Доклад на тему: «Психолого — педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС».


Доклад на тему: «Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС».
педагог-психолог:
Задонская Е.А.
С 2011 г. вся система начального образования РФ перешла на образовательные стандарты второго поколения.  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения представляет собой общественный договор между семьей, обществом и государством. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Актуальной задачей содержания современного начального образования становится не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД), как собственно психологической составляющей ядра образования, в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В условиях реализации ФГОС второго поколения роль педагога-психолога становится более значимой. Педагог-психолог является связующим звеном между школьниками и их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательным учреждением и в некоторой степени и  государством.
На педагога-психолога возлагается работа по изучению основных тенденций и индивидуальных особенностей, как групповых, так и индивидуальных; по разработке рекомендаций на основе проведенных мониторингов; по повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Новые веяния несут в себе большую работу, как над профессиональным уровнем самого педагога-психолога, так и над повышением психологической культуры всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся). Рекомендации педагога-психолога, полученные учителем, дают возможность  правильно построить работу с классом, найти  индивидуальный подход к тем детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный климат в школьном коллективе. Советы, данные педагогом-психологом,  помогают родителям правильно выстроить взаимоотношения с  ребенком  в процессе адаптации к новым условиям и к новой социальной роли.
Работа педагога - психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психолого-педагоического сопровождения образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС второго поколения является создание социально – психологических условий для развития личности  обучающегося и их успешного обучения. 
В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС второго поколения являются:
Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:
изучение обращения к педагогу-психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к педагогу-психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Таким образом, с введением новых образовательных стандартов, деятельность педагога-психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой, так как психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации педагога-психолога могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
педагог-психолог: Задонская Е.А.