Курсовая работа Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий на уроках украинского языка и литературы


Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР»
Отдел информатики и информатизации системы образования
Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий на уроках украинского языка и литературы
РЕФЕРАт
Овчаренко Оксаны Александровны,
слушателя курсов повышения квалификации педагогов всех категорий «Компьютерные технологии в преподавании школьных дисциплин»,
учителя ГБОУ ЛНР « Стахановской общеобразовательной школы І-ІІІ ст. №1»
Стаханов
2017
Содержание
Введение. ……………………………………………………………….….…3
Раздел 1. Общее понятие об информационно-компьютерных технологиях. ……………………………………………………………………....…7
1.1.Новые информационные технологии в обучении. …………...……..…7
1.2. Компьютерные средства обучения. ……………………………...……..8
1.3. Психолого-педагогический аспект использования ИКТ. ………….…9
Раздел 2. Формы организации учебной работы учащихся на уроках с использованием информационно-коммуникационных технологий. ………......12
2.1. Технология применения учебных компьютерных игровых программ. …………………………………………………………………….……..12
2.2. Технология применения тестовых компьютерных учебных программ……………………………………………………………………….…....13
2.3. Компьютерная презентация на уроках украинского языка и литературы. …………………………………………………………………..…….14
2.4. Технология применения творческих заданий на основе информационных технологий. ………………………………………………..…..14
2.5. Мультимедийные технологии на уроках словесности. ……..……...16
Заключение ..………………………………………………………….……20
Список использованной литературы ………………………………..…22
Введение
В настоящее время становится актуальным вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Государственный образовательный стандарт ориентирует школу на переход от старых принципов образования к новым, к деятельностной системе обучения, направленной на умственное и общее развитие учащихся современной школы. Действительно, обучение в школе должно иметь практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов, что предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих ему методов, средств и форм обучения.
Бурное развитие средств информатизации (компьютеров, компьютерных коммуникаций, любых электронных устройств), а, следовательно, появление новых технологий обработки, передачи, получения и сохранения информации открывает новые возможности для применения компьютеров в учебном процессе.
Современному учителю – филологу уже недостаточно просто иметь глубокие предметные знания, владеть практическими умениями и навыками. Ему необходимо творчески использовать приобретенные знания в нестандартной меняющейся ситуации, проявлять конструктивность в организации и планировании педагогического процесса.
В наше время современного ученика трудно чем-то удивить, тем больше заинтересовать, поэтому учитель должен использовать мультимедийные технологии, которые позволяют повысить активность и привлечь внимание учащихся к обучению.
Эффективное воздействие на человека осуществляет та информация, которая влияет на несколько органов чувств, она усваивается тем лучше и крепче, чем больше видов восприятия активизировано. Я. А. Коменский в работе «Великая дидактика» писал: «... все, что только можно, давать для восприятия чуствам, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное касательное - через прикосновение. Если какие-либо предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу воспринимаются несколькими чувствами ... »[6, 10].
Таким образом, актуальность выбора методической темы обусловлена тем, что современный урок украинского языка и литературы нельзя представить в наше время без информационно-компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и орфографическую компетенции учащихся. Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются различными каналами восприятия поэтому лучше усваиваются, запоминаются. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес к украинскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов, способствующих повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.
Актуальность данной проблемы позволяет определить тему и цель работы.
Цель работы: показать возможности использования ИКТ на уроках украинского языка и литературы ,необходимость и особенности применения мультимедийных средств обучения.
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу по данному вопросу;
- раскрыть суть понятия « информационно-коммуникационные технологии»;
-доказать целесообразность использования ИКТ на уроках украинского языка и литературы;
- изучить психолого-педагогические аспекты использования ИКТ;
- раскрыть педагогические функции и возможности использования ИКТ на уроках украинского языка и литературы;
- рассмотреть формы организации учебной работы учащихся на уроках украинского языка и литературы с использованием ИКТ.
В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским,  Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося  (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.). Дидактические проблемы и перспективы использования информационных технологий в обучении исследовала И. В. Роберт, психологические основы компьютерного обучения определил Ю. И. Машбиц.
В книге «Оптимизация процесса обучения» Ю.К.Бабанского
рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываются критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на примере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.
Научно-методическое пособие «Современный урок. Интерактивные технологии обучения» , авт. А.И. Пометун и Л.В.Пироженко, знакомит с новейшими подходами к организации обучения - интерактивными технологиями, которые помогут учителю сделать процесс обучения интересным, разнообразным, эффективным, демократичным.
Учебное пособие «Современные средства обучения» (П.К. Гороль, Р.С. Гуревич, Л.Л.Коношевский, О.В. Шестопалюк) знакомит учителя с современными информационными технологиями на базе компьютерной и другой вычислительной техники. Уделяется внимание методике применения технических средств обучения во время учебно-воспитательного процесса.
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Подзаголовок этой книги «Педагогика третьего тысячелетия» хотя и звучит несколько претенциозно, однако наиболее точно отражает то новое, что удалось автору открыть в итоге его почти полувековой научно-исследовательской работы в образовании. Это радикально новый подход ко всей образовательной работе, открывшийся с приходом в наш мир компьютеров. Это реальная возможность индивидуализации образования путем персонализации обучения, это переход педагогической науки от педагогических проповедей к проектированию оптимальных педагогических процессов, это достижение всеми учащимися высокого уровня мастерства в изучаемых ими предметах, это, наконец, превращение образования из, порой, тяжкой повинности в радостное занятие на всю жизнь. Предлагаемую книгу, в связи со сказанным, можно рассматривать как введение в такую педагогику.  В книге разработано такое психолого-педагогическое обеспечение компьютера, что он может рассматриваться как равноправный, наряду с учителем участник процесса обучения и образования.
Раздел1. Общее понятие об информационно-компьютерных технологиях.
1.1.Новые информационные технологии в обучении.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:
·         поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
·         поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося  в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
·        реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности [5, 34 ].
Новые информационные технологии обучения — это совокупность методологии и технологии обучения, в основу которой положено использование компьютерных учебных программ, электронных пособий и учебников, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение учебного процесса и является одной из форм реализации цели и содержания современной парадигмы гумманизации образования.
Информационные технологии становятся мощным многофункциональным средством обучения. Их использование приучает ученика жить в информационной среде, способствует привлечению школьников к информационной культуре.
Компьютерные технологии, вобрав в себя элементы различных методик (личностно-ориентированного, развивающего, проектного обучения) придают каждому школьнику, опираясь на его интересы, способности, личные ценности и субъективный опыт, возможность самореализации в познавательной и других видах деятельности, создают комфортные условия для самоопределения личности в информационном обществе.
1.2. Компьютерные средства обучения.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
•      средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
•      средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
•      вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
•      комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
•      информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
•      интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
•      поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
•      электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
•      электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
•      электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
•      электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
•      электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
•      урочные;
•      внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
•      технология асинхронного режима связи – «offline»;
•      технология синхронного режима связи – «online». [10 ,28 ].
1.3. Психолого-педагогический аспект использования ИКТ.
Учеными доказано, что наиболее эффективно действует на человека и информация, которая влияет на несколько органов чувств. Именно такими являются информационно-коммуникационные технологии.
Основная задача учителя, использующего ИКТ, – научить детей добывать информацию и ее анализировать, развивать умение делать это быстро и эффективно, что формирует навыки, которые пригодится им в жизни, независимо от выбранной профессии. Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет углубленно осознавать и усваивать ученикам учебный материал. Это создает благоприятные условия для формирования у ребенка способности воспринимать предметы и явления разносторонне, системно, эмоционально.
Главные дидактические функции, реализуемые с помощью ИКТ на уроках украинского языка и литературы, это:
— познавательная (используя компьютерные технологии и Интернет, можно получить любую необходимую информацию, как ту, что хранится на жестком диске собственной компьютерной базы, так и размещенную на дисках CD-ROM или соответствующих страницах Интернета)
— развивающая (работа с разнообразными компьютерными программами, кроме активизации литературных возможностей личности, способствует развитию таких необходимых познавательных процессов, как восприятие, логического мышления, памяти, воображения);
— исследовательская (у школьников появляется возможность принять участие в работе литературных поисковых групп, Интернет-конкурсах; выполнять творческие работы разных видов, создавать собственные творческие проекты, разрабатывать доклады, рефераты, ученические презентации, публикации, исследовать определенные проблемные вопросы);
— коммуникативная (во время обмена информацией между учащимися создается определенная виртуальная единство, у всех есть реальная возможность войти на сайты популярных современных художников; они имеют возможность сопоставить различные взгляды, давать им оценку, формировать свои позиции). [1, 18].
Дидактические возможности компьютерных технологий
1. Источник информации полисенсорный.
2. Дифференцированно организован учебный процесс.
3. Контролируется степень усвоения информации.
4. Регулируется темп изучения учебного предмета.
5. Предупреждаются ошибки.
6. Даются необходимые комментарии, пояснения.
7. Обеспечивается обратная связь.
Во время проведения уроков с применением ИКТ используются методы и приемы:
• тестовые задания
• работа с наглядными пособиями
творческие задания на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Power Point (составление презентаций, текстов к презентациям, рисование схем и таблиц)
• использование обучающе — контролирующих программ .
Общие подходы к проведению и конструирование уроков с использованием информационных технологий
Проведение уроков с помощью информационных технологий требует серьезной подготовки. По А.Бриксиной конструированию такого урока происходит в несколько этапов. Это концептуальный (определение дидактической цели, целесообразности использования информационных технологий для достижения конечных результатов), технологический (определение формы урока, отбор электронных средств учебного назначения (ЭСУН)), операционный (выделение основных элементов урока, определение места электронных средств учебного назначения в структуре урока, выбор способов взаимодействия фигурантов урока с учебными средствами) и этап педагогической реализации (перевод педагогических принципов в конкретное учебное воздействие).
Наблюдая за детьми, можно заметить, что работу с информационными технологиями лучше планировать во второй половине урока, поскольку во время общения с компьютером происходит чрезмерная активизация психических структур, дети перевозбуждаются, и это мешает дальнейшему эффективному усвоению материала. Безусловно, время, отведенное на непрерывную работу с компьютером, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам. [ 2,22].
Раздел 2. Формы организации учебной работы учащихся на уроках с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Рассмотрим, как можно использовать информационные технологии непосредственно на уроках украинского языка и литературы для того, чтобы облегчить осознанное, неформальное получение устойчивых знаний учениками, сделать этот процесс творческим, интересным, ярким, эстетизировать его, чтобы на основе сформированного интереса заложить основы потребности в самообразовании, самосовершенствовании в дальнейшей жизни.
Основными формами организации работы обучающихся  на уроке являются:
фронтальная работа- просмотр видео фрагментов, Интернет - уроков, прослушивание аудиозаписей;
индивидуальная- выполнение практических работ (работа с интерактивными тренажерами, программами);
работа в малой группе- выполнение общего учебного проекта.
Медиатехнологии применяются на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУН, используя  в различных режимах, а именно:
-в обучающем режиме;
-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
-в режиме самообучения.
2.1 Технология применения учебных компьютерных игровых программ
Изучению языка и литературы в 5-х классах присущи специфические особенности, обусловленные тем, что дети младшего подросткового возраста в большой степени воспринимают жизнь как игру [ ]. Их глаза широко открыты навстречу сказочному, необычному. И поэтому уроки с элементами сказки, игры, загадок, ребусов в таком возрасте чрезвычайно эффективны.
«... Языковые игры – это, по сути упражнения, направленные на усвоение и осмысление знаний в оживленной , приятной атмосфере. Работа над ними вызывает интерес, возбуждение, а опора на эмоциональность способствует лучшему усвоению и запоминанию сведений из языка» . [8, 2].Например, на уроке обобщения и систематизации изученного о второстепенных членах предложения можно предложить детям создать мини-презентации одного из трех второстепенных членов предложения.
2.2. Технология применения тестовых компьютерных учебных программ
Оценивания знаний является существенным фактором в формировании личности, а контроль за поучительно-познавательной деятельностью школьников – обязательная составляющая учебного процесса. Контроль учебных достижений учащихся, которое происходит в течение учебного года, направлен на выявление уровня знаний, умений, навыков и способствует раскрытию причин слабого усвоения материала, дает возможность своевременно принять необходимые меры для коррекции знаний и ликвидации в них пробелов. Из различных форм контроля компьютерное тестирование является наиболее независимым от субъективного отношения учителя к ученику, то есть наиболее объективным и нравственным.
На уроках украинского языка применяются тестовые компьютерные программы «Українська мова. 5  клас», «Українська мова. 6  клас»,   «Українська мова. 8  клас»,  «Українська мова. 9  клас», которые можно использовать во время проведения контроля знаний учащихся и выявление учебного характера. Это разноуровневые комплексные задания, объединяющие в себе репродуктивные и творческие элементы.
На уроках украинского языка и литературы в средних и старших классах используются дидактические мультимедийные материалы электронных учебников и пособий.
2.3. Компьютерная презентация на уроках украинской литературы
Цель педагогов-научить учащихся не только обрабатывать материалы, но и уметь их представлять, потому что настоящее требует от современной молодежи не простого овладения компьютерной техникой, но и умение нестандартно, творчески, показать свою работу, отстаивать свое мнение и аргументировать свои действия. Преимущества такой работы чрезвычайные, ведь растет заинтересованность предметом изучения, учащиеся сами становятся творцами, инициаторами новых идей, развивают свои интеллектуальные способности.
Компьютерная презентация - это авторское ученическое видение темы, разработка определенного сценария выполнения и представления аудитории, которая, кстати, может быть абсолютно разной: от учеников начальной школы до учителей. Компьютер дает возможность использования информации сети Интернет, позволяет иллюстрировать, эстетически оформлять страницы, использовать эффекты анимации.
Дети учатся быть последовательными в отборе самой насущной информации.
Суть информационно-проектной технологии через проектную деятельность, предусматривающую решение проблемы или низы проблем на основе определенной суммы знаний, показать практическое применение этих знаний.
2.4. Технология применения творческих заданий на основе информационных технологий
С помощью компьютерной программы учителя также могут проверить умение школьников читать текст молча. Этим актуализируется такая важная содержательная линия Программы украинского языка, как коммуникативная. Данный раздел компьютерной программы предоставляет возможность учителю одновременно проконтролировать время прочтения текста и соответственно определить темп чтения для каждого ученика класса. Следует обратить внимание на то, что при проверке навыков читать молча оценивания выполнения задания происходит в два этапа с определением оценки за каждый из них и последующем суммировании оценок для определения общего балла за задание .
Творческие задания на основе применения информационных технологий по своему содержанию и методам выполнения зачастую носят ситуативный характер. Дидактической целью таких задач является выработка деятельностных компетенций и выявления личностного отношения к решаемой проблемме на основе творческого применения имеющихся знаний, умений, навыков. Школьники охотно, с большим удовольствием выполняют такие задания, где есть возможность им проявить творческую индивидуальность. [9, 17].
Например, учащимся 9 класса можно предложить создать электронную книгу «Ростки вдохновения», а учащимся 5 класса - электронный сборник «Мамина колыбельная».
Понятно, что уроки с использованием информационных технологий требуют значительной подготовительной деятельности педагога. Учитель должен уметь пользоваться разнообразными программами: графическими, flesh-анимации, web-редактора, программы для создания презентаций, программами для работы со звуком и видео. Это делает возможным представление информации в форме видео, презентации, web-страницы, с различными роликами. В целом в практике учителей для наглядности учебного материала очень часто используются ресурсы Интернета.
Учитель в своей работе использует как собственные мультимедийные технологии, так и применяет материалы, разработанные методистами и учителями-практиками, в частности диски по украинской литературе для 5, 6, 8, 9, 10 классов, «Тарас Шевченко: жизнь и творчество».
Применяются в работе просмотры фильмов или их фрагментов с прочитанными программными текстами, например «Наталка Полтавка» И.Котляревского, «Захар Беркут» И.Франка и другие. Учителями используются записи телепередач о писателях, которые изучаются в школьном курсе украинской литературы, например, о Борисе Олийнике, Александре Довженко, Лесе Украинке, Михаиле Коцюбинском, Тарасе Шевченко, Владимире Сосюре и многих других.
Главная задача использования ИКТ в процессе изучения украинского языка и литературы – повысить познавательный интерес учащихся к изучению предмета, эффективность его освоения школьниками. Общепризнанно, что личность, которая заинтересована, хочет познать материал, усваивает его гораздо лучше, чем та, что не заинтересована содержанием того, что изучает. Итак, пришли к выводу, что использование компьютерных технологий вносит существенные изменения в деятельность педагога и развитие ученика как личности, ставит новые требования к профессиональной мастерства преподавания предмета в компьютерном классе, требует четкой организации и индивидуальной работы с каждым учеником во время учебно-воспитательного процесса в своей деятельности стремимся разнообразить уроки, делать изучение языка и литературы неповторимым, помня слова Олеся Гончара, быть в вечном поиске - это значит «искать энергию слова в энергии души».
2.5. Мультимедийные технологии на уроках украинского языка и литературы
Одним из способов развития познавательной активности учащихся является использование мультимедийных технологий, которые дают возможность повысить активность и привлечь внимание учащихся к обучению.
Мультимедиа (лат. multum – много и англ. media – средства) – система современных технических средств, позволяющих работать с текстом, графическим изображением, звуком (речь, музыка, эффекты), анимационной компьютерной графикой (рисованные фильмы, трехмерная графика) в едином комплексе; одно их перспективных направлений, которое наиболее быстро развивается, особенно в области образования. [13, 31].
Урок с использованием мультимедийных технологий становится более интересным для ученика, а поэтому и более эффективным для усвоения знаний, повышает уровень наглядности учебного материала на уроке.
Количество мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до использования мультимедиа на протяжении целого урока. Во время урока с мультимедийной поддержкой существенно меняется роль учителя, который выступает, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
Научно-педагогическая литература представляет множество разнообразных мультимедийных жанров:
- Блок-тема
- Медиа-урок
- Самодиктант
- Тестовые задания
- Медиапроект
- Творческие презентации
- Виртуальные экскурсии
- Литературный портрет
- Динамические таблицы
- Статические таблицы
Статические таблицы
Такая таблица – вечная. Более того, на ней можно писать, подчеркивать, рисовать – а она опять чистая. Например, при закреплении темы «Односоставные простые предложения» на таблице ученики специальным маркером ставят знаки препинания, делают отметки напротив соответствующей характеристики предложение , не тратя времени на написание и его письменный разбор.
Такой подход к организации работы значительно экономит время и повышает эффективность учебного процесса, ведь за урок можно разобрать не 2-3 предложения, а 10-15.
Динамические таблицы
Помогают ученикам понять процесс рождения и функционирования правила: нужны элементы появляются и исчезают, двигаются, растут, перемещаются; иногда для создания желаемого эффекта применяется звуковое оформление, анимационные вставки и тому подобное. Материал подобран с ориентацией на ассоциативное, образное мышление учащихся, что позволяет быстро запомнить и качественно применить полученные знания.
Литературный портрет
Мультимедийный проект содержит документы, фотографии, таблицы, иллюстративный материал, аудио - и видео фрагменты, скомпонованные в последовательном порядке, что дает возможность наиболее полно и ярко рассказать учащимся о жизненном и творческий путь писателя или поэта.
Виртуальные экскурсии
Видеорассказ о музее и исторических местах родного края; к каждому видеосюжету разработаны соответствующие задания, которые учащиеся выполняют во время урока. Таким образом, виртуальная экскурсия знакомит учащихся с достопримечательностями Луганщины, ее историей, природой, выдающимися людьми, расширяет кругозор учащихся, способствует их развитию даже в условиях, когда настоящая экскурсия по определенным причинам невозможна.
Медиа-проект
Каждый школьник-участник проекта выбирает для себя индивидуальные средства и оптимальный темп деятельности, проявляет самостоятельность, творчество, настойчивость в достижении цели. Учебная работа организуется в индивидуальной и групповой формах и состоит из трех этапов:
- отбор и изучение информационно-профессиональной проблемы, усвоение компьютерной мультимедиа-технологии;
- создание и коллективное обсуждение пробных компьютерных мультимедиа-презентаций, созданных на предложенном учителем информационном материале;
- подготовка и представление развернутой мультмедиапрезентации по проблеме с привлечением дополнительной найденной учениками изложенной информации и с учетом собственной точки зрения.
Тестовые задания
Чрезвычайно удачно можно формировать на интерактивной доске. Как известно, есть специальные программы, однако это можно делать и без них, расположив каждый вопрос и варианты ответов на него на отдельном слайде. Такие тестовые задания удобно использовать во время тематического оценивания, аудирования и др.
Самодиктант
Давно известная форма проверки знаний, однако в мультимедийном формате она работает гораздо эффективнее. На доске текст с пропущенными буквами и знаками препинания (желательно, чтобы у каждого ученика был такой же печатный текс ). В процессе работы учащиеся объясняют употребление букв и разделительных знаков, делая на доске соответствующие записи. Следовательно, экономится время и необходимость записывать текст в тетради.
Медиа-урок
Совокупность разнообразных мультимедийных приемов, работающих на протяжении 45 минут урока, способствующие полному раскрытию и осознанию учениками темы урока. Такой урок – яркий, динамичный, результативный.
Блок-тема
Комплексный материал по определенной большой теме, расположен в последовательном порядке и разделен на микротемы с помощью функции «гиперссылка».
100 слов
Форма того же диктанта. Такая форма организации работы в несколько раз более эффективная, чем традиционный словарный диктант: объем материала растет, а время работы уменьшается, и при этом обеспечивается качественный результат. «100 слов» можно составить или к каждому правилу отдельно, или по всем орфографическим правилам. [10,48 ].
Заключение
Итак, мультимедийный урок - одно из средств личностного обучения. Такой урок рассчитан на каждого ученика в отдельности и на класс в целом. Каждый эпизод урока у отдельного ученика вызывает личные чувства, видение в отдельных его частях целого, восхищение и желание найти результат, ответить на поставленные вопросы , быть активным во всем, что происходит на меняющихся слайдах. Такой урок не заставляет, а побуждает, пробуждает интерес, захватывает увиденным и собственными победами, которые одержаны на данном этапе или вообще на уроке. Такие уроки эмоциональные, насыщенные разновидностью и разноплановостью, они разноуровневые, творческие и художественные.
Считаю, что главная задача использования ИКТ в процессе изучения украинского языка и литературы – повысить познавательный интерес учащихся к изучению предмета, эффективность его освоения школьниками. Общепризнанно, что личность, которая заинтересована, хочет познать материал, усваивает его гораздо лучше, чем та, что не заинтересована содержанием того, что изучает.
            При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не должен заменять учителя, он должен его  дополнять. Я считаю, что используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Всё вышесказанное позволяет сделать выводы, что использование ИКТ   в учебном процессе обеспечивают возможность:
-повышать  мотивацию и познавательную активность;
- качество обучения;
- дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
- увеличить время работы на уроке обучающихся;
- удовлетворять запросы, желания и интересы обучающихся;
- повышать темп урока;
- увеличивать долю самостоятельной работы обучающихся;
- проверять освоение теоретических знаний у всех обучающихся;
- углублять степень отработки практических умений и навыков;
- вести дифференцированную работу с каждым обучающимся;
- выявлять пробелы грамотности обучающихся.
Итак, пришли к выводу, что использование различных форм организации деятельности учащихся на уроке с применением компьютерных технологий вносит существенные изменения в деятельность педагога и развитие ученика как личности, ставит новые требования к профессиональному мастерству преподавания предмета в компьютерном классе, требует четкой организации и индивидуальной работы с каждым учеником во время учебно-воспитательного процесса, учитель в своей деятельности стремится разнообразить уроки, делать изучение языка и литературы неповторимым, помня слова Олеся Гончара, быть в вечном поиске - это значит «искать энергию слова в энергии души».
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.  / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика. – 1997. –103 с.
2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.
3. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
5. Виштынецкий Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский. –  М.: Педагогика, – 1991. – 480 с.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.
8. Информационно-коммуникативные технологии на уроках словесности: материалы сообщества. – Интернет-ресурс    http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
9. Мазилкина И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Сетевой журнал "Интернет и образование",  Июль, Том 2009, № 10/ И.В.Мазилкина – Интернет-ресурс http://www.openclass.ru/io/10/mazilkina10.Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання. Наук.-метод. посібник /За ред. О. І. Пометун, Л. В. Пироженко. – К.: А.С.К.,- 2009.- 137с.
11. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология./ Н.Ф.Талызина – М.: Издат. центр «Академия», – 1998. – 288 с.
12. Тангиров Х. Э., Абдусаломов Т. Т. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 860-864.
13. Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия/ А.В. Федоров//Инновации в образовании. 2013. № 4. – С.30-47.
14. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/