучающихся; формирование ориентировочной основы действий обучающихся и отработки новых способов действий; применения усвоенных способов действий; подведение итогов.
Наличие и последовательность структурных элементов в уроке могут быть самые разные в зависимости от содержания и места урока в учебном процессе.

5. Требования к содержанию структурных элементов урока учебной практики.
 
Вводный инструктаж как элемент внешней структуры урока содержит такие элементы его дидактической структуры:
Целевую, установку;
Актуализацию знаний и опыта обучающихся;
Формирование ориентировочной основы их действий.

Вводный инструктаж, который проводится в начале урока, имеет такую типичную структуру:
сообщение темы и цели урока;
проверка знаний обучающихся по материалу, изученным на уроках теории, а также на предыдущих уроках учебной практики;
объяснение характера и назначение запланированной работы на уроке, порядок выполнения упражнений или самостоятельной работы обучающихся;
разбор чертежей, схем, технических требований;
демонстрация образцов (эталонов) учебно-производственных работ, предусмотренных выполнить;
ознакомление обучающихся с материалами, инструментами, приборами, приспособлениями и другими средствами выполнения работ, которые будут применяться на уроке;
объяснения и показ рациональных приемов, способов и последовательности выполнения задач, а также способов контроля качества работы;
рассмотрение типичных ошибок, способов их предотвращения и устранения;
объяснение и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении заданий;
рассмотрение правил безопасности труда обучающихся;
закрепление и проверка усвоения обучающимися вводного инструктажа;
дополнительное повторное объяснение, показ приемов и способов работы;
выдача заданий и распределение обучающихся по рабочим местам.
Если тема программы изучается в течение двух и более уроков, то на первом из них проводят инструктирование по всей темы, перед студентами раскрывают перспективные задачи, ставят цель, подчеркивают, каким должен быть конечный результат, чему должны научиться студенты на уроке.
После показа и объяснения приема проводятся тренировочные упражнения. От простых трудовых движений, из которых состоят рабочие приемы, переходят к выполнению комплексных работ, а от них - к самостоятельному выбору студентов определенных приемов в зависимости от специфики работы и условий ее выполнения.
Вводный инструктаж завершается закреплением и проверкой усвоения обучающимися учебного материала.
К работе обучающиеся приступают только после того, как мастер убедился, что большинство студентов смогут успешно начать ее. Если же большинство студентов не могут воспроизвести показанные приемы или допускают ошибки, то показ повторяется, пока все студенты не усвоят нужные приемы.
 Основная часть урока - упражнения как элемент его внешней структуры предусматривает формирование (отработка) новых способов действий и применения (закрепление, развитие, углубление) основных способов действий.
Во время обработки новых способов действий мастер организует выполнение упражнений и приемов, осуществляет индивидуальное и коллективное инструктирование обучающихся, повторно показывает и разъясняет приемы на рабочих местах.
Выполнения трудовых приемов, операций и процессов - это три основных вида упражнений, применяемых в учебной практики. Все они взаимосвязаны и проводятся в определенной последовательности так, что выполнение каждой предыдущего упражнения готовит к следующим, а в следующих упражнениях повышаются требования к точности и скорости работы студентов, их самостоятельности.
1. Упражнения на выполнение трудовых приемов используют на начальном этапе обучения.
2. Упражнения на выполнение трудовых операций требуют значительного объема специальных знаний о возможных способах действий и последовательность их осуществления
3. Упражнения на выполнение комплексных работ ориентированы на формирование сложных навыков и умений, овладение характерными сочетаниями операций и сложными приемами.
 Текущее инструктирование обучающихся мастер проводит преимущественно индивидуально, в форме целевых обходов их рабочих мест.
 Целевые обходы имеют целью проверку организации рабочего места, правильности выполнения приемов, использование измерительными инструментами, технической документацией, соблюдение техники безопасности и т.п.
Практика подтверждает необходимость для части обучающихся индивидуального инструктажа, который дополняет то, что было показано и разъяснено во время вводного инструктажа.
Во время проверки и оценки работ мастер ставит обучающимся ряд вопросов, по ответам на которые можно определить, насколько сознательно выполнена работа, как применялись учебно-техническая документация, контрольно-измерительные приборы и тому подобное. При этом надо активизировать мышление обучающихся, научить их самостоятельно определять соответствие выполненной работы техническим требованиям.
Итоговую часть урока производственного обучения называют заключительным инструктажем - это активная беседа, основным содержанием которой является анализ учебной работы, проведенной за день. В деятельности мастера он реализуется в виде подведения учебно-воспитательных результатов урока, а в деятельности студентов - как самоанализ итогов урока.

6. Типы и виды уроков производственного обучения.

В современной дидактике и педагогической практике наиболее распространена классификация уроков согласно определению основной дидактической цели, решается на том или ином уроке. Такая классификация характерна и для уроков производственного обучения, имеющих многокомпонентную структуру и определяют большое разнообразие дидактических целей.
Итак, тип урока производственного обучения определяется основной дидактической целью, а вид - это средство его реализации (или указывает на методику его проведения).











Классификация типов и видов уроков производственного обучения

Тип урока
Основная дидактическая цель
Вид урока

Урок формирования первичных умений
Восприятие и первичное осознание новой учебной информации; показ новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности; формирование первичных умений правильного выполнения отдельных приемов с соблюдением правил безопасности
инструктаж; экскурсия; кино; упражнение; тренаж

Урок формирования сложных умений
Закрепление и развитие умений выполнения отдельных приемов и операций трудовой деятельности с соблюдением качества в работе; формирование умений и навыков по объединению нескольких простых операций в одну сложную при рациональном использовании урочного времени
лабораторно- практические занятия; упражнения; имитационный тренаж; самостоятельная работа

Урок совершенствования умений и формирования навыков
Совершенствование и систематизация умений при выполнении сложных работ, формирование навыков при решении сложных производственных задач




анализ конкретных ситуаций; конкурс; выполнение индивидуальных работ; исследование

Урок комплексного применения З,У,Н при выполнении УПР
Развитие критичности, аналитичности, логичности мышления, самостоятельности и творчества обучающихся при выполнении УПР: комплексное применение приобретенных З,У,Н
деловая игра; анализ конкретных ситуаций; выполнение индивидуальных работ; игровое проектирование

Контрольно- проверочный урок
Выявление глубины знаний, проверка и оценка умений и навыков выполнения отдельных операций и сложных комплексных работ: выявление недостатков в З, У, Н и их причин; получение данных для аттестации обучающихся.
зачет; тестирование; контрольно- проверочная работа; имитационные упражнения; конкурс; игра


По форме проведения можно отдельно выделить такие группы нетрадиционных уроков:
уроки в виде соревнований и игр (конкурсы, турниры, деловые игры, викторины и т.п.);
уроки в виде публичного общения;
уроки, опирающиеся на фантазию;
уроки, комбинированные с другими организационными формами обучения (урок-консультация, урок-практикум и т.д.);
уроки, основанные на имитации деятельности по проведению общественно-культурных мероприятий;
уроки, основанные на нетрадиционной (инновационной) деятельности обучающихся (уроки взаимообучения, уроки сотрудничества, уроки самоуправления и т.п.);
интегрированные, бинарные уроки.
В современной дидактике употребляется понятие "синтетический урок", суть которого заключается в том, что повторение предыдущего учебного материала, как правило, сливается с введением новой учебной информации и ее закреплением. При этом происходит незаметно "вхождение" учеников в новую тему и ее эффективное усвоение. Изучение нового материала, таким образом, начинается уже на этапе актуализации опорных знаний, а закрепление ведется параллельно с восприятием новой информации.
Синтетическому уроку характерные признаки проблемного урока, на котором почти всегда наблюдается сложное переплетение многих этапов учебного процесса, своего рода комплексность.

7. Классификация методов обучения

Методы производственного обучения - основные способы деятельности мастера и обучающихся, благодаря которым обучающиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развивают творческие способности, умственные и физические силы.
Существуют различные подходы к осуществлению классификации методов производственного обучения в зависимости от выбора основы. В теории и практике производственного обучения распространенной является классификация методов по признаку источника информации и характера, активности познавательной деятельности.
Методы по источнику информации
Словесные методы (инструктаж, беседа, объяснение, рассказ, работа с печатным источником информации).
Словесные методы:
позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию;
развивают абстрактное мышление;
развивают у обучающихся способности к правильному, глубокого и осмысленного восприятия окружающей среды и определение сущности предметов, явлений, связей и закономерностей между ними.
Наглядные методы - это визуальное восприятие действительности, сочетание наглядного восприятия и слова.
Применяются различные виды наглядности, которые можно разделит на три основные группы:
демонстрация объектов и процессов, изучаемых в натуральном, естественном виде (раздаточный материал, макеты, модели, натуральные образцы, показ приемов работы, проведения опытов)
демонстрация изображений, в том числе символических, условных (чертежи, принципиальные монтажные, кинематические, электро- радиотехнические схемы и др.);
демонстрация с помощью информационных технических средств обучения, в том числе кинематографа и телевидения, компьютеров, кадров диафильмов и др.
Основные формы сочетания наглядности и слова:
с помощью слова педагог руководит по наблюдениям обучающихся, а знания о самом объекте изучаемой ученики добывают из самой наглядности объекта;
наглядные объекты используются как подтверждение словесного преподавания учебной информации;
наглядные объекты дополняют словесные объяснения в тех случаях, когда слово не может с достаточной полностью охарактеризовать явление:
наглядные объекты используются как средство объединения, обобщения и систематизации отдельных словесных информаций;
положительно влияют на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.
Практические методы (упражнения, лабораторно-практические работы, решение производственных и технических задач, исследования, самостоятельная практическая работа обучающихся).
Практические методы обеспечивают формирование, закрепление и совершенствование практических умений и навыков через такие методические приемы:
постановка задач;
планирование и организация их выполнения;
оперативное стимулирование;
регулирование и контроль;
анализ итогов практической работы;
выявление причин недостатков;
корректировка практической деятельности.
Упражнения - основной метод производственного обучения. Упражнения используются на всех этапах профессионального обучения, в том числе:
при выполнении трудовых приемов;
при выполнении трудовых операций;
при выполнении трудовых процессов;
при управлении технологическим процессом;
при выполнении упражнений на тренажерах и тому подобное.
Методы по характеру познавательной деятельности (репродуктивные и продуктивные)
Репродуктивные
Объяснительно-иллюстративный, при применении которого студенты слушают объяснения и наблюдают за показом мастера. Используется предпочтительно на начальных этапах обучения.
Репродуктивный, который заключается в:
выполнении обучающимися приемов и операций по образцу, показанным мастером;
выполнении работ согласно инструкционно-технологической карты;
упражнениях на тренажерах по подробно разработанной инструкцией;
контроле процесса и итогов работы по указанию мастера.
Продуктивные
Частично-поисковый, который заключается в:
выполнении задач по технологической карте, которая не имеет инструктивных указаний;
самостоятельной работе на тренажерах при различных режимах и ситуациях;
принятии оптимальных решений при работе в необычных условиях;
активном участии при разборе особенностей новых трудовых приемов и их применении в производственной деятельности;
поиске причинно-следственных связей.
Исследовательский, который заключается в:
самостоятельном определении технологий и режимов выполнения задач;
проведении исследований для установления закономерностей и алгоритмов технологических процессов;
планировании и выполнении индивидуальных и квалификационных работ или курсовых и дипломных проектов.
Репродуктивные методы обеспечивают прочность усвоения учебной информации, скорость формирования практических умений и навыков, непосредственность управления учебным процессом, оперативность при исправлении ошибок и их причин. Преимущество использования репродуктивных методов предоставляется в тех случаях, когда обучающиеся еще не обладают умениями и навыками поисковой деятельности.
 Производительные методы используются в тех случаях, когда студенты имеют базовые знания, умения и навыки для поисковой работы. Эти методы обеспечивают развитие творческой учебно-познавательной деятельности обучающихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками.
Проблемно-развивающие методы:
монологическое проблемное преподавание;
диалогическое проблемное преподавание;
эвристический;
алгоритмический;
программируемый.
При применении проблемно-развивающих методов могут быть применены следующие методические приемы:
образование проблемной или нестандартной производственной ситуации;
организация коллективного обсуждения возможных гипотез решения;
выбор оптимальных решений;
планирование и выполнение готовой проблемной задачи.
Виды проблемно-развивающих приемов:
проблемный рассказ, когда педагог по ходу объяснения выдвигает проблему, рассуждает, доказывает, обобщает, анализирует факты и выбирает пример оптимального решения;
эвристическая проблемная беседа, когда педагог ставит перед обучающимися ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, в ответах на которые они должны высказывать свои предположения и предложения и пытаться самостоятельно доказать их справедливость;
проблемно-поисковые упражнения могут быть применены в тех случаях, когда обучающиеся могут самостоятельно по заданию мастера выполнить отдельные виды действий, подводят их к усвоению новой информации и формирования умений и навыков выполнения практической деятельности в нестандартных ситуациях;
исследовательские лабораторные работы используются в целях развития умений и навыков творческой научно-познавательной деятельности, способствуют более осознанному и самостоятельному овладению профессией;
алгоритмическая деятельность заключается в том, что новый учебный материал делится на части, изучение которых осуществляется в строгой логической последовательности, причем каждая часть учебного материала насыщена проблемными вопросами, ситуациями, задачами;
программируемые задачи - это создание различных программ изучения одного и того же учебного материала в зависимости от интеллекта обучающихся, периода обучения и имеющейся производственной ситуации.
Методы активного обучения
Общие признаки активных методов:
вынужденная активность обучающихся;
продолжительность активности;
возможность применения нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков;
высокая положительная эмоциональность активных методов;
продолжительность сотрудничества педагога и обучающихся при применении активных методов;
возможность самостоятельного и творческого выбора алгоритма действий.
Методы активного обучения делятся на традиционные (не имитационные) и инновационные (имитационные и имитационные игровые). По своему характеру традиционные методы направлены на формирование личности с заданными качествами, профессионально действует только в стандартных условиях. Но, учитывая тот факт, что во многих отраслях содержание и технология производства обновляются каждые 5-7 лет, а также то, что современные исполнители работ все чаще вынуждены действовать в нестандартных или непредвиденных обстоятельствах, наши выпускники очень часто становятся неуспешными людьми и профессионалами невысокого качества. Поэтому все чаще при обучении профессии применяются инновационные методы обучения. Понятие "инновация" касается не столько разработки и внедрения нового содержания образования, новых педагогических технологий, сколько, прежде всего, изменения стиля мышления, образа деятельности, системы взаимоотношений педагога и обучающихся.
В процессе производственного обучения могут быть реализованы такие методы активного обучения:
Традиционные
лабораторно-практические занятия;
самостоятельное выполнение учебно-производственных работ;
производственный семинар;
производственная практика;
выполнение индивидуальных заданий;
дискуссия с мозговым штурмом;
программируемое обучение на ПЭВМ;
исследовательская работа
Инновационные
разработка вариантов решений;
имитационные упражнения;
индивидуальный тренинг;
анализ конкретных ситуаций:
разыгрывание ролей;
игровое проектирование;
игры, деловые игры.

8. Критерии выбора методов обучения

Методы обучения должны соответствовать:
принципам обучения;
целям и задачам обучения;
содержанию изучаемой темы;
периода обучения;
учебным возможностям обучающихся: интеллектуальным, возрастным, психологическим, уровню подготовленности.
имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
имеющимся дидактического и материально-технического обеспечения;
возможностям педагога: опыта, уровню настойчивости, педагогическим способностям, личным качествам.

Рациональные решения при выборе методов обучения
Деятельность
Методы


словесные
наглядные
практические
репродуктивные
поисковые

При решении каких задач этот метод является рациональным
Формирование теоретических и фактических знаний
Развитие наблюдательности, повышение внимания
Формирование и развитие практических умений и навыков
Формирование первичных знаний, умений и навыков
Развитие самостоятельности и творчества

При каком содержании учебного материала этот метод является рациональным
Учебный материал носит преимущественно теоретически-информативный характер
Учебный материал может быть представлен в наглядном виде
Учебный материал включает в себя практические задания и исследования
содержание очень простое или очень сложное
Содержание учебного материала имеет средний уровень сложности

При каких особенностях обучающихся этот метод является рациональным
Учебный период, когда студенты лучше всего способны воспринимать словесную информацию
Когда верно подобранно дидактическое обеспечение, а студенты способны сочетать наглядность с абстрактностью
Когда студенты усвоили теоретическую информацию и способны к выполнению практических заданий
Когда студенты не имеют необходимого уровня З, У, Н и не способны к решению проблемных задач
Когда студенты готовы к поисковой работе

При каких возможностях педагога этот метод является рациональным
Когда педагог хорошо владеет словесным методом
Когда педагог имеет необходимое дидактическое обеспечение
Когда педагог имеет необходимое материально-техническое обеспечение
Когда педагог умеет демонстрировать и контролировать качество выполнения
Когда педагог владеет приемами проблемного обучения


9. Требования к содержанию вступительного, текущего, заключительного инструктажей.

Вводный инструктаж
Основной целью вводного инструктажа является подготовка обучающихся к последующей работе.
Последовательность проведения текущего инструктажа:
1) Сообщение цели и темы урока, мотивация;
2) Проверка знаний, умений обучающихся по материалу уроков взаимосвязанных теоретических предметов и производственного обучения, необходимых на данном уроке;
3) Помощь характера и назначения последующей работы и порядка выполнения упражнений, учебно-производственных работ;
4) Разбор инструктивной и инструкционно-технической (технологической) документации;
5) Демонстрация образцов следующих работ;
6) Ознакомление обучающихся с материалами, инструментами и приборами, которые будут применяться на уроке;
7) Помощь и показ способов рациональной организации рабочих мест при выполнении заданий;
8) Помощь и показ наиболее рациональных приемов, способов и последовательности выполнения задания, а также методов контроля качества работы;
9) Рассмотрение правил техники безопасности;
10) Рассмотрение типичных ошибок и способов их предупреждения;
11) Опрос обучающихся с целью проверки усвоения ими материала вводного инструктажа;
12) Пробное выполнение обучающимися приемов работы, которые показал мастер;
13) Подведение итогов вводного инструктажа, оповещения при критерии оценок с последующей работы;
14) Выдача заданий, распределение обучающихся по рабочим местам.
Ведущие методы при проведении вводного инструктажа: беседа, объяснение, показ трудовых приемов.
По уровню учебно-познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Текущий инструктаж
Текущий инструктаж - это руководство мастера при выполнении обучающимися упражнений.
Индивидуальный текущий инструктаж - проводится при обходе мастером, рабочих мест обучающихся.
Приблизительная цель обходов:
Проверка правильности организации рабочих мест и соблюдения правил техники безопасности;
Проверка правильности выполнения обучающимися трудовых приемов и технологического процесса выполнения работ;
Проверка умений пользоваться чертежами, инструкционных и технологическими картами;
Проверка отношения обучающихся к материалам, оборудованию, использования обучающимися рабочего времени;
Оказание помощи обучающимся в наладке оборудования;
Проверка хода выполнения работ (межоперационный контроль) и оказание помощи обучающимся;
Прием и оценка работ.
При проведении индивидуального и текущего инструктажа мастер должен:
Вникать в работу каждого обучающегося, не выпуская из поля зрения работу всей группы;
Развивать у обучающихся способность анализировать свою работу;
Находить причины ошибок и способы их устранения;
Побуждать обучающихся к самоконтролю, обеспечить высокое качество их работы;
Наблюдать за рациональным использованием рабочего времени и добиваться высокой производительности труда обучающихся;
Оказывать постоянную помощь отстающим студентам путем повторного объяснения и показа трудовых приемов и проведения с ними дополнительных упражнений;
Воспитывать у обучающихся привычку правильной организации рабочего места и обеспечения безопасных условий труда.
Коллективный текущий инструктаж - проводится одновременно для всей группы путем повторного объяснения и показа приемов работы в тех случаях, когда у большинства обучающихся выявлены однотипные ошибки и затруднения в работе.
Ведущие методы текущего инструктажа: объяснение, разъяснение, самостоятельная практическая работа обучающихся по уровню учебно-познавательной деятельности обучающихся: репродуктивный, исследовательский.
Заключительный инструктаж
Заключительный инструктаж - структурный элемент урока производственного обучения. Основная его цель - подведение итогов урока.
При проведении заключительного инструктажа применяются такие методы производственного обучения: по источникам познания - объяснение, беседа, демонстрация и анализ учебно-производственных работ обучающихся; по уровню учебно-познавательной деятельности обучающихся - объяснительно-иллюстративный или проблемный метод.
Вопросы, которые выносятся на заключительный инструктаж:
1) Сообщение о достижении целей и задач урока:
Выполнение учебно-производственных задач группой в целом, ученическими бригадами, отдельными обучающимися;
Итоги соревнования между обучающимися и ученическими бригадами, разбор неточностей, допущенных при выполнении учебно-производственных работ, указания путей их предупреждения и устранения недостатков;
Анализ соблюдения правил безопасности труда, организации рабочих мест, рассмотрение случаев потери рабочего времени, брака, анализ его причин;
2) Сообщение об оценках с мотивацией, темы следующего урока;
3) Выдача домашнего задания с объяснением методики его выполнения.
С целью повышения эффективности заключительного инструктажа мастеру рекомендуется:
Всегда проводить подведение итогов выполнения учебных задач урока на основании анализа успехов и недостатков;
Показывать студентам, чему они учились, насколько продвинулись в овладении профессией, придавать заключительному инструктажу обучающий характер. На основании указанного анализа показывать студентам, что надо делать, чтобы предотвратить ошибки, закрепить успехи, привлекать обучающихся к активному обдумыванию итогов прошлого урока;
Анализ итогов урока и оценку деятельности работы проводить объективно и всесторонне, оценки, которые выставляются, аргументировать.
Особенности заключительного инструктажа.
 При изучении операционных тем. Основу заключительного инструктажа составляет анализ изученных приемов и операций, обращается внимание на рациональность хватки инструмента, приборов, рабочей позы и движений. Необходимо строго соблюдать педагогический такт, не акцентировать внимание на ошибках обучающихся, если их причиной является неопытность. Надлежит широко практиковать сравнение работ, выполненных обучающимися, с образцами-эталонами.
 При выполнении работ комплексного характера. Основу заключительного инструктажа составляет анализ трудовой деятельности обучающихся, соблюдения ими технологического процесса, требований к качеству работ, рациональности использования рабочего времени. При этом инструктажи обычно привлекают обучающихся к самоанализу выполненных работ с тем, чтобы они самостоятельно разобрались в своих ошибках и предложили способы их предупреждения, рекомендуется разбор рационализаторских предложений обучающихся по совершенствованию технологии, инструмента, приборов, способа контроля работ и тому подобное.
 При обучении обучающихся в условиях производства. Основу заключительного инструктажа на производстве составляет анализ умений обучающихся выполнять работу в производственных условиях, соблюдать установленные требования организации и технологии производства. При обучении обучающихся в составе ученических бригад заключительный инструктаж проводится в форме производственных совещаний. К подведению итогов работы целесообразно привлекать квалифицированных рабочих-наставников, а также руководителей производственных цехов, участков, бригад.
Домашнее задание по производственному обучению
Цель домашней учебной работы обучающихся - подготовка к следующему занятию; осмысление и обобщение производственного опыта; приведение в систему полученных теоретических знаний для решения практических задач; закрепление и расширение теоретических знаний, практического опыта.
Требования к домашним заданиям:
Практическая направленность;
Реальный и творческий характер содержания;
Связь и опора на теоретические знания и ранее приобретенный опыт;
Возможность применения полученных результатов в практической деятельности;
Постоянное повышение сложности.

10. Схема плана урока учебной практики.

Тема программы________________________________________
Тема урока____________________________________________
Цель урока:
а) учебная – какие профессиональные 3, У, Н формируются, закрепляются и развиваются на уроке;
б) развивающая – какие операции и приемы мыслительной деятельности обучающихся развиваются на уроке;
в) воспитательная – какие качества личности обучающихся формируются и развиваются на уроке.
Тип урока_______________________________________
Вид урока_______________________________________
Дидактическое обеспечение (с помощью которого осуществляется процесс обучения)_________________________________________________
Материально-техническое обеспечение (с помощью которого все ученики осуществляют свою практическую деятельность)________________
Межпредметные связи_________________________________________
Перечень практических заданий__________________________________
Список основной и дополнительной литературы____________________
*Методическая цель - указывается только при проведении открытых уроков.
Ход урока
I. Организационная часть (~ 5 мин):
проверка наличия обучающихся;
проверка готовности обучающихся к уроку;
допуск по технике безопасности.
II. Вводный инструктаж (~ 40 мин):
1. Актуализация знаний:
сообщение темы программы и урока;
целевая установка проведения урока;
проверка опорных З, У, Н обучающихся, необходимых им для дальнейшей работы на уроке;
анализ и дополнения ответов обучающихся, подведение итогов.
2. Преподавание нового материала:
сообщение новой учебной информации;
показ новых приемов трудовой деятельности;
объяснение характера и последовательности работы обучающихся на уроке;
сообщение о передовом опыте по теме урока;
опрос обучающихся и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;
ответ мастера на вопросы обучающихся;
подведение итогов вводного инструктажа.
III. Текущий инструктаж (~ 270мин.):
выдача заданий для самостоятельной работы обучающихся и объяснение порядка их выполнения;
распределение обучающихся по рабочим местам;
сообщение о критериях оценки выполняемых работ;
целевые обходы мастера рабочих мест обучающихся;
прием мастером выполненных работ;
уборка рабочих мест.
IV. Заключительный инструктаж (~ 30мин.):
анализ деятельности обучающихся в процессе всего урока;
оценка работы обучающихся, ее объективное обоснование;
анализ причин ошибок обучающихся и средства их устранения;
сообщение и обоснование оценок;
выдача домашнего задания.

11. Схема общего анализа урока производственного обучения.

1. Обеспечение урока:
Наличие дидактического обеспечения и его соответствие теме и целям урока;
Наличие материально-технического обеспечения и его соответствие теме и целям урока;
Наличие инструкционно-технологической документации, ее методическая эффективность;
Организация рабочих мест учащихся и их соответствие программе и требованиям безопасности труда.
2. Характеристика ходу урока:
Наличие плана урока и его соответствие учебной программе курса;
Правильность определения и формулировки цели и задачи урока; Методы и формы проведения вводного инструктажа, целесообразность их выбора и эффективность;
Правильность и рациональность использования материально-технического обеспечения мастером и обучающимися;
Логичность, доступность и посильность новой учебной информации; Методы показа новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности, их эффективность;
Методика отображения на уроке новинок техники, технологии, передового опыта;
Уровень активности обучающихся в процессе всего урока, самостоятельность и осознанность их действий;
Методика стимулирования поисковой деятельности обучающихся, ее эффективность;
Соответствие практических задач теме и целям урока;
Показатели качества работы каждого обучающегося и всей группы;
Формы и методы проведения текущего инструктажа, целесообразность их выбора и эффективность;
Содержание целевых обходов, их педагогическая значимость;
Наличие учебно-инструктивной и технической документации и умения учащихся пользоваться ею;
Методика проведения заключительного инструктажа, ее эффективность;
Методика выдачи домашнего задания.
3. Общие выводы:
Правильность выбора типа, вида, структуры урока;
В какой мере реализована цель урока;
Что нового было на уроке, что заслуживает распространения в педагогической практике;
Недостатки урока, их причины;
Рекомендации мастеру п/о.

12. Оценка знаний обучающихся по профессионально-практической подготовке.

Основными функциями контроля знаний являются: контролирующая, обучающая, диагностико-корректирующая, стимулирующие-положительная, воспитательная.
При определении учебных достижений учеников профессионально-практической подготовки анализу подлежат:
Уровень профессиональных знаний, необходимых для выполнения данной работы;
Уровень владения приемами и технологическими операциями, необходимые для выполнения данной работы;
Уровень самостоятельности обучающегося в процессе организации работы и выполнения учебно-производственного или контрольного задания с помощью, с консультативной помощью мастера, самостоятельно;
Характер выполнения учебно-производственного или контрольного задания (по типовому или самостоятельно составленному алгоритму, в типичной, в осложненной или нестандартной ситуации);
Объем и продолжительность выполнения учебно-производственного или контрольного задания;
Умение пользоваться различными видами технической и конструкторско-технологической документации и разрабатывать ее виды;
Умение применять приемы самоконтроля производственных действий и методы контроля качества работы;
Соответствие результата работы требованиям квалификационной характеристики по выбранной профессии соответствующего степени профессионально-технического образования на данный период обучения;
Уровень выполнения действующих качественных и количественных показателей (нормы выработки, норы времени и т.п.);
Умение придерживаться нормативных затрат материалов и других ресурсов в процессе выполнения работ;
Характер ошибок и способность их исправить;
Уровень освоения основами профессиональной культуры и способности к продуктивному и творческому сотрудничеству в коллективе;
Умение организовать рабочее место;
Уровень соблюдения правил безопасности труда.

13. Организация и проведение родительских собраний

В подготовке родительских собраний можно определить три этапа: организация родительских собраний, подготовка сценария и проведение собрания, осмысление итогов собрания.
ЭТАП 1. Организация родительских собраний.
Она начинается с определения повестки дня и приглашение всех участников. По опыту известно, что после этого нужно провести собеседование с преподавателями, которые работают в группе.
Цель этой встречи - обсуждение учебных достижений и индивидуальных особенностей поведения обучающихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия обучающихся в образовательном процессе, иначе комментарии мастера на эту тему будут носить характер частных замечаний. В то же время известно, что многих родителей интересуют результаты обучения их детей, поэтому было бы целесообразно подготовить сообщения уровня знаний каждого ученика в отдельности. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, мастеру следует особо подчеркнуть ряд тех или иных баллов (например маркером).
При подготовке собрания надо обдумать организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, подготовить визуальные материалы, освещающие внеклассную работу, подготовить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали активное участие в конкурсах, олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения собрания.
ЭТАП 2. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - результат творчества педагога. Каждое собрание должно состоять из четырех обязательных компонентов:
1. Анализ учебных достижений учащихся группы. В этой части собрания мастер знакомит родителей с общими учебными результатами группы. С самого начала следует предупредить родителей о том, что ответы на индивидуальные вопросы они получают во время индивидуальной беседы. Знакомя участников родительского собрания с мыслями педагогов, нужно помнить о повышенной тревожности родителей, и, доводя до сведения то или иное суждение, воздержаться от субъективных интерпретаций.
2. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Мастер делится наблюдениями о поведении обучающихся в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид обучающихся и т. Очевидно, что родители должны понимать миссию лицея как института социализации, где ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Педагог должен быть деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретных учеников, тем больше родителей. Не стоит превращать эту часть собрания в перечень «грехов обучающихся».
3. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.). Этот этап предусматривает две составляющие:
отчет о проделанной работе и информацию о делах, которые планируют осуществить;
финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.
4. Индивидуальные беседы с родителями. На этом этапе объектом особого внимания должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и поведении. Сложность заключается в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, не посещают родительских собраний, и мастер должен стараться помочь. Здесь очень эффективна тактика добавления: «Я вас понимаю», «Я с вами согласен».
ЭТАП 3. Осмысление итогов собрания.
Подведение итогов собрания начинают еще во время их проведения: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующих сборах. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, заранее подготовив необходимые анкеты для оценок и пожеланий родителей; все это должно стать предметом размышлений. Предметом анализа должны стать и персональный состав родителей, оставшихся для индивидуальной беседы, вопросы родителей на собрании, явка родителей, причины отсутствия некоторых из них, участие в обсуждении на собрании.
Некоторые советы психологов мастеру:
перед началом собрания лучше оставить за дверью «плохое» настроение;
отведите на собрание не более 1,5 часа;
приятный звук для человека - его имя, положите перед собой список с именами и отчествами;
перед началом собрания объявите вопросы, которые следует обсудить;
не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать предложениями на будущее;
предупредите родителей о том, что не всю информацию можно доводить до детей;
поблагодарите тех, кто пришел (особенно родителям);
дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как сложно ребенку учиться;
индивидуальной беседе оценивайте успехи детей, соотнося их с их потенциальными возможностями;
доведите до родителей мысль: «плохой ученик» не означает «плохой человек»;
родители должны уйти с собрания с чувством, что могут помочь своему ребенку.
Мастеру не стоит:
обсуждать неявку присутствующих родителей на предыдущие собрания;
сравнивать успехи отдельных обучающихся и различных групп;
давать негативную оценку всей группе;
переоценивать значение отдельных предметов;
использовать в общении с родителями морализаторский тонн; допускать неточности, бестактности.

15