Использование информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка.


Использование информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка
Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Использование компьютерных программ повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся. В последние годы все чаще поднимается вопрос об эффективном применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, ускоряет процесс обучения и самостоятельной деятельности обучающихся. Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка информационных технологий, электронных образовательных ресурсов. 
Мультимедийные средства обучения нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников. 
Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету. По английскому языку в своей работе я использую обучающие компьютерные программы «Enjoy Listening and Playing», по немецкому языку различные тесты. Мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы могут быть использованы для:
1) работы над языковым материалом;
2) развития основных видов речевой деятельности;
3) построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащегося.
Я выделила несколько форм работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:
I. При изучение лексики. Этапы работы с компьютерными программами следующие:демонстрация,закрепление,контроль. 1 этап – введение лексики. На данном этапе, используя демонстрационный компьютер, выбираем автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие слова по теме. Параллельно учителем либо диктором произносятся данные слова с переводом. Затем в таком же режиме производится работа с модельными фразами.
2 этап – отработка произношения и закрепление лексики. На данном этапе учитель или ученик переключает программу с автоматического режима в обычный, щелкает мышкой, наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Учитель в данной ситуации имеет возможность подойти к любому ученику и прослушать его произношение.
3 этап – контроль изученной лексики. Если в классе один компьютер, он используется как демонстрационный. Задания могут быть следующих форматов: выбрать правильный ответ перевода; какое из написанных слов является лишним в логическом ряду; подобрать слова- синонимы, антонимы;
II. Для отработки произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы ученик повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и ученика, при сравнении которых видны все неточности. Ученик стремится добиться графического изображения произнесенного звука максимально приближенного к образцу.
III. При обучении письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение клавиатуры. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре слов и предложений.
IV. Для отработки грамматических явлений. Все обучающие программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. Этапы работы по отработке грамматических явлений включают в себя: знакомство с грамматическим материалом, закрепление, контроль знания данного материала.
Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках иностранного языка
1.  Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности.
2.   Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала. Использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. 3.   При разработке уроков  аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций, содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.
4.  Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности класса, и разговор о культуре и архитектуре страны или города уже не является абстрактным. Кроме того, учебники имеют невзрачные мелкие иллюстрации, в сравнении с ними презентации  выигрывают в яркости, выразительности, создают иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Не следует забывать, что учитель, учебник и ИКТ - это взаимодополняющие понятия урока. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность детей. Однако, роль учителя и учебника при этом не уменьшается. Нельзя увлекаться компьютерными ресурсами, перенасыщение не принесет пользы. Дети от этого тоже устают и требуют живого человеческого общения.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.
Различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски.
Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. С моей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение иностранным языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.
Литература
Аникина Ю.В. Инновационные компьютерные технологии в обучении иностранным языкам// Английский язык Все для учителя.- 2012г. №1- С.7
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранный язык в школе.- 2002г. №3-С.39
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-М: АРКТИ, 2000
Федорова Р.Я. Мультимедийные технологии на уроках иностранного языка// Немецкий язык Все для учителя 2013г.- №2 С.7