Пути, средства и способы гармонизации этнической и гражданской идентичности.


Пути, средства и способы гармонизации этнической и гражданской идентичности.
Автор: Смеречук Вера Брониславовна,
заместитель директора по научно-методической работе МОУ Школа с. Аксарка, Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Домашний адрес: 629620. ЯНАО, Приуральский район, с. Аксарка, улица Первомайская, 37 А кв.3
Тел: 9230377611
Раб. (834993) 22704
389255029845000 e-mail v_smerechuk@mail.ru


Изменение системы ценностей на крутом сломе исторических событий последних лет без сомнения отразилось на духовном самочувствии жителей не только России, но и всех стран. Спасательным кругом для молодого поколения должна стать литература и родной язык. Литературное произведение с незапамятных времен рассматривается в педагогике как иллюстрация моральных истин, а образ литературного героя, описываемое событие, как яркая картина к истории страны. К сожалению, в последние годы на уроках стала цениться определенная сумма знаний: «минимум» и «максимум», объем фактов, но не углубление в мир человеческого духа. А «знание есть лишь часть образования, понятие дробное по отношению к целому»,- как сказал однажды Б.М. Эйхенбаум. Хочется еще процитировать слова И. Бродского: «Человек является продуктом своего чтения». Именно поэтому главной задачей современного образования должна быть подготовка ученика к многоликой жизни в обществе, в культурном образованном обществе.
Определение «человек культуры», родившееся в средневековом Китае, представляется мне непревзойденным. Не пускаясь в детали, думаю позволительно предположить, что такого человека можно узнать по лицу: не просто некто, овладевший «культурными навыками», но человек, испытывающий острую потребность в красоте, будь то красота ландшафта или предмета искусства. И не только потребность в красоте, а бесценное умение ее находить, видеть в скользящем за окном потоке дождя, в цвете, звуке, аромате. Понятно, что человек культуры - это образ мыслей…
Задача вырастить подрастающую смену жизнестойкой, гармоничной стоит перед современным образованием наиболее остро в поликультурной среде Ямала. Ненецкая заповедь гласит: «Если ты соблюдал традиции народа и наказы предков, то старость не страшна: ты будешь жить в достатке, и у тебя будет много друзей». Народ живет до тех пор, пока поддерживает вековые традиции и существует его историческая память. Знание своих корней, своего прошлого, изучение края - главная задача этнопедагогики, которая проявляется прежде всего в моральных законах и народных обычаях, закрепляя сложившиеся традиции. Неслучайно ненецкий поэт Л. В. Лапцуй, обращаясь к молодому поколению, дает ориентир самовоспитания своим соотечественникам:
Всюду бродят наши песни,
Западающие в душу,
Прозревай умом, дружище!
Слушай песни стариков.
В образах, звуках, красках, чувствах рождается отношение к малой и большой Родине, зарождается в песне птиц, встающих раньше самой проворной хозяйки, и олени со своими малышами, и шелест карликовых березок, шум реки, тишина тундры…
Этнопедагогика располагает богатейшими средствами воспитания и развития молодого поколения на всех этапах формирования гражданской идентичности. На стадии семейного воспитания дети получают такие духовные ценности как родной язык, знания об окружающем мире, природе, составляющей родовые угодья и традиции народного уклада жизни, правила социального поведения и понимание личностной сопричастности к своему народу, этнической идентичности. В школе формируется гражданская позиция созидателя, участника общего дела, чувство ответственности, способствующие органическому вхождению в социум.
В последние годы возникла острая потребность оставить потомкам свои знания традиционной культуры и быта. Вероятно, это происходит из-за тревоги, что со старшим поколением может уйти целый пласт древней культуры малочисленных народов Ямала. Интересные сведения по материальной и духовной культуре можно найти в работах Анатолия Филипповича Макеева, кандидата педагогических наук, замечательного краеведа и методиста с многолетним стажем: «Невостребованная методика или состоится ли ноу-хау?» (Н.О. 1994г, № 9-10); «Художник Михаил Знаменский и его обдорские картины» (ЯМ, №6, 2006 г); «Северные и сибирские саги Жюля Верна», «Большой мир небольшого северного народа» (ЯМ, №11, 2002г); «Лучше один раз увидеть» (ЯМ № 6, 2002 г); «Живая вода» (ЯМ, № 10, 2001 г.); «Судьба музейного экспоната» (ЯМ, № 8, 2008г) и др. В МОУ Школа с. Аксарка, имеющем самый большой интернат для детей малочисленных народов севера на Ямале, ведутся специальные курсы: «Культура народов Ямала» (5-7 классы), Литература Ямала (10 класс). Преподавание ведется по учебникам для 5-7 классов «Мифология, фольклор и литература Ямала» (авторы: Ю.И. Попов и Н.В. Цымбалистенко, ученые Ямала). Учебники ориентированы на формирование общечеловеческих ценностей, гражданской идентичности школьников. Учебники великолепно проиллюстированы ненецким художником Л. Ларом, а также рисунками детей Ямала, фотографиями предметов народного быта. Школьники знакомятся с произведениями Л. Лапцуя, И. Истомина, Р. Ругина, М. Шульгина, А. Неркаги (писательницы с мировым именем и основателем авторской школы А.П. Неркаги).
Преподавание родного (хантыйского) языка ведется с 1 по 9-й классы. Познание языка и традиционной культуры не прекращается и в летние каникулы. На базе МОУ Школа с. Аксарка много лет работает летний оздоровительный этнокультурный лагерь с дневным пребыванием детей «Дружба». Воспитательный процесс строится по авторским программам Е.В. Маркеловой «Экспедиция к Карскому морю», программе Пандо О. Н. «Северные родники» и «Летний трудовой лагерь» Евай В.Х. Нет сомнения, что подобная форма познавательного летнего отдыха и труда школьников открывает более широкие горизонты гармонизации этнической и гражданской идентичности.
Система воспитательной работы строится на основе этнокультурной компетенции. Разработаны рабочие программы всех творческих объединений; методические рекомендации по системе воспитательной работы в интернате на основе этнокультурной компетенции в условиях Крайнего Севера. Во всех семьях сохранена языковая среда. Дети свободно общаются на родном языке, что помогает легче адаптироваться малышам в новых для них условиях.
В школе ведется кружок «Национальные виды спорта» по авторской программе учителя физической культуры П. Г. Комиссарова и работает клуб патриотического воспитания «Сокол». Кадеты школы и любители своего края совершают вылазки в горы Полярного Урала и восхождение на Рай-Из. Детям оленеводов жизнь на склонах Полярного Урала и у Карского моря знакома с раннего детства. С ранней весны и до осени они с родителями ведут кочевой образ жизни оленеводов, охотников и рыболовов.
Музейная педагогика представлена проектом районного уровня «Многофункциональный этнокультурный центр». В школе создан этнографический музей на базе интерната семейного типа для детей малочисленных народов Севера. Создание музейных экспозиций, посвященных национальной культуре, является существенной частью модернизации образования Ямала. Привлекателен музей необычными экспонатами, многие из которых представляют не только познавательный и эстетический, но и научный интерес. Осколки бивня мамонта и изделия национально-прикладного искусства, экспонаты рыболовного помысла ненцев и ханты, изделия из меха, сшитые сухожильными нитками, исследования школьников о культуре финно-угров школьным научным обществом учащихся «Поиск». С каждым экспонатом музея связаны судьбы и трогательные воспоминания дарителей. Все экспонаты музея рассматриваются в контексте всей экспозиции « Традиционная культура коренных народов Севера в обрядах жизненного цикла». Проект «Многофункциональный этнокультурный центр» включает в себя «Кабинет этнокультурной компетенции», «Уголок этнокультуры» (на территории интерната), театральную комнату «Турам тут», художественную студию «Все краски Севера». Всё предметно-смысловое наполнение этнокультурного центра сосредотачивает воспитанников на развитие творческих возможностей, дает полное представление о богатстве национальной культуры народов Крайнего Севера. Этнокультурный центр собирает, исследует и передает те ценные знания, которые не найдешь ни в одной книге или учебнике. Воспитанники школы участвуют в ежегодном смотре художественного творчества «Все краски Ямала», в международных выставках детского творчества «Зеленая неделя» в Германии.
Рисунки детей кочевников-оленеводов наполнены светом, любовью к родному краю, теплотой к природе, живому миру. Взгляд на мир у этих детей свой, острый, неповторимый.
Школьники частые посетители окружного литературного музея-квартиры Л. Лапцуя - классика ненецкой литературы, а также ежегодные участники и призеры районных и окружных Лапцуевских чтений. В школе проводятся научно-практические и читательские ученические конференции, экскурсы по творчеству ямальских поэтов, писателей и художников, серии интегрированных уроков по произведениям писателей, отражающих жизнь и быт народов Крайнего Севера. Частым гостем в школе бывает Е.Е. Серасхова, народная поэтесса, многодетная мать, дети которой обучаются в нашей школе. Ее сборник стихов стал подарком школьной библиотеке и учителям родного языка и культуры народов Ямала. На диспутах и круглых столах НОУ «Поиск» школьники обсуждают актуальные проблемы родного языка, литературы и культуры родного края.
Этнокультурная проблематика гармонизации этнической и гражданской идентичности является актуальной в контексте социально-политической ситуации, сложившейся в России. Решение этих проблем откроет совершенно новые возможности для развития межкультурного диалога. В настоящее время в Приуральском районе активно развивается новая система кочевого образования детей в факториях Лаборовая и Паюта.