Статья на тему: Проблематика формирования толерантности в образовательном пространстве


ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Современность декларирует ряд специфических требований к социуму, с целью разрешения целого ряда проблем и нивелирования угроз, в том числе угрозы экстремизма и терроризма, реализуемых на основе идей культурно-религиозной исключительности. Для адекватного предотвращения данных угроз и оптимизации коммуникаций в современном социуме крайне важно содействие проникновению в его такого феномена, как толерантность. Для того чтобы данный феномен смог прижиться в обществе и сделать коммуникационную среду более позитивной, а ее акторов - терпимыми, требуется его целенаправленное формирование. Это возможно только в рамках образовательного пространства, причем как у учащихся образовательных учреждений, так и педагогов с руководством [3]. Перефразируя известный афоризм, можно сказать: что важно воспитать их в духе толерантности, а для этого толерантным должен быть сам воспитатель. Именно он поднимает вопросы, касающиеся разработки руководящих принципов и построения алгоритмики подготовки, как руководителей, так и педагогов. Метафорическим воспитателем в данном случае является образовательное пространство, как система воспроизводства акторов взаимодействия.
Существует целая теоретическая концепция формирования толерантности, основанная на коммуникационном и личностном подходах [2]. Прежде всего, она проявляется в том, важно дать базовые представления о телерантности, что приводит к устойчивому отношению к данному феномену, появлению толерантных установок и конкретных шаблонов взаимодействия. Эта концепция воплощает в себе мораль, и нравственные характеристики общественных отношений, в которых люди, несмотря на имеющиеся культурные различия, проявляются как субъекты, имеющие одинаковое достоинство и потенциально равнозначные условия самореализации. Признание права другого на различия в образе жизни, системах убеждений, верований представлено сегодня себя как эталон цивилизованного общества [1].
Толерантности выросла из осознания необходимости самоограничения доминирующих коммуникаций и проявлений культуры, которые своими собственными претензиями на абсолютность всегда порождали неугасающие, перманентные конфликты. Вышеописанная установка является отправной точкой всех истинно человеческих принципов сосуществования и представляет собой фундамент терпимости и толерантности. Подобный тезис подчеркивает тесную историческую связь толерантности с другими моральными ценностями, общезначимыми, прежде всего с этикой ненасилия [3]. В этой связи представляется целесообразным разработать курс по этике для студентов педагогических институтов, которые будут внедрять а затем и воспроизводить феномен терпимости и принципы человеческого общежития в социуме.
Обратим внимание на то, что общественно-исторический характер толерантности как феномена является очень сложным и спорным. Исходя из контекста взаимодействия разных религий в Европе с XVI века, толерантность определяется как терпимость, свобода вероисповедания, а с Нового Времени – представляет собой свободу совести и самовыражения. Понимание смысла толерантности и содержание данного феномена обусловлено историческим контекстом. Сегодня, сталкиваясь с трудными проблемами интерпретации принципа толерантности в связи с содержанием современных идей свободы, демократии, равенства, границ, рамок приличия, и т. д., можно сделать вывод о том, что сущность толерантности представляет собой нивелирование конфликтов в мультикультурном обществе. Именно это ключевая функция толерантности в контексте современности, особенно учитывая то, что любой социум в современном мире не является монокультурным, актуальность культивирования толерантности очевидна [4].
Как педагог может формировать толерантность в рамках современного образовательного пространства? Встречается, и довольно часто, неоправданно усиленный акцент на воспитательный процесс, который реализуется путем целенаправленной и сознательно контролируемой социализации [1]. Данный концепт не эффективен, поскольку никак не учитывает того, что толерантные установки принципиально не универсальны [2]. Каждая личность формирует свое собственное отношение к феноменам и явлениям, границы толерантности, ее содержание в каждом случае во-первых связаны с индивидуальным опытом, во-вторых с текущей средой жизнедеятельности и в-третьих с индивидуальными особенностями личности. Примером может служить ситуация, когда человека прошедшего войну упрекают в нетерпимом отношении к бывшим противникам, не понимая, что для него границы терпимости абсолютно иные. Следовательно, важно зафиксировать то, что не следует пытаться формировать универсальные толерантные установки, нужно создать условия для того, чтобы личность сама сформировала их. Фактически, это означает то, что формирование толерантности должно быть разграничено с процессом социализации. Иначе, субъект всегда будет воспроизводить прежние, дотолерантные установки [4].
Важно понимать, что учебный процесс всегда связан с моделированием определенной реальности, выражая определенные виды социально-культурных ситуаций, что важно для социализации и становления самоидентичности, поэтому разграничение социализации и формирования толерантности весьма сложный, но необходимый процесс. Для его воплощения следует воспользоваться теми возможностями, которые дает современная культурная и коммуникационная среда. Рассмотрим более детально условия и некоторые способы формирования толерантности.
Педагогические условия формирования толерантности, это, прежде всего максимизация гуманности образовательного пространства, расширение диапазона гуманитарных дисциплин. Максимизация гуманности предполагает в первую очередь формирование духовности и гуманистической педагогической культуры у педагогов, способных направляя образовательный процесс - раскрыть суть субъект-субъектных отношений, постулирующих абсолютный приоритет развития личности [2].
Значимым и актуальным средством формирования толерантности является приобщение к ценностям национальной культуры, не забывая об общечеловеческих достижениях. Это то, с чего начинается развитие способности видеть общее и особенное в культурном разнообразии, и дает возможность взглянуть на традиции своего народа, в глазах представителей других народов.
В формировании толерантности, необходимо учитывать огромный воспитательный потенциал литературы и языка. Формирование толерантности под влиянием литературы заключается в том, что развитие творческих способностей, духовных возможностей человека сопоставляется с множеством понятных ему примеров успеха, переживаний. неудач, взлетов и падений героев.
В качестве общего вывода следует констатировать то, что формирование толерантности в образовательном пространстве необходимо реализовывать в согласованности с формирование, развитием и коррекцией иных феноменов, поскольку противоречие в формировании толерантности и социализации личности – далеко не единственное. Толерантные проявления парциальны, поэтому необходимо понимать то, что толерантность это не конкретное отношение, регламентируемое в духе политкорректности, а осознанный, рациональный выбор [2].
Данный выбор субъект делает исходя из своего опыта, мировоззрения, традиций, воспитания и иных факторов личностного генезиса, на которые образование влияет лишь косвенно, поэтому не имеет никакого смысла формировать толерантность в рамках социализации личности, более устоявшиеся нормы, так или иначе, будут более устойчивы.
Вышесказанное позволяет сделать заключение о том, что необходимо формировать толерантность - целенаправленно и локализовано, но с учетом всех особенностей личности субъектов, всех факторов и условий образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безюлева Г. В., Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вер- бум-М, 2003. – 168 с.
2. Бондарева Г. Формирование толерантной личности школьника // История. - 2002. - № 20 С - 51-57.
3.Зиновьев А. А. Фактор понимания. – М.: Эксмо: Алгоритм, 2008. – 195 с.
4. Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / под ред. Л. И. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2005. – 84 с.