Использование мультимедийных средств в обучении русскому языку и литературе в детском доме-школе. (Из опыта работы учителя)


Использование мультимедийных средств в обучении
русскому языку и литературе в детском доме-школе.
(Из опыта работы учителя).
Единственное счастье в жизни-
это постоянное стремление вперёд.
Э. Золя
Знания будут тем прочнее и
полнее, чем большим
количеством органов
чувств они воспринимаются.
К. Ушинский
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской  Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий, в том числе информационных и коммуникативных, использование которых невозможно без применения современных мультимедийных средств. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» указывается, что ученик в процессе обучения должен овладеть важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности, под которыми понимается, в том числе, извлечение информации из различных источников, включая Интернет.
Я работаю учителем русского языка и литературы в ОГКОУ Шуйском детском доме-школе. Наше учреждение особое, так как в нём воспитываются и обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Проблемы преподавания филологических наук в современной школе в нашем учреждении имеют ярко выраженный характер. У значительной части учащихся наблюдается недоразвитие умственной, психической, коммуникативной и эмоциональной сфер деятельности (нарушения звукопроизношения, дисграфия (артикуяторно-акустическая, аграмматическая, оптическая и другие) и дислексия на фоне общего недоразвития речи, отсутствие интереса к чтению, узкий кругозор и т.д.). Большую помощь в преодолении этих проблем играет применение мультимедийных средств в урочной и внеурочной деятельности.
Необходимо отметить, что в кабинете русского языка и литературы нашего учреждения созданы благоприятные условия для применения всего спектра мультимедийных средств в процессе преподавания: имеется два компьютера, интерактивная доска, аудиоколонки, интернет-планшеты IPad и другое оборудование.
Целью применения мультимедийных средств на своих уроках я считаю повышение качества и эффективности процесса обучения и реализацию идей развивающего обучения. Использование мультимедийных средств помогает в решении следующих задач:
- активизации процесса обучения;
- применения разнообразных форм учебной деятельности;
-увеличения объёма самостоятельной работы учащихся, активизация их внимания;
- повышения темпа урока;
- осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
- развития творческого потенциала учащихся.
Опыт показывает, что целесообразное и дозированное применение мультимедийных средств на уроках русского языка и литературы помогает получить от учеников эмоциональный отклик на изучаемый материал, заинтересовать учащихся, привлечь их к чтению и самостоятельному получению знаний из различных источников.
Отлично зарекомендовало себя использование презентаций PowerPoint на уроках литературы, связанных с изучением жизни и творческого пути писателя. Учащиеся могут совершить виртуальное путешествие на родину писателя или поэта, побывать в музее, соприкоснуться с удивительной атмосферой литературных мест России.
Использование интерактивных познавательных и развивающих игр, созданных самостоятельно или найденных в Интернете, на уроках повторения, обобщения или заключительных уроках по теме в 5 - 6 классах позволяет не только в игровой форме проверить уровень усвоения программного материала, но и усилить мотивацию детей к процессу получения знаний.
На уроках литературы стало обязательным использование фонохрестоматий. Слушая чтение стихотворного или прозаического текста актёром, учащиеся получают дополнительную возможность воспринять и осмыслить художественные особенности произведения, почувствовать красоту русского языка. В такие моменты создаётся ощущение «присутствия» на уроке мастера декламации.
Хорошим подспорьем для учителя являются интерактивные тесты. В своей работе я использую программу TestEdu. Учителю легко организовать любой вид работы с подобными тестами: коллективный, групповой и индивидуальный. На экране доски или планшета сразу после введения ответов появляется результат, указываются ошибки, которые анализируются и исправляются учеником. Важным аспектом такого вида работы считаю возникновение быстрой обратной связи между учителем и учеником, а также возможности рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности).
На уроках русского языка и литературы у учителя и учеников есть возможность использовать различные онлайн-сервисы, например, различные онлайн-словари. Это дает возможность повысить уровень орфографической грамотности учащихся, способствует формированию орфографического навыка и орфографической «зоркости»,  обогащению словарного запаса и деятельностных способностей учеников.
В проектной деятельности учащихся мультимедийные средства также играют значительную роль, они способствуют формированию у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Например, работая над проектом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», пятиклассники не только создают слайды с иллюстрациями, но и работают с текстом произведения, подбирая соответствующие цитаты.
Невозможно переоценить роль мультимедийных средств в организации внеурочной деятельности учащихся. В течение нескольких лет в школе работает клуб «Открытый кинозал», где осуществляется показ лучших отечественных мультипликационных и художественных фильмов, снятых на основе или по мотивам программных произведений русской литературы. Средствами мультипликации и кинематографа создаётся яркая, эмоциональная, образная картина мира, помогающая учащимся глубже и полнее осмыслить и прочувствовать художественное произведение.
Уроки с использованием мультимедийных средств я организую и на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Таковым является ПО ActivInspire. На его основе создаются флипчарты. Изначально флипча́рт - магнитно-маркерная доска с креплением для листа или блока бумаги, переворачиваемой по принципу блокнота. Что же такое флипчарт на уроке? Флипчарт – это большое прямоугольное рабочее пространство в окне ActivInspire, на котором разрабатываются уроки.
Набор инструментов в программе AсtivInspire позволяет создавать интерактивные объекты, при помощи которых можно показать учащимся, например, из каких частей состоит и каким способом образовано слово при изучении раздела «Морфемика» (по аналогии «собирания» слова из кубиков), или правильно расставить буквы в алфавите (каждая буква – отдельный объект, который передвигается по флипчарту с помощью указки для интерактивной доски или пера ActivPen), или распределить слова по группам в зависимости от задания учителя.
Флипчарты в доступной, яркой, наглядной форме представляют обучающимся теоретический материал, дают им возможность активно участвовать в познавательном процессе на различных его этапах. Интерактивные доски позволяют ученикам самим стать авторами флипчартов. Например, работа со стикерами-контейнерами предоставляет учащимся возможность выполнять различные задания, сохранять свою работу, редактировать и т.д.
Главная особенность этих программ заключается в следующем:
- увеличение степени вовлечённости учащихся в образовательный процесс;
- удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях;
-  информационная емкость урока оказывается намного выше, чем на уроках без ее использования.
Использование флипчартов на уроках делает их не только непохожими друг на друга, но и, что важнее, более эффективными.
Я использую флипчарты на разных этапах урока («погружение» в тему урока, актуализация знаний, рефлексия и т.д.) и во внеурочной деятельности по предмету.
Никто не будет отрицать следующего: современный человек должен не только хорошо ориентироваться в мировом информационном пространстве, но и быть активным участником его разнообразных процессов. А воспитание такого человека невозможно одними традиционными методами и приемами без всестороннего использования информационно-коммуникационных технологий с применением мультимедийных средств, которые дают возможность учащимся воспринимать информацию различными способами (зрение, слух, осязание), наиболее эффективно воздействуют на них, превращая их в читателей, слушателей и зрителей одновременно, позволяют становиться активными участниками образовательного процесса.

Использованная литература.
1. Захарова И. Г., Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. – М., 2007. – 192 с.
2. Федунец Н. И., Ярощук И. В. Применение мультимедийных технологий в образовании. – М., 2006. – 88 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования./М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011. – 48 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык. Литература.// Сборник нормативных документов /Сост. Э.Д Днепров, А.Т.Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос.акад.наук, Рос. Акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. - (Стандарты второго поколения).