рабочая программа по математике по ФГОС 2 класс УМК Гармония

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской программы Истомина Н.Б.: Русский язык. 1-4 класс. Программы общеобразовательных учреждений.- Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013, с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), учебным планом для 2-ых классов в МБОУ « Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина».
Программа опирается на нормативно-правовую базу основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которой в данной программе отведено отдельное место.
Программа адресована учащимся 2-ых классов МБОУ « Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина» и реализуется средствами УМК «Гармония», прошедшими экспертизу и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа разработана на основе развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Гармония», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике и авторской программой учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта , дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся , межпредметных и внутрипредметных связей.
В основе курса математики во 2 классе лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания. Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний,
но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.

Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями ( личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в модели «Гармония», решаются следующие задачи:
способствовать продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка, не вредить его здоровью;
дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины;
сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания
из различных предметных областей.
На изучение «Математики» во 2 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
В программу внесены следующие изменения: в связи с тем, что весь курс рассчитан на 136 часов , а в предложенном авторами тематическом планировании предложены темы уроков на 132 часа, в тематическое планирование , в последний раздел «Проверь себя! Чему ты научился в 1 во2 классах? , добавлены недостающие 4 часа под названием «Решение задач».

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «МАТЕМАТИКА»

1) Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно-технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

2) Математическое знание – это особый способ коммуникации:

наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
участие математического языка как своего рода переводчика в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

3) Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

4) Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально-волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Планируемые результаты обучения математике на конец 2 класса
Результаты формирования метапредметных умений
Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.
Регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу;
– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;
– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);
– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы); – находить допущенные ошибки и корректировать их.
Познавательные УУД:
– понимать прочитанное;
– находить в учебнике математики нужные сведения;
– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;
– выполнять задание различными способами;
– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;
– научиться рассуждать, используя схемы;
– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;
–анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной информации. Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;
– комментировать свои действия.
Предметные результаты освоения программы по математике (2 класс)
Большинство учеников научатся:
– устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;
– читать, записывать и сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;
– узнавать острый, тупой и прямой углы, сравнивать углы наложением; – узнавать многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и т. д.), обозначать на них углы; измерять длину сторон многоугольников и вычислять их периметр;
– заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;
– читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;
– выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных чисел на группы;
– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;
– измерять и сравнивать величины (длина, масса), используя соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) и массы (килограмм);
– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.
Ученикам будет предоставлена возможность научиться:
– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);
– применять переместительное и сочетательное свойства сложения для сравнения выражений и для вычисления их значений;
– решать арифметические задачи на сложение и вы- читание различными способами;
– проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением;
– дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи;
– анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи;
– анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными;
– составлять условие по данному вопросу;
– составлять задачу по данному решению;
– самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;
– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач;
– чертить острый, тупой и прямой угол с помощью угольника;
– строить сумму и разность отрезков, пользуясь циркулем и линейкой;
– применять смысл умножения для решения арифметических задач;
– решать задачи на сложение и вычитание по данным, записанным в таблице;
– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
– устанавливать правило, по которому составлен ряд величин;
– определять длины предметов на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);
– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;
– различать плоские и кривые поверхности;
– определять время по часам со стрелками.






Использование оборудования и виды контроля учебной деятельности на уроках математики во 2 классе

Название разделов
Кол-во часов
Учебное оборудование
Виды контроля

Проверь, чему ты научился в 1 классе
12 часов
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль
Контрольная работа-2
Самостоятельная работа
тестирование

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.
24 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска,
Предметные модели, калькулятор
Контрольная работа-2
Самостоятельная работа
Математический диктант
тестирование

Порядок выполнения действий в выржениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения.
2 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска,
схемы
Самостоятельная работа


Задача
8 часов
Компьютер, проектор, интерактивная доска, циркуль,
Контрольная работа-1
Самостоятельная работа Математический диктант
тестирование

Угол. Многоугольник. Прямоугольник и квадрат.
4 час
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль,транспортир
Контрольная работа-2
Самостоятельная работа
тестирование

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.
28 часов
Компьютер, проектор, интерактивная доска,
калькулятор
Контрольная работа-3
Самостоятельная работа
Математический диктант
тестирование

Трёхзначные числа
11 часов
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м),
предметные модели
Контрольная работа-1
Самостоятельная работа
Математический диктант
тестирование

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин.
4 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль, рулетка, лабдиск
Самостоятельная работа
тестирование

Умножение. Переместительное свойство умножения.
Таблица умножения (с числом 9).
11 час
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Математический диктант
Самостоятельная работа
тестирование

Увеличить в несколько раз. Таблица умножения (с числом 8).
10 час
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Контрольная работа-1
Самостоятельная работа Математический диктант
тестирование

Величины. Единицы времени .
2 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка, часы, модели часов
Самостоятельная работа Математический диктант
тестирование

Геометрические фигуры: плоские и объёмные.
2 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль,
набор геометрических фигур
тестирование Математический диктант


Поверхности: плоские и кривые.
2 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль,
набор геометрических фигур
тестирование Математический диктант

Окружность и круг. Шар, сфера.
2 часа
Компьютер, проектор, интерактивная доска,
циркуль,
набор геометрических фигур
Самостоятельная работа Математический диктант
тестирование Контрольная работа-1

Проверь себя, чему ты научился в 1 и во 2 классах?


9час



Компьютер, проектор, интерактивная доска, линейка(1м), циркуль
Контрольная работа-2
Самостоятельная работа
тестирование

ИТОГО
136 час





График проведения контрольно-измерительных работ

Период обучения
Количество часов
Диагностический материал

1 четверть
36 часов
Контрольных работ - 4 Самостоятельных раб.-2
тесты-10

2 четверть
28 часов
Контрольных работ - 3 Самостоятельных раб-1
тесты-20

3 четверть
40 часов
Контрольных работ - 2 Самостоятельных раб- 2
тесты-25

4 четверть
32 часа
Контрольных работ – 2
тесты-15

Итого:
136 часов
(4 часа в неделю)
Контрольных работ -11 Самостоятельных работ – 5
Тесты-70


Примечание:
Контрольные работы проводятся с использованием разноуровневого подхода (3 уровня сложности: базовый, выше базового и повышенный) по выбору учащихся на основе : Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс. Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2012
Тестирование проводится на основе:
Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХI век»,2012

Система  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  предмета.
В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания:
текущее оценивание,  тесно связанное с процессом обучения, тематическое и итоговое оценивание.  
Текущее оценивание – наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умений и навыков.  Его основная цель – анализ  хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках математики (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и  так далее.  Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к  устранению.  Текущий контроль по математике можно осуществлять  как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта.  
Тематическое оценивание в конце изучения тематических блоков курса «Математика» является важным звеном процесса обучения, так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал и таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение самостоятельных заданий. Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме.  Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приёмы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и другое.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность  ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, то есть таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и другое). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. Итоговый контроль  проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвёртой четверти учебного года.
В основе оценивания письменных работ по математике лежат правильность выполнения и объём выполненного задания.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Истомина Н.Б. Математика. 2 класс. Учебник. В двух частях Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХ
· век», 2011

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
Истомина Н.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 2 класс.
А.М., Линка-Пресс, 2012
Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 2 класс (три уровня) .Изд-во «Ассоциация ХХI век», 2012
Истомина Н.Б. , Горина О.П. Тестовые задания по математике. 2 класс «Ассоциация ХХI век»,2012

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 2 класс» В двух частях. «Ассоциация ХХI век»,2010 . Электронная версия на сайте издательства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска);
4) экранно-звуковые пособия:
-электронная версия тестовых заданий по математике для 2-4 классов. Программа Cool – Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХI век»
5) модели геометрических фигур
6) мультисенсорное устройство «Лабдиск»
7) рулетка, циркуль, линейка(1м)










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15