Педагогический проект на тему Повышение мотивации обучения через самостоятельную работу


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Лысьвенский политехнический колледж»
Утверждаю:
Директор С. В. Рудов__________________
« »______________
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
ЧЕРЕЗ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ»
Выполнила мастер производственного обучения,
преподаватель спецдисциплин – Л.Н.Рябичко2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность проекта2
2. Цели и задачи проекта4
3. Ресурсное обеспечение5
4. Характеристика проекта5
5. Этапы проектной деятельности6
5.1. Анализ литературы7
5.2. Выбор дисциплины, анализ тем17
5.3. Методическое обеспечение17
5.4. Предполагаемые итоги деятельности 20
5.5. Участники проектной деятельности………………………………………21
Педагогическая деятельность21
Мотивация учащихся на самостоятельную работу 22
Самоанализ 23
Список литературы 24
Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена современными требованиями к подготовке квалифицированного специалиста, соответствующего уровню и профилю, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все эти требования связаны с современным рынком труда, характеризующимся высокой инновационной динамикой.
Опросы работодателей свидетельствуют о новых тенденциях развития кадровых потребностей: появление дополнительных требований к работникам, таких как, способность к «командной» работе, сотрудничеству и налаживанию социальных связей, к непрерывному самообразованию, умению разрешать разнообразные проблемы, работать с информацией.
«Успех - всегда преодоление, преодоление связано с мотивацией, мотивация - с интересом, интерес - с потребностью, потребность - с волей». (В.М.Лизинский). На современном этапе развития общества профессиональная подготовка специалиста определяется во многом социальным заказом общества, его потребностями в специалистах соответствующего профиля. В этих условиях степень подготовленности специалиста становится доминирующим фактором в системе образования, определяющим не только конкурентоспособность личности, но социальную адаптацию. При этом компетентность специалиста является совокупностью целей - конкретных требований к уровню подготовленности специалиста, которые определяются как компетентности. Причем понятие «компетентность» должно характеризоваться в большей степени блоком профессиональных компетенций. Я считаю, что профессиональные компетенции формируются в лучшей мере при самостоятельной работе обучающихся.
Необходимо перевести обучающегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность, развивать у обучающегося умение учиться, формировать способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Самостоятельная работа обучающихся - это средство вовлечения обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологические потребности в систематическом самообразовании. И это очень важно, потому что в условиях инновационного развития общества, производства и образования, повышаются требования к профессиональной подготовке специалистов.
Основная задача организации самостоятельной работы обучающихся заключается в создании условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Основным принципом организации самостоятельной работы должен стать перевод всех обучающихся на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли обучающегося к познавательной активной с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель самостоятельной работы - научить обучающегося осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с дополнительной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества обучающегося как будущего специалиста высокой квалификации.
2. Цели и задачи проекта
Наличие противоречий между существующими требованиями к современному специалисту и низкой мотивации к обучению обучающихся обусловлен выбор темы проекта «Повышение мотивации обучения через самостоятельную работу».
Проблема проекта состоит в пониженной мотивации к обучению у обучающихся на уроках спецтехнологии.
Цель проекта: организация самостоятельной работы обучающихся на уроках спецтехнологии.Гипотеза проекта состоит в предположении, что мотивация к обучению и эффективность профессиональной подготовки поваров повысится, если: содержание и процесс теоретической подготовки поваров будет организован на основе самостоятельной работы.
В соответствии с целью и гипотезой проекта были определены следующие задачи и пути их решения:
Задача Предполагаемыйрезультат Критерии оценки Методы и способы
анализ и подбор информации (литература, Интернет) проанализирован и подобран необходимый материал для разработки проекта выбор информации,
отражающей
актуальность,
полноту
проектного
материала посещение библиотеки, чтение методических разработок, пособий; просмотр информации в Интернете, отбор материала (конспектирование)
изучение
рекомендаций по организации самостоятельной работы изучены
рекомендации и включены в разрабатываемый проект подбор оптимальных рекомендаций, целесообразных для использования чтение,
конспектирование
анализ тем дисциплины с целью отбора для самостоятельной деятельности темы
проанализированы и отобраны для самостоятельной работывыбор тем дисциплины, с учетом их целесообразности использования чтение, анализ, проводятся соответствующие записи
подбор и компоновка материалов по темам материал по темам спецдисциплины подобран и скомпонован выбор материала,
соответствующего
темам проводятся
соответствующие
записи
подбор методов, средств, форм обучения подобраны методы, средства и формы обучения выбор эффективных, доступных,
целесообразных
средств
комплексно
методического
обеспечения
чтение, анализ, записываются
оптимальные
варианты
размножение
дидактического
материала дидактический материал имеется в необходимом количестве подбор
необходимого
количества
дидактического
материала сканирование, набор текста, копирование
прогноз рисков риски
спрогнозированы выбор негативных последствий деятельности с целью
предупреждения их возникновения анализ, проводятся соответствующие записи
мотивация учащихся на самостоятельную работу обучающиеся
заинтересованы на
самостоятельную
работу подбор методов, средств, форм, способных активизировать самостоятельную работу учащихся анализ, проводятся
соответствующие
записи
планирование
проектной
деятельности мероприятия
проекта
спланированы выбор
последовательных
этапов чтение, анализ, проводятся соответствующие записи
3.Ресурсное обеспечение
Для успешной организации самостоятельной работы обучающихся мне понадобится: мультимедийное оборудование, ксерокс, принтер, сканер, учебники, рабочие тетради по спецдисциплине.
4.Характеристика проектаСтатусное название - педагогический проект.
Сфера применения - уроки спецтехнологии (кулинария).
Условия применения - при условии соответствующего материально- технического оснащения кабинета.
Проект является долгосрочным и будет реализовываться в течение 2 лет 10 месяцев - время обучения студентов по профессии «Повар-кондитер».
5. Этапы проектной деятельности
Этап проектной деятельности Сроки Содержание
деятельности Участники
Предполагаемый результат
гаемыйрезультат
1.Диагностический сентябрь выявление проблемы, постановка цели и задач преподаватель выявляет проблему, ставит цель и задачи по данному проекту проблема выявлена, цель и задачи поставлены
2.Подготовительный октябрь подбор необходимой информации
и
необходимой
информации преподаватель подбирает необходимый материал по проекту материал
подобран
3. Планирование октябрь изучение, анализ литературы
анализ
литературы преподаватель изучил, проанализировал литературу и другую информацию
изучил,
проанализировал литературу и другую информацию изучена и проанализирована литература, информация
4. Практический ноябрь разработка плана, создание комплексно-методического обеспечения, написание проекта
плана,
создание
комплексно-
методическо
го
обеспечения,
написание
проекта преподаватель разрабатывает план, создает комплекснометодическое обеспечение, пишет проект план разработан, создано комплексно-методическое обеспечение, написание проекта
разработан,
создано
комплексно-
методичес
кое
обеспечение,
написание
проекта
5. Аналитический ноябрь проведение самоанализа проекта
самоанализа
проекта преподаватель проводит самоанализ проекта
проводит
самоанализ
проекта самоанализ
проведен
5.1. Анализ литературы. Рекомендации по организации самостоятельной работы
В результате анализа литературы по данному вопросу, я выяснила, что самостоятельная работа - это не только форма организации учебных занятий и метод обучения, а также средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Это деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала.
Основополагающим требованием общества к современному профобразованию является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области подчеркивалось, что обучающимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
В своей преподавательской деятельности я буду опираться на анализ монографических работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы учащихся, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней. Их опыт показывает, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. (2, стр. 152)Самостоятельная работа, на мой взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучающемуся удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. (2, стр. 335)
Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические определения самостоятельной работы: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.
“Самостоятельность” - очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность - как характеристика деятельности обучающегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. (4, стр. 47)
“Самодеятельность” - субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации. “Самоактивация” - это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” - свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
“Саморегуляция” - изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” - необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой обучающегося на уроке и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности.
А.И. Зимняя подчеркивает, что самостоятельная работа обучающегося есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для преподавателя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у обучающихся как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость обучающегося по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от обучающегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий обучающемуся удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.
Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от преподавателя к студенту так, как передаются материальные предметы. Каждый обучающийся овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, чтение, разбор и осмысление текстов, и критический анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти вглубь ещё не решённых проблем. В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа - это высшая работа учебной деятельности обучающегося и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной,
развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома.
Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование под влиянием внешних условий может изменяться, нарушаться, если не обеспечивается своевременная корректировка или перестройка системы. Поэтому необходимо управление, которое противодействует дезорганизации системы, поддерживает необходимый порядок. В самом общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т.е. приведение в соответствие с объективной закономерностью, действующей в данной среде. (4, стр. 25). Необходимость управления следует из структуры педагогической системы. Компонентами педагогической системы являются цели, субъекты, реализующие эти цели, деятельность, отношения, возникающие между её участниками и объединяющее их управление, обеспечивающие единство системы. Утрата любого компонента ведёт к разрушению системы в целом.
Обучающиеся испытывают потребность в педагогическом руководстве в силу несовершенства их опыта самостоятельной познавательной деятельности. Даже хорошо подготовленным студентам нужна помощь или консультация преподавтеля, хотя не так часто как остальным. На каком же этапе обучающиеся больше всего нуждаются в педагогическом руководстве? Традиционно считалось, что таким этапом было начало работы. Однако самым значительным для студентов старших курсов оказался тот этап управления, на котором процесс познавательной деятельности протекает наиболее интенсивно, т.е. тогда, когда задание уже выполняется. Вряд ли можно объяснить это проявлением определённых затруднений (хотя иногда они имеют место); Активность, умственное и волевое напряжение, которые появляются при самостоятельных действиях, проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо обучающемуся для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками, поэтому потребность в участии учителя испытывают не только слабые обучающиеся. Преподаватель действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность группы, направляет познавательный процесс, создаёт необходимые условия и настрой, а это важно, чтобы поддержать и “пробу сил” и творческие начинания учащихся, их добровольность и самостоятельность.
Исходя из структуры деятельности, управление самостоятельной работой включает целепологание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.
Педагогическое руководство - это управление самостоятельной деятельностью обучающегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи обучающемуся, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий обучающегося, оценивание результатов самостоятельной работы.Организация самостоятельной работы - это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
Из этого следует, что в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:
Дифференцированный подход к обучающимся с соблюдением посильности учебных заданий.Планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы.
Постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом.
Переход от контроля преподавателем к самоконтролю.
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
Под системой самостоятельных работ следует понимать, прежде всего, совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга, логически вытекающих один из другого и подчиненных общим задачам видов работ.
Всякая система должна удовлетворять определенные требования или принципы. В противном случае это будет не система, а случайный набор фактов, объектов, предметов и явлений.
При построении системы самостоятельных работ в качестве основных дидактических требований выдвинуты следующие:
Система самостоятельных работ должна способствовать решению основных дидактических задач — приобретению обучающимися глубоких и прочных знаний, развитию у них познавательных способностей, формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике.
Система должна удовлетворять основным принципам дидактики, и, прежде всего принципам доступности и систематичности, связи теории с практикой, сознательной и творческой активности, принципу обучения на высоком научном уровне.
Входящие в систему работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию, чтобы обеспечить формирование у обучающихся разнообразных умений и навыков.
Последовательность выполнения домашних и аудиторных самостоятельных работ логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих. В этом случае между отдельными работами обеспечиваются не только «ближние», но и «дальние» связи. Успех решения этой задачи зависит не только от педагогического мастерства учителя, но и от того, как он понимает значение и место каждой отдельной работы в системе работ, в развитии познавательных способностей обучающихся, их мышления и других качеств.
Однако одна система не определяет успеха работы учителя по формированию у студентов знаний, умений и навыков. Для этого нужно еще знать основные принципы, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность самостоятельных работ, а также методику руководства отдельными видами самостоятельных работ.
Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания следует руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики. Наиболее важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся. Применение этих принципов к руководству самостоятельной работой имеет следующие особенности:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихсяинтерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Обучающиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе студентов осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.
Недооценка указанного требования приводит к тому, что обучающиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к преподавателю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности обучающихся в работе.
2.Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для обучающихся, а сами студенты — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.3.На первых занятиях у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе обучающихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная обучающимися после показа приемов работы преподавателем, носит характер подражания. Она не развивает самостоятельности в подлинном смысле слова, но имеет важное значение для формирования более сложных навыков и умений, более высокой формы самостоятельности, при которой обучающиеся оказываются способными разрабатывать и применять свои методы решения задач учебного или производственного характера.
4.Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.
Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных обучающихся, преподаватель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым обучающимся количество тренировочных заданий можно свести до минимума. Другим дать значительно больше таких заданий в различных вариациях, чтобы они усвоили новый материал и научились самостоятельно применять его при разрешении тех или иных вопросов. Перевод такой группы обучающихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерно продолжительное «топтание на месте», не продвигающее обучающихся вперед в познании нового, в овладении умениями и навыками.
6.Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед обучающимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Обучающиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.
7.Самостоятельные работы обучающихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
Результаты работы в этом деле оказываются более ощутимы, когда привитием
навыков самостоятельной работы у обучающихся занимается весь коллектив преподавателей, на занятиях по всем предметам, в том числе на занятиях в учебных мастерских.
8.При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала преподавателем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения обучающихся вперед в познании нового.
9.При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Преподаватель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает обучающихся методам самоконтроля и осуществляет контроль за качеством, изучает индивидуальные особенности обучающихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.
Под самостоятельной работой обучающихся мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем преподавателя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия обучающихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных преподавателем заданий, с анализом результатов работы.
В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.
Все виды самостоятельной работы по дидактической цели можно разделить на пять групп:
1.Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания.
2.Закрепление и уточнение знаний.
3.Выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач.
4.Формирование умений и навыков практического характера.
5.Формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных, практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
Содержание работ при классификации по основной дидактической цели можно выразить следующими пунктами.
Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью
выполнения заданий различного вида, выполнение заданий в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
Формирование умений творческого характера достигается при написании рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Содержание учебного материала усваивается обучающимися в процессе учебной деятельности.. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения. Отношение обучающихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий преподавателя. Например, неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку обучающихся; не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с обучающимися и организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом; особенности личности преподавателя.В истории педагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования, которая отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса.
Но наиболее успешной, на мой взгляд, является система индивидуализированного обучения. Она получила своё распространение в начале XX в. и рассматривается как объективная необходимость учёта индивидуальных различий обучающихся. В начале века она развивалась в трёх направлениях: организация индивидуального режима учебной деятельности; сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой обучающихся; организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.
Первое направление нашло своё развитие в “Дальтон-плане”: годовой объём учебного материала разбивался на “подряды”, которые состояли из ежедневных заданий. Ученик заключал с учителем “договор” о самостоятельном изучении определённого материала в назначенное время. Материал изучался в предметных кабинетах-лабораториях, где он мог получать консультации учителя по данному предмету. “Дальтон-план” приучал обучающихся к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность за взятые на себя обязательства, побуждал к поиску рациональных способов выполнения заданий.
Второе направление - сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой обучающихся - ярче всего нашла своё выражение в “Говард-плане” и “Иена-плане”. Основные положения систем: вместо одновозрастных классов - разновозрастные группы, переменные по составу; расписание занятий, выбор учебных предметов зависел от интересов каждого ребенка; учебный материал делился на «отделы», изучение которых, в основном, происходило через индивидуальную самостоятельную работу в сочетании с взаимопомощью в малой группе (4-5 человек); один преподаватель мог заниматься разными предметами в составе различных групп.Третье направление можно считать прообразом программированного обучения. Оно представляет собой отход от аудиторно-урочной системы по основным «академическим» дисциплинам; самостоятельное изучение этих дисциплин по специально приготовленным учебным пособиям; прорабатывались эти материалы в
индивидуальном для каждого ученика темпе; индивидуальная работа велась в первой половине дня; обучение сопровождалось диагностическим тестированием, которое устанавливало степень приближения обучающегося к поставленным задачам и выявляло необходимость введения дополнительного и вспомогательного материала; во второй
половине дня организовывалась групповая деятельность обучающихся для приучения к коллективному труду; группы возникали на основе общих интересов.
Такое обучение применялось в школах. В наше время в колледже используется аудиторно-урочная система обучения, которая предполагает обучение обучающихся в группах в соответствии с возрастом и выбранной профессией, основной организационной структурой является урок; содержания образования в каждой группе определяется учебными планами и программами; на основе учебного плана составляется расписание уроков. Важным элементом этой системы является планирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качество учебных занятий. Существует 2 вида планирования:
Перспективное - осуществляется в тематических планах, определяются темы уроков, лабораторных работ, экскурсий, намечаются контрольные письменные работы, обобщающе-повторительные и зачетные занятия. Определяется количество учебных часов, отводимых на изучение темы, однако эти планы не детализируются.
Текущее - заключается в разработке планов, отдельных уроков. Разрабатывая содержание урока, преподаватель предлагает краткий план беседы, рассказа, лекции; формирует вопросы к обучающемуся, задания для самостоятельной работы, определяет способы проверки знаний.
Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности обучающегося не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям обучающегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно обучающемуся, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Однако нужно отметить, что успешная организация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся зависит от способа решения задач. Рассмотрим некоторые из них.
Анализ практики использования заданий показывает, что наиболее распространенным способом организации выполнения задания является немотивированное требование выполнить задание без формулирования учебной цели его выполнения, когда все сводится к быстрейшему поиску выполнения и получения нужного результата, которым и завершается процесс выполнения.
Лишь небольшая часть преподавателей указывает, что они всегда формируют цель выполнения задания. Некоторые преподаватели не только сами формулируют, но и привлекают к этому обучающихся, т.к. считают, что это дает возможность лучше понять задание, более сознательно его выполнить, осознать его назначение, и тем самым создает условия для лучшего его усвоения. Этот способ называется способ целевого требования.
Наконец, совсем незначительная часть преподавателей не только формулирует цель выполнения задания, но строит алгоритм его выполнения, как процесс разрешения проблемы, осуществление цели, и после выполнения обсуждают с обучающимися как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот способ называется учебно-проблемным.
Таким образом, данные убедительно показывают, что совершенно недостаточно лишь сформулировать цель выполнения задания, необходимо весь процесс решения
построить как процесс разрешения определенной проблемы. Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то анализ педагогической практики преподавателей показывает, что этот путь связан с использованием в обучении учебно-проблемного способа организации выполнения заданий. Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
Вводно-мотивационный этап.
На этом этапе обучающиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в специальном блоке образования, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, преподаватель указывает, какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем преподаватель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть обучающиеся в результате изучения этой темы.
Операционно-познавательный этап.
На этом этапе обучающиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия, коллективная работа по усвоению учебного материала, выполнению заданий и т.д.
Рефлексивно-оценочный этап.
Здесь производится обобщение изученного и подведение итогов работы по данной теме. При этом главная цель этого этапа - развитие у обучающихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады обучающихся, составление по группам обобщающих схем.
Выбор дисциплин, анализ тем
Мне кажется, что самое трудное для преподавателя в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность группы, постепенно передавать обучающимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой обучающихся. Я считаю, если эту систему ввести с первого курса, то обучающиеся быстро освоятся с ней, и она станет для них привычной. Тем самым будет формироваться у обучающихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.
Проанализировав рекомендации по организации самостоятельной работы, для меня стало ясно, что на всех предметах спецтехнологии можно применить самостоятельную работу. Но, с моей точки зрения, дисциплина «Оборудование и оснащение на предприятиях общественного питания» требует активного участия и преподавателя. Почему? Потому что объяснения преподавателем принципиальных схем механического оборудования, принципа действия машин и механизмов воспринимается и усваивается обучающимися лучше и поможет им при выполнении самостоятельной работы. Также считаю, что такие темы, как «Обработка рыбы и приготовление блюд из рыбы», «Обработка мяса и приготовление блюд из мяса» (дисциплина – кулинария) также требуют активного участия преподавателя.
Комплексно-методическое обеспечение
Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы обучающихся. К такому комплексу можно отнести тексты занятий, учебные и методические пособия, бланки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором обучающийся является равноправным участником учебного процесса.
Я решила создать:
- пошаговые инструкции;
- алгоритмы выполнения работ;
- разработать материалы для модульного блока обучения;
- размножить необходимые схемы, таблицы, рисунки, карточки-задания.
Также подготовила материал для промежуточного и рубежного контроля - тестовые задания7 вопросы для контрольных работ. По некоторым темам для более творческого развития обучающихся подготовила темы рефератов.
При обдумывании методов, форм и средств обучения я решила идти от простого к более сложному, от репродуктивных задач к творческим, чтобы в процессе самостоятельной работы происходило углубление ранее полученных знаний, развитие мышления, выработка умений и навыков. Используемые задания разделила на следующие виды:
1.Дляовладения знаниями:
- чтение текста (учебников, дополнительной литературы), конспектирование необходимого материала;
- выписка из текста ключевых моментов;
- составление технологических схем, заполнение таблиц;
- работа с рабочей тетрадью;
- работа со справочным материалом, нормативной документацией;
- работа с материалами видеотеки, что осуществляется в виде просмотра фильмов по специальности.
2. Для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом занятий (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление тематических кроссвордов.
3.Для формирования умений:
- решение задач и составление алгоритмов по образцу;
- выполнение технологических схем;
- решение ситуационных производственных задач;
- подготовка курсовых проектов;
- рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием видеотехники.
В качестве самостоятельной работы во внеурочное время (домашнее задание) планирую предложить обучающимся выполнение работ различного характера с использованием компьютера:- подбор и копирование различного учебного материала;
- составление схем, проведение расчетов;
- разработка презентаций тем или подтем по кулинарии в электронном варианте;
- подготовка и написание рефератов.
Такую работу можно проводить в домашних условиях, в библиотеке колледжа, в
кабинете информатики.
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к вне кабинетной самостоятельной работе, я планирую на каждом этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей обучающимися, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.Изначально планируется организовать работу групповую, но с учетом индивидуальных способностей.
В качестве контроля знаний запланировала следующие мероприятия:
- собеседование;
- проверка индивидуальных заданий;
- деловые игры;
- зачет по теме, разделу;
- тестирование;
- контрольные работы;
- защита курсовых проектов;
- устный экзамен.
Для контроля эффективности организации самостоятельной работы обучающихся проведу анкетирование, с целью выяснить полезность методов, организационных форм самостоятельной работы, правильность и своевременность их включения в учебный процесс, достаточность методического обеспечения, соответствие запланированного времени на их выполнение реально затраченному времени.
В качестве критериев оценки результатов самостоятельной работы обучающихся я решила учитывать:
- уровень усвоения обучающимися учебного материала;
- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнение практических работ;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;
- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.
Предполагаемые итоги деятельности (негативные последствия)
Как в любой планируемой работе могут быть недочеты. Мой проект не исключение и я думаю, что при воплощении его в жизнь, могут возникнуть риски, а именно:
- неготовность обучающихся в психологическом плане:
Человек не может быть самостоятельным в тех видах деятельности, в которых он является новичком. В связи с этой проблемой я намерена провести тематический классный час.
- невысокая активность:
Я думаю, что активность работы обучающихся на занятиях может быть усилена введением новой формы самостоятельной работы, сущность которой состоит в том, что на выполнение каждой работы обучающийся получает свое индивидуальное задание, при этом условия работы для всех обучающихся одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения работы я даю лишь общие методические указания (общий порядок выполнения, точность, имеющиеся справочные материалы). Выполнение такой работы на занятиях с проверкой результатов, приучит обучающихся грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными, составлять и заполнять таблицы и т.д. Я уверена, что изучаемый материал будет усваиваться более глубоко, у обучающихся изменится отношение к занятиям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания.
Другая форма самостоятельной работы на занятиях может заключаться в самостоятельном изучении материала, который раздается обучающимся вместе с контрольными вопросами, на которые обучающийся должен ответить в течение занятия.
Я считаю, что активность зависит от внутренних побудительных сил, внутренней активности. Для реализации данного направления необходимо использовать различные предписания: алгоритмы, инструкции, памятки. Также ввести различные виды самостоятельных работ: репродуктивные, эвристические, творческие.
-неумение работать с учебным материалом;
С этой целью прочитаю лекцию на тему: «Работа с учебной, справочной литературой».
- содержание задания может показаться непонятным;
В данном случае пересмотрю содержание заданий, дам дополнительные разъяснения или подкорректирую содержание.
- отставание от программы;
Я думаю, что такой вариант может случится, если обучающиеся недостаточно активны или материал был для них сложным. В первом случае необходимо будет активизировать ребят (применить другую форму самостоятельной работы), во втором случае окажу помощь в плане разъяснения или скорректирую тематический план.
- трудности при выполнении домашнего задания;
В этом случае я буду проводить консультации, которые заложены в учебном плане.
Участники проектной деятельности
Управление самостоятельной познавательной деятельности необходимо рассматривать как двусторонний процесс, в котором управляющие функции выполняются преподавателем и самими обучающимися, и этот процесс осуществляется поэтапно. Система приемов управления самостоятельной познавательной деятельностью будет направлена на учет познавательных возможностей и формирование положительных мотивов деятельности, на усвоение новых знаний и умений, на воспитание новых качеств личности. Особенность этих приемов состоит в том, что они отражают уровень познавательной деятельности.
Процесс управления самостоятельной работой обучающихся в целом и внеаудиторной в частности, предполагает как правило, деятельность преподавателя в четырех направлениях: проектирование оптимального хода самостоятельной работы, контроль за его реализацией, выработка регулирующих (корректирующих) воздействий и саморегулирования.
Педагогическая деятельность
Главное в моей преподавательской деятельности по управлению процессом самостоятельной работы обучающихся разработать мобилизирующие мероприятия, создающие потребность в самостоятельной работе оучающихся и активизирующие их деятельность. Главные из них такие:
1.Разработка содержания самостоятельных работ.
2.Обучение методам деятельности, связанной с самостоятельной работой обучающихся.
3.Четкое планирование всех видов занятий.
4.Совершенствование (коррекция) функций деятельности путем проведения исследовательских работ по анализу эффективности мероприятий, направленных на активизацию самостоятельной работы обучающихся (коррекция плановой загрузки на основании фактической, целей, задач).
5.Разработка и внедрение действенных методов контроля, и формирование условий возникновения побуждающих к деятельности мотивов.
6.Разработка методических материалов и совершенствование их с целью улучшения содержательной и методической сторон, а также активизации самостоятельной работы обучающихся.
Мотивация обучающихся на самостоятельную работу
Я убеждена, что активная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. В нашем случае мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
К факторам, способным активизировать самостоятельную работу обучающихся, я считаю, можно отнести:
Полезность выполняемой работы. Отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить обучающегося, показать ему, как необходима выполняемая работа.
Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если обучающийся получил задание на дипломную (квалификационную) работу на втором курсе, он может выполнять самостоятельные задания по ряду тем, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.
Участие обучающихся в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской работе, профессиональных конкурсах, олимпиадах.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования обучающегося.
Поощрение обучающихся за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
6 Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для обучающегося как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь учащемуся раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
8. Самоанализ
Я считаю, что самостоятельная работа представляет собой многоаспектное явление, позволяющее решать следующие задачи:
- повышать сознательность и прочность усвоения знаний;
- формировать умения и навыки в соответствии с программой предмета;
- формировать умения самостоятельно приобретать знания из разных источников, осмысливать их и включать в систему;
- учит пользоваться приобретенными знаниями, умениями, навыками в жизни, в общественно-полезном труде, производственных и бытовых ситуациях;
- развивать познавательные способности обучающихся, такие как наблюдательность, пытливость, логическое мышление, творческую активность и приобретение знаний;- прививать культуру умственного и физического труда;
- учить трудиться самостоятельно, продуктивно и с интересом, двигаться к достижении поставленной цели;
- подготовить к эффективной самообразовательной деятельности.
Исходя из этого, можно предположить, если все эти задачи решатся, воплотятся в жизнь, - то самостоятельная работа обучающихся повышает их мотивацию к обучению, потому что без высокой личной заинтересованности обучающихся невозможно добиться больших результатов.
9. Список используемой литературы
НиконоваТ.В., «Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология», методические рекомендации, 2005г.
Горностаева З.Я “Проблема самостоятельной познавательной деятельности” Открыт, школа. - 1998. - №2.
Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.
Орлов В.Н. “Активность и самостоятельность учащихся” - 1998.
Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении” — М, 1980.
Государственный образовательный стандарт по профессии «Повар» ОСТ-9 по 02 218-96.
Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. «Кулинария» - Москва, 1999г.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, 2000г.