Обобщение опыта работы по теме Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы


«Развитие творческих способностей обучающихся
на уроках литературы»
Актуальность опыта
Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Поэтому в течение последних трёх лет я работаю над проблемой развития творческого потенциала растущего человека, над развитием личности ребёнка, его мышления, его творческих способностей.
Однако я заметила, что есть определённые проблемы, тормозящие процесс формированиякреативных способностей ребёнка.
Дети мало читают, у многих из них слабо развита монологическая речь. Несмотря на общую раскованность, очень часто они оказываются закомплексованы, когда требуется проявить свои способности, т.е. даже талантливый ребёнок, подчасне может продемонстрировать талант в силу стеснения или отсутствия необходимых условий. Я убеждена: потенциальные способности есть у каждого ребёнка, задача педагога – именно создать данные условия для творческой деятельности, для эмоционального проживания процесса рождения идеи, создания замысла, содержательного сотрудничества, осознания успеха. Поэтому тема, над которой я работаю в течение 3-х лет – это «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературы.
Теоретическое обоснование
«ТВОРЧЕСТВО», «ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» - вот ключевые понятия моей педагогической деятельности.
     Творчество  — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
     Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
     Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность развивает способности вообще, а тем более творческие. На мой взгляд, развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности.
     Таким образом, основным психологическим условием развития творческого потенциала школьников является трансформация когнитивного (познавательного) содержания в эмоциональное.
Поэтому очень важно на уроках и во внеучебной деятельности создать такую атмосферу, чтобы дети, уходя с занятия, были готовы создавать, творить. О развитии творческих способностей на уроках в своих трудах высказывались еще последователи школы Л. С. Выгодского. Этой же проблемой занимаются и современные психолингвисты, психофизиологи и педагоги.
В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются компетенции, определяющие успешность человека в социуме. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
Цели работы:
развитие творческого потенциала детей;
приобщение учащихся к миру прекрасного, к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей через творческую деятельность
воспитание читателя и через читательские качества формирование всесторонне развитой личности, способной к самостоятельному, нестандартному мышлению.
Методы и приемы, развивающие творческие способности детей на уроках литературы.
1.Сочинение сказок, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы).
2. Сочинение рассказов и сценок.
3. Инсценирование текста, исценированное чтение.
4. Составление киносценария.
5. Устное словесное рисование.
6. Иллюстрирование произведения.
7. Пересказы с творческими дополнениями:
- продолжить сюжет;
- рассказать, что случилось с героями дальше;
- пересказать произведение от лица одного из персонажей.
8. Игры и викторины: “Кто это?” (угадай героя, автора, название произведения и т.п.).
9. Художественное рассказывание.
Развитие творческих способностей на уроках литературы.
Не первый год работая в 5, 6, 7 классах, я пришла к выводу, что наиболее эффективными видами творческой работы для детей этого возрастаявляются иллюстрирование произведения (например, русские народные сказки, Н.Гоголь «Заколдованное место», сказы П. Бажова, В. Астафьев «Васюткино озеро», Н. С. Лесков «Левша»), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, а также придумывание историй со сказочным или реальным сюжетом (например, написать свою сказку о злом поступке после изучения произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»), сочинение сказок, стихотворений. Естественно, эти творческие работы невозможны без предварительной подготовки: анализа сюжета и композиции сказки или рассказа.
После изучения в 7-ых классах темы «Стихи русских поэтов о родной природе. (Жуковский, Тютчев, Фет, А. Толстой, Бунин)» и повторения литературоведческих терминов: ритм, рифма, строфа, размер, выразительные средства, результатом творческой деятельности становятся стихотворения учащихся.
Стихотворение «Литература»
В школе есть у нас предмет,
Проблем с ним в нашем классе нет.
На нем повышаем мы культуру,
И с нетерпеньем все ждем литературу.
Мы побывали с ней в Африке,
Летаем в другие галактики.
Книги откроешь лишь дверь,
И в путешествие отправляйся скорей!
В 7 классе при изучении древнерусской литературы работа над изучением «Поучения Владимира Мономаха» проходит всегда очень живо. Занятие начинается с объяснения жанровой принадлежности произведения, которую определяют сами ребята, после тщательной работы со словами (объяснением непонятного), класс формулирует нравственные принципы Древней Руси и сравнивает их с принципами в сегодняшней жизни. Итог работы – творческое задание «Составить поучение своему современнику». С этим заданием справляется каждый ученик.
«Поучение моей сестре»
Сестра моя, послушай мою речь добрую. Уважай друзей и знакомых своих. При встрече молви доброе слово людям. Почитай старших и родителей своих. Помоги просящему. Гордости не имей в сердце своем и в уме. Учись хорошо, ибо ученье – мать. Старых чти, как отца своего, а молодых, как братьев. В доме своем не ленись, прибирай, когда беспорядок. Не лги, ибо люди тебе верить перестанут. Послушай меня, сестра моя, и заветы мои соблюдай.
Кроме того, творческую активность детей можно стимулировать с помощью устного словесного рисования. Этот прием, развивающий речь детей, их воображение, дающий возможность соотнести содержание произведения с личными впечатлениями, точнее – элементы этого приема, я использую на каждом уроке литературы в виде разных вопросов и заданий. Например,
Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения. Зачем автор использует эти выразительные средства? Какая картина возникает при помощи этих образов?
Подберите эпитеты к заданному слову.
Опишите героя.
Что вы почувствовали при чтении стихотворения? Опишите картину, нарисованную автором?
Нарисуйте с помощью слов иллюстрацию к произведению.
Такая работа не оставляет равнодушным ни одного ученика, заставляет вчитываться, вдумываться в слова. Слова перестают быть звуками, становятся образами.
Также я использую на уроках литературы составление киносценария. Часто этому предшествует работа по инсценированному чтению. На таких уроках ребята учатся не только выразительно читать, но и понимать причины поступков героев, определяя внутреннее состояние персонажа. Например, изучая в разных классах рассказы А. П. Чехова («Хирургия», Хамелеон», «Злоумышленник») ученики пришли к выводу, что у писателя грустный юмор. Составление киносценария - это и один из вариантов анализа текста, и творческая игра с участием всего класса, развивающая фантазию и помогающая детям глубже всмотреться в текст. Это устное описание кадров воображаемого кинофильма, в форму которого условно воплощается изучаемый текст. В отличие от статики устного рисования устный киномонтаж – это описание динамически отраженного в произведении бытия.
Эта работа включает такие этапы:
Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать.
Перегруппировка абзацев, фраз и расположение их в удобном для экранизации порядке.
Фиксация моментов, требующих дополнения, расширения.
Составление черновой редакции.
Редактирование сценария.
Результатом такой работы стал киносценарий отрывка «Отъезд дачников» из рассказа «Кусака», коллективно составленный семиклассниками. Данная творческая работа-игра помогла учащимся ответить на важные вопросы: кто виноват в одиночестве Кусаки, и будет ли она доверять людям? Дети сделали вывод: дачники отнеслись к собаке, как к игрушке: они просто играли с ней, пока были на даче, их чувства нельзя назвать любовью, а Кусака доверилась им, стала считать их своими и не верила в предательство до последнего момента.
Киносценарий отрывка «Отъезд дачников» (по рассказу «Кусака» Леонида Андреева).
Эпизоды сценария.
Дачники уезжают. Кусака прячется в саду.
Собака бежит к станции.
Кусака возвращается (грязная и промокшая).
Собака взошла на террасу, приподнялась на задние лапы, заглянула в дверь.
Начался дождь, смеркается.
Собака завыла (жалобно и громко).
Собака воет…
Один из видов использования частично-поискового метода на уроках литературы - работа с черновыми вариантами произведений писателей и поэтов.Этот вид деятельности превращает ученика в исследователя, приобщает к творчеству как к весьма трудоемкому, но интересному процессу.
Например, работа с черновыми рукописями стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»
Сравните черновые тексты с окончательной редакцией. Какой вариант более выразителен? Почему?
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна,
И дремлет … под снегом сыпучим,
Качаяся, дремлет она.
Ей снится прекрасная пальма
В далекой восточной земле,
Растущая тихо и грустно
На жаркой песчаной скале.
«На севере диком…» - это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г.Гейне. Существует и перевод Ф.И,Тютчева. Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Чем? Почему?
«С чужой стороны (из Гейне)»
На севере мрачном, на дикой скале
Кедр одинокий под снегом белеет,
И сладко заснул он в инистой мгле,
И сон его вьюга лелеет.
Про юную пальму все снится ему,
Что в дальних пределах Востока,
Под пламенным небом, на знойном холму
Стоит и цветет, одинока…
От класса к классу характер заданий усложняется. Если в 5-6 классах в качестве задания даются сочинения, загадки, сказки, небольшие рассказы из жизненного опыта, то в старших классах могут быть предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки, создание литературных портретов, репортажей, стихотворений, а также исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов. В МОУ «СОШ №2» собран богатый материал по творчеству сахалинских поэтов и писателей, как хорошо известных, так и совсем юных.
В 9 классе в качестве творческих работ интересны различные виды пересказов (от первого лица, от третьего лица, пересказ от лица героя), которые как средство анализа литературного произведения служат углубленному пониманию его содержания и формы, побуждают ученика вчитываться в текст, приглядываться к художественным деталям, помогают разобраться в композиции произведения, привлекают внимание к языку произведения, способствуют повышению культуры монологической речи, содействуют развитию образной речи, развивают воображение учащихся, поскольку не просто предполагают воспроизведение текста, а «вхождение» в него, проникновение в его события, соприкосновение с его героями. Например, изучая поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» в 9 классе, я использовала прием художественного рассказывания, отражающий особенности стиля данного произведения.
В старших классах ИКТ технологии предоставляют возможности для знакомства с новинками литературы и искусства. Большое разнообразие иллюстративного материала позволяет оживить сухие факты, подготовить яркую презентацию, в создании которой сами ученики принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС. При подготовке презентации для конкретной узкой темы учащиеся учатся выделять основные проблемы, доказывать их актуальность, строить гипотезы, аргументировать свою точку зрения, а значит, возрастает ценностное значение учебной деятельности для самих учащихся, что приводит к повышению эффективности урока. А в целом проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.
Творчество учащихся выходит за пределы урока: организация и подготовка литературных вечеров, гостиных, концертов. Так, в нашей школе был проведена инсценировка, посвященная 65-летию победы, в которой приняли участия 7-8-классники. Прозвучали песни, стихотворения, отрывки из рассказов о войне и официальные факты. И те, кто играл на сцене, и те, кто был в зрительном зале, не остались равнодушными. В 7-х классах был проведен урок – концерт «Я пишу стихотворения…» После изучения «Евгения Онегина» в 9-х классах, совместно с учениками было принято решение организовать литературный игру - «Лучший читатель романа А. С. Пушкина». Конечно, все эти мероприятия требуют долгой подготовки, но все это окупается интересом детей и желанием творить.
Большой популярностью среди 7-классников МОУ «СОШ №2» пользуется организованный три года назад театральный кружок «Буратино», который все эти годы радует своими достижениями не только самих учеников, но и педагогов. За это время увеличилось количество артистов в нашем театре с 12 до 17ребят. За этот небольшой срок юными артистами поставлены и с успехом демонстрируются следующие театральные постановки: «Сказка о волшебном троне», «Новый год спешит к нам в гости», «Как ежик свои иголки считал» и др., ребята с удовольствием поздравляют учителей с праздниками, вносят веселую ноту в проведение Недели русского языка и литературы. С появлением нашего театрального кружка в школе решена проблема организации новогодних утренников для мальчишек и девчонок младших классов.