ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

  Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы способствуют  совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся. Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.
 Мы убеждены, что  задача каждого  учителя–словесника -  сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку мы активно внедряем в учебный процесс   современные  информационные технологии.
В нашей школе в  кабинете русского языка в 2008 году был установлен компьютер и мультимедийный проектор. Мы по-разному применяем компьютер в работе: на уроках, на  занятиях во внеклассной работе по русскому языку и литературе, в исследовательской работе, при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
 Компьютер  в урочной деятельности мы   используем на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие ; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
В ходе всей работы мы стремимся к достижению следующих целей:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
  Исходя из целей, определили задачи:
-создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
-способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
- расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.
  Применение компьютера помогает нам осуществлять разноуровневое обучение. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Применение разноуровневых заданий позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию.
Компьютерные программы «Фраза», «Репетитор» оказывают значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися. Пока 1-й вариант (дети, менее успевающие) выполняют задание по учебнику, 2-й вариант (сильные ученики) работают с различными программами (1С Русский язык, Фраза,  тестовые материалы, учебное пособие «ЕГЭ по русскому языку - без ошибок).  
  Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют нам как учителям- словесникам  одновременно решать ряд проблем:
помогают  повысить уровень своих знаний;
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
  Особое внимание мы уделяем продуктам серии « 1С русский язык».
А «Уроки Кирилла и Мефодия» используем как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, где компьютер тоже  стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
     Во внеурочное время мы учим ребят  редактировать тексты, они сами набирают  тексты своих творческих работ, своих стихов, делают компьютерные рисунки, оформляют материал для школьной стенгазеты. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Использование различных презентаций прочно вошло в практику нашей школы, так как помогает ученику материал лучше запомнить. Презентации удобно применять на уроках литературы. Во время лекции или докладов учащихся, так как там могут быть показаны самые выигрышные моменты урока: географические и исторические места, связанные с жизнью и творчеством писателей и поэтов, портреты, иллюстрации, цитаты. На экране могут появиться и определения, которые ребята могут переписать в тетрадь. С этой целью мы начали составлять медиатеку презентаций.
Учащиеся с большим желанием составляют презентации.
Использование ИКТ на уроках развития речи позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, повысить объем самостоятельной работы учащихся, прививать навыки проектной деятельности, развивать речь учащихся через творчество, развивать мыслительную деятельность. По мере возможности стараемся использовать новые технологии на уроках. Это пробуждает интерес учащихся к уроку.
На уроках развития речи нужна демонстрационная программа, которая позволит в наглядной форме довести до учащихся материал. Например: картины художников. В программах заложена последовательность работы, подборка материала, составление плана, использование цитат, сносок, написание вступления и заключения, составление основной части (презентация).
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным (презентация).
  Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
  Мы убедились, что использование  информационных технологий  на уроках    дает высокие результаты:  развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.
   Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.







15