Доклад использование мультимедийных и информационных технологий в педиатрии

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Использование мультимедиа и информационных технологий в преподавании предметов
«Педиатрия» и «Неотложные состояния у детей»

В настоящее время в педагогической практике широкое применение нашёл термин «активные методы
и формы обучения». Над этой проблемой мы работаем уже несколько лет и продолжает внедрять в своей практической педагогической работе, находя всё новые формы и место их применения
Термин «активные методы обучения» объединяет группу педагогических технологий, позволяющих
Достигнуть высоко уровня активности учебной и познавательной деятельности студентов.
В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Современная педагогическая наука приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого студента, его активности. Чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы ,
необходимо создавать разные ситуации, в которых он мог бы применить свои знания в практической деятельности
Известно, что будущее наших студентов потребует от них огромного запаса знаний не только
По выбранной специальности, но и области современных технологий
Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при подготовке специалистов учитывать то, что современные информационные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь
Основополагающими предметами в получении профессии являются специальные дисциплины, то есть
клинические дисциплины. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет студент на лекциях и практических занятиях, будет зависеть его квалификация. Быстрое развитие компьютерных технологий, пользование интернетом позволяет во многом решить проблему качественной подготовки специалистов, путём создания интерактивных, динамических обучающих комплексов
Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учёбе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учащихся, повысить успеваемость и посещаемость, облегчить усвоение учебного материала. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс
по большинству предметов способствует повышению интереса учащихся к обучению. Естественно, что эти нововведения требуют изменения технологий преподавания и творчества от самого преподавателя
На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники – мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий
Актуальность применения Актуальность применения мультимедиа технологий в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информация
общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет.
Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование
информационных технологий даёт большую степень усвоения учебного материала. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа.
Люди запоминают только 20% того, что слышит, 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что видят, слышат и делают одновременно
В преподавании предмета « Педиатрия с курсом детских инфекций и основами иммунопрофилактики», «Неотложные состояния в педиатрии» используются электронные учебники, видеоматериал, презентации. Использование электронного учебника помогает более наглядно и демонстративно представлять учебный материал. Электронные учебники – мощная технология, позволяющая хранить и передавать основной объём изучаемого материала, использовать текст, графику, фото, видео. Индивидуальная работа с ним обеспечивает глубокое понимание и усвоение материала
Компьютерная презентация – составная часть мультимедийных средств обучения. Анимация, гиперссылки, цветовая гамма делают восприятие и усвоение учебного материала более осознанным и продуктивным. Однако, если в кабинете нет мультимедийных средств обучения и нет возможности демонстрировать компьютерный вариант, то можно применить презентации в печатном виде. Использовать их как наглядное пособие: каждый слайд применять как небольшой плакат или схему. Отдельные слайды презентаций в печатном виде можно использовать на различных этапах уроков как раздаточный материал, как материал для выполнения дифференцированных заданий. В кабинете педиатрии в содружестве студентов
по специальности «акушерское дело» и «лечебное дело» и преподавателя созданы презентации по соматической патологии у детей и детским инфекционным заболеваниям. Это может быть использовано для изучения этиологии, эпидемиологии, клиники, диагностики, лечении, профилактики
заболеваний, включённых в программу. За последний год созданы презентации по темам для внеаудиторной самостоятельной работы и по темам, включённым в план работы кружка «Малыш»
Например, «Дакриоцистит новорождённых», «Детский церебральный паралич», «Желтуха новорождённых»,
« Плод и его развитие» и другие. В презентацию включены не только информационный материал, но и методика выполнения навыков, не включённых в программу. Например, массаж носослёзного канала при дакриоцистите новорождённых, методы физиотерапевтического лечения детского церебрального паралича и другие
В кабинете педиатрии подготовлены электронные варианты лекций, тестовые задания по отдельным темам, по разделам программы, семестрам и по всему курсу изучаемых предметов.
Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию.
Целью тестирования является проверка усвоения нового материала, базового уровня знаний.
Результаты опроса и тестирования позволяют судить об эффективности использования на занятиях новых методик преподавания
По предмету «Неотложные состояния у детей» мною создан сборник «Пособие к практическому обучению
неотложных состояний у детей», в котором собраны ситуационные задачи и алгоритмы действий по оказанию неотложной помощи при всех заболеваниях и состояниях, включённых в программу по специальности «лечебное дело» и «акушерское дело» При создании данного пособия преследовалась
цель – помочь студенту применить теоретические знания на практике для решения ситуационных и проблемных задач, уметь выполнять практические навыки. Электронный вариант «Пособия»
доступен для студентов
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погружённым в море информации. Для того, чтобы не «утонуть», необходимо обладать информационной культурой. Создание и редактирование документов с помощью компьютера, т.е. овладение офисными информационными технологиями, становится социально необходимым умением. Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты.
Давая задание студенту подготовить презентацию, преподаватель преследует цель совершенствовать умения студента работать в Интернете, с электронной почтой т.д., что очень важно в информационном обществе
Характерным для новых информационных технологий обучения (НИТО) становится новый подход к процессам сбора, передачи, переработки учебной информации и доведение до студента с помощью средств коммуникации, что, в свою очередь, изменяет процесс обучения
Исследования учёных по анализу возможностей мультимедиа технологий в учебном процессе показывает, что они позволяют на 20-30% повысить его эффективность, повысить качество обучения. Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению материала. Представленная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на более длительный срок.
При использовании этих средств обучения роль преподавателя не снижается, а наоборот, от него требуются новые способности и навыки.
И главной задачей, стоящей перед преподавателем, является быстрое овладение компьютером, развитие умений практического применения его в аудиторной и внеаудиторной работе. Принципиально важным становится подход преподавателя к этой работе. Преподаватель должен стремиться ни только усвоить и применить готовые компьютерные программы, но и уметь творчески перерабатывать и самостоятельно использовать их в своей работе
Говоря о собственном опыте использования мультимедиа и информационных технологий, хочу
подчеркнуть ещё раз, что на теоретических занятиях использую презентации, учебные видеоролики и видеофильмы Особый интерес и эффективность этих методик наблюдается при преподавании
предмета на курсах повышения квалификации фельдшеров, медицинских сестёр как участковых, так и медсестёр детских стационаров. Тестирование на компьютере вызывает у курсантов азарт, стремление ещё и ещё раз побороться с умным, молчаливым другом, а значит и углубляет знания по предмету
На практических занятиях часто самостоятельная работа представлена в виде презентации и это используется при закреплении материала, при подведении итогов. Хорошо выполненная работа
позволяет преподавателю повысить студентам оценку за занятие, а всем остальным обсудить ещё раз
тему занятия. Кроме того, анализ работы товарища развивает у студентов наблюдательность и умение
коллегиально и корректно сделать замечание, а у самого оппонента смелость и решительность
Применение видеороликов на практическом занятии позволяет преподавателю дать возможность
студенту самостоятельно закрепить, довести до совершенства практический навык
Использование видеофильмов «Вскармливание детей раннего возраста» и «Выхаживание недоношенных»
Особенно эффективно и эмоционально воспринимаемо у студентов первого курса, которые только
начинают ощущать себя медицинскими работниками, способными дать рекомендации по воспитанию
здорового ребёнка
Работа с новыми информационными технологиями членов кружка «Малыш» вызывает у студентов
познавательный интерес, узнать и уметь больше, чем остальные в группе
Презентация по теме полиомиелит «Старый и новый враг» ознакомила с проблемами полиомиелита
в 2010 году, ещё раз красной линией подчеркнута важность вакцинации от тех инфекций, которые
можно предупредить. Это воспитывает у студентов ответственность за выполнение приказов и
постановлений министерства здравоохранения Украины. Ведь ВОЗ поставила перед всем миром
задачу ликвидировать полиомиелит во всём мире к 2 000году Вакцина очень эффективна, но в тех
странах, где вакцинация проводилась не качественно в 2010 возникли вспышки заболеваний
Члены кружка «Малыш», используя мультимедиа технологии, интересно провели «круглый стол» с
детским инфекционистом и городским детским иммунологом. Это укрепляет связь медицинского колледжа с
лечебно-профилактическими учреждениями города, нашими практическими базами.
Поиск информации студенты осуществляли на научно-исследовательских сайтах Интернета
и в специальных журналах.
Такая работа, безусловно, является важным элементом творческой, научно-исследовательской работы
студентов и преподавателей и её необходимо продолжать и совершенствовать


ПЛАН
Использование мультимедиа систем в образовании
Использование информационных технологий в образовании
Использование мультимедиа и информационных технологий в преподавании предметов «Педиатрия» и «Неотложные состояния у детей» (из опыта работы преподавателя Ефановой С.А.)


Список использованной литературы
Карлащук В.И. Обучающие программы Издательство «СОЛОН-Р», 2002
Марысаев В.А. Интернет и мультимедиа Издательство «Терра – Книжный клуб»
Алексеева М.Б., Балаян С.Н. Технологии использования систем мультимедиа Учебное пособие 2002