Обобщение опыта работы по теме: «Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство повышения мотивации учащихся начальной школы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Красногвардейского муниципального района


Утверждено:
Педагогическим советом
МБОУ «КСОШ№1»
Протокол №


Обобщение опыта работы по теме:
«Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство повышения мотивации учащихся начальной школы»




Подготовила:
учитель начальных классов
Медведева Ю.С.








с.Плешаново
2015г

Содержание

Введение3
Глава I Организация проектной деятельности в начальной школе..5
1.1 Сущность технологии проектного обучения...5
1.2 Требования к проектной деятельности6
1.3.Этапы работы над проектом..7
1.4 Классификация проектов...9
1.5 Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом..9
1.6 Презентация проектов...10
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа использования проектной технологии на уроках окружающего мира...11
2.1 Проекты на уроках окружающего мира в моей работе11
2.2 Роль родителей в проектной деятельности14
2.3 Диагностика уровня повышения мотивации.14
Заключение.16
Список литературы18
Приложения.19


























Введение
Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
В результате проведения начальной диагностики (Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д. Спилберга, А.К.Осницкого. Методика Е.Торренса (характеристика «беглость», субтесты 3,4,5,7. Методика Е.Торренса (характеристика «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3,4.5,7.), по определению уровня творческой самореализации у учащихся класса, выяснилось, что только 10% обучающихся имеют высокий уровень.
Необходимость решать названные проблемы в своей педагогической практике подтолкнула меня к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.
Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Ведущей педагогической идеей опыта стало развитие творческого мышления, практической самостоятельности и личного опыта младших школьников, подразумевающей самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. В основу метода проекта положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении окружающего мира посредством использования проектной деятельности.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- самостоятельно, критически мыслить;
-делать обоснованные выводы, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в группе, выполняя разные социальные роли.
Работа над опытом использования технологии проектного обучения на уроках окружающего мира, как средство самореализации младших школьников начата в 2012 году и закончена в 2015 году. Она была разделена на несколько этапов.
1. Начальный этап (констатирующий) 2012 – 2013г. – предполагает обнаружение проблемы, подбор материала, выявление основных условий реализации.
2. Основной (формирующий) этап 2013 -2014 г., на котором была проведена апробация технологии в условиях образовательного учреждения на уроках окружающего мира.
3. Заключительный (контрольный) этап 2013-2015г., доказал успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы использования проектного обучения на уроках окружающего мира, как средство самореализации младших школьников.



















Глава I Организация проектной деятельности в начальной школе.

Сущность технологии проектного обучения.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план. То есть проект - это «пять П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.
Таким образом, при использовании технологии проектного обучения в школьной практике возникают следующие противоречия:
Между объективной потребностью в использовании проектных технологий для организации учебного процесса и сложностью применения для этих целей проектных технологий, предлагаемых разработчиками.
Между общим снижением качества знаний учащихся, снижением мотивации к обучению (в том числе и из-за однообразия форм проведения уроков) и необходимостью получения качественного образования с целью дальнейшей успешной социализации учащихся в обществе.
Между ориентацией нового содержания образования на формирование коммуникационных компетентностей учащихся (в том числе информационных) и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.
Между объективной потребностью в использовании проектной технологии в образовательном процессе с целью преодоления« провинциализации» обучения в школе и недостаточной теоретической и практической разработанностью доступных для применения в школе проектных технологий. Далее представлены основные ориентиры, сверяясь с которыми можно наверняка достигнуть поставленной цели.

Сущность метода проектов



















Необходимо учитывать, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми.
Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Требования к проектной деятельности

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы)-исследовательской, информационной, практической
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определением вида продукта и формы презентации
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

1.3.Этапы работы над проектом

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов разрешения проблемы - решение проблемы. Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах.
Основные этапы работы над проектом:
Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумывать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» «испытателей».
Второй этап направлен на формулирование темы деятельности и обозначение этапов. Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, то учитель сам предлагает 1-2 предложения (например, создать наглядное пособие с передвижными частями, сделать бланк карточек, настольную игру и др.). Дети, оттолкнувшись идеи учителя , предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его.
Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап так же необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой могут быть различные продукты: модели, макеты, презентации, книги, буклеты и т.д. В первом классе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по тем; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Определение разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.
Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков является технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».
Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.
Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности (Приложение №1).
Седьмой этап - подведение итогов всей работы в целом, оценка деятельности каждой группы, каждого участника, что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной деятельности.

1.4 Классификация проектов

В практике используются следующие виды проектирования:
1.По целям и задачам
А) Исследовательский: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Б) Практико - ориентированный (направлен на социальные интересы самих участников, например, учебные пособия для кабинета)
В) Информационный: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, СМИ и др.);
Г) Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).

2.По предметно - содержательной области
А) монопроекты- в рамках одного предмета или одной области знания
Б) межпредметные- выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов
3. По характеру контактов между участниками
А) внутриклассные
Б) внутришкольные
В) региональные
Г) межрегиональные
Д) международные (взаимодействие в сети Интернет)
4.По продолжительности
А) мини - проекты (один урок)
Б) краткосрочные проекты(4-6 уроков)
В) недельные (30-40 часов)
Г) годичные

1.5 Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

По мнению исследователей данного вопроса, степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различна. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Роль учителя особенно велика на первом и последних этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект,- зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель.
На всех этапах работы над проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
-консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, придерживается подсказок)
-мотивирует (учитель придерживается принципов выбора и свободы самоопределения)
-помогает (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации)
-наблюдает (Приложение №3)

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Следует знать, что каждый ученик имеет право:
- не участвовать ни в одном из текущих проектов
-участвовать одновременно в нескольких проектах
- в любой момент начать новый проект
Ученик на всех этапах:
- выбирает (принимает решение)
-выстраивает систему взаимоотношений с людьми
-оценивает на каждом этапе продукт своей деятельности и «чужой»

1.6 Презентация проектов

Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением, как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.
Презентация необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны , для демонстрации результатов (Приложение №2).
Виды презентаций проектов:
- доклад
-компьютерная презентация
- слайд-шоу
-игра
-концерт
-реклама
- видеофильм
-спектакль
-буклет и т.д.


Глава 2 Опытно-экспериментальная работа использования проектной технологии на уроках окружающего мира.

2.1 Проекты на уроках окружающего мира в моей работе.

“Человек рожден для мысли и действия”,
- говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода – это возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Организуя проектную деятельность, я ставлю следующую цель:
-создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
-Развитие инициативности и активности обучающихся
-Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей
-Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
-Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности
-Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
-Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.
Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.
Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.
«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:
-мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;
-эколога;
-главы местного самоуправления;
В 1 классе при изучении темы «Живая и неживая природа» на этапе закрепления дети, работая в паре, выполняли мини-проект, распределяя картинки в соответствующие группы и наклеивая их (Приложение №5). На этапе рефлексии ребятам было предложено проверить свои знания, выполнив самостоятельно тест (Приложение №6)
При работе над проектом «Разведка осенних примет» (2 класс, тема: «Как разные животные готовятся к зиме»), задачей которого было: расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе, дети получили письмо от Зайцев.
«Здравствуйте дорогие ребята!
На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считает, что пора, а другие зайцы говорят, что рано. Одни кричат, что осень уже наступила, а другие думают, что осень только собирается в наши края. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста! Зайцы»
В связи с возникшей проблемой работа делилась на 2 этапа:
I этап работы – «Копилка народной мудрости» (сбор информации о приметах осени, пословиц, поговорок и стихов).
II этап работы – «Разведка местности» (экскурсия в парк, изменения в живой и неживой природе). Презентацией данного проекта стали доклады детей о животных, готовящихся к зиме.
В 3 классе в курс окружающего мира включен раздел « Здоровое питание». Поэтому совместно с детьми мы решили выполнить проект «Здоровое питание».
Определили цель: составить примерное меню здорового питания на три дня, оформить информационный стенд в классе, провести беседу «Здоровое питание» для учащихся начальной школе.
Задачи:
Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.
Распределить полезные продукты на основные группы.
Определить режим правильного питания.
Составить примерное меню на три дня.
Выпустить листовки для учащихся начальной школы с призывом к правильному питанию.
Форма организации детей: групповая работа.
Ведущая деятельность: исследовательская.
Сфера применения: здоровье сберегающие технологии.
Форма продуктов проектной деятельности: листовки с призывом о правильном питании, меню правильного питания на три дня, стенд «Здоровое питание»
Время работы: 2 урока.
В результате выполнения работы ребята должны были узнать:
- группу опасных для здоровья продуктов питания;
- основные группы полезных продуктов питания;
- оптимальный режим питания;
- принципы составления меню.
Режим работы: урочное время.
Погружение в проект.
1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.
2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.
3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.
4 постановка цели.
Организация работы над проектом.
1 Разбиение класса на группы.
Обсуждение заданий (Коллективно)
-Выполнение практического задания («экспериментаторы»)
-Оформление задания («иллюстраторы»)
-Формулирование выводов («аналитики»)
-Применение результатов («Исследователи»)
2 Распределение ролей в группе.
Определение руководителя группы.
3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.
Работа над проектом.
1 Выполнение этапов работы.
2 Презентация.
- Устное сообщение.
- Демонстрация продуктов проекта.
3 Ответы на вопросы.
4 Самоанализ.
Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.
В 4 классе при изучении темы о Великой Отечественной Войне учащиеся по желанию получили возможность рассказать о героях в своей семье. Многие дети откликнулись и с гордостью рассказывали о прадедах и их участии в эти годы. Проектные (исследовательские) работы двух учащихся стали победителя Всероссийского конкурса «Рассударики» в номинации
«Мои исследовательские и проектные работы». Девочки не только рассказали о героических поступках в эти страшные годы, но и познакомили одноклассников с вырезками из газет за 1998, книгой памяти.
2.2 Роль родителей в проектной деятельности
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе, а именно в 1 классе, проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. Заинтересованность и активное их участие способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности. Так после проведения классного часа «Не забывайте о птицах зимой !» дети совместно с родителями стали участниками проекта «Столовая для птиц» (Приложение №4)
2.3 Диагностика уровня повышения мотивации
Критерием результативности опыта является степень творческой самореализации младших школьников в учебно–познавательной деятельности.
Показатели творческой самореализации и методики, используемые для ее измерения, представлены в таблице.

Наименование показателя
Используемая методика

Познавательная самостоятельность
Методика экспертной оценки познавательной самостоятельности учащихся, составленная по материалам опросников Ч.Д Спилбергера, А.К. Осницкого

Творческая активность
Методика Е. Торренса (характеристика «беглость»), субтесты 3,4,5,7.

Развитость творческого мышления
Методика Е. Торренса (характеристика «гибкость» и «оригинальность»), субтесты 3,4,5,7.


Предпосылкой для достижения положительной динамики творческой самореализации младших школьников являются обученность учащихся, их интеллектуальное развитие и сформированность их общеучебных умений и навыков, таких как творческая активность, развитость творческого мышления, познавательная самостоятельность. К формам контроля для их измерения в опыте является мониторинг, результаты которого мы видим в диаграмме:


Диагностика показала, что применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определенной «интеллектуальной зрелости», опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, информационной культуры и проектной компетенции, создаёт условия для развития творческого мышления и практических умений учащихся (Приложение №7).





Заключение
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки проектного обучения на уроках не только окружающего мира, но и других предметов с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой самореализации младших школьников.
В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника и во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность , расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.
Считаю, что применение проектной методики помогает мне в решении главной моей задачи как учителя – повышение мотивации и развитие творческих исследовательских умений, которые помогут младшему школьнику выходить из нестандартных ситуаций, не только при решении учебных задач, но и в освоении своего социального опыта. Работая над проектом, слабые ученики обретают веру в себя, самоутверждаются, сильные ученики показывают, на что они способны. Все дети реализуют свои знания, способности и имеют возможность для проявления своего эго, каждый выбирает то, что ему интересно и выполняет работу самостоятельно. Возрастает интерес к истории и окружающему миру, складывается ситуация успеха. У детей развивается речь, расширяется лексический словарь и кругозор.
Мои вчерашние четвероклассники выступают на конференциях, принимают участие в различных конкурсах и являются активными помощниками учителей на уроках.
И сейчас, работая с первоклассниками, я использую данную технологию на всех предметах. За первое полугодие мои малыши принимали активное участие в проекте «Не забывайте про птиц зимой» (внеклассное мероприятие), « На что похожа цифра» (математика), а также стали активными участниками Всероссийского конкурса « Новый урок» по математике и окружающему миру. Большинство из детей стали победителями и призерами.
Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.
По моему мнению, проектная методика на сегодняшний день – один из эффективных методов и средств повышения мотивации к изучению окружающего мира.

Подобрана и апробирована на практике система средств использования технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников, экспериментально доказана её эффективность.
Предлагаемая технология может быть реализована в современных условиях требований ФГОС начального, общего образования второго поколения в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп.




































Список литературы
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии.
Давыдов В.В. Философско-психологические основы теории. //Изв.Рос.акад.образования.- 2000.-№2.-с.36-43
Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
15. Коваленко О.А. Методы формирования исследовательских умений младших школьников. Начальная школа 2011 г. №2, с.83
16.Невейкина Н.В. Сидорова Н.С.Исследовательские тренинги в начальной школе. Управление начальной школой 2011 г. №1, с.25
17.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. Методист 2004 г.№3, с 47-50
18.Семенова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников: дисс.канд.пед.наук /Н.А.Семенова.- 2010г, с.1-12
19. Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе Издательство «Учитель» -2012.- 135с.
20.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе Издательство «Учитель» -2012.- 131с.







Приложения
Приложение№1 – Памятка оценивание проекта
Приложение №2 – Защита-презентация проекта (как подготовиться)
Приложение №3- Памятка педагогу, руководящему проектной (исследовательской) деятельностью учащихся.
Приложение №4– Сценарий классного часа « Не забывайте о птицах зимой!»
Приложение №5 – Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Живая и неживая природа»

Приложение №6- презентация к уроку «Живая и неживая природа»
Приложение№7- Данные результативности педагогического опыта по результатам исследования.






















Медведева Юлия Станиславна

13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915





Проблемная ситуация


Проблема


Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)


Оформление результатов

Исследовательская, поисковая проектная деятельность


Прогнозирование новых проблем


Защита проекта

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Root Entry