Статья развитие творческих способностей у школьников младшего школьного возраста в школе и дома


Суржко О.Ю.
МОУ «СОШ № 67» имени О. И. Янковского г. Саратова
РАЗВитие творческих способностей
у детей младшего школьного возраста
в школе и дома
Изменения в обществе требуют изменений в качестве образования – нужно повышать его качество не только формированием знаний, умений и навыков, а включать такие процессы и тенденции, которые задают уровень возможностей культурного самоопределения учеников.
Сегодня обществу нужны ученики, которые могут приспосабливаться и изменяться в соответствии к условиям жизни, не только владеть определённой информацией, но также оперировать и управлять ею, быстро и правильно принимать решения, углублять свои знания в течение жизни.
Философы рассматривают творчество как процесс человеческой деятельности, который создаёт новые материальные и духовные ценности. Это значит, что именно благодаря творчеству возможен прогресс. Развитие творчества начинается из ситуации успеха, это способствует интуитивному решению проблемы, и заканчивается формированием необходимых способностей, созданием творческого климата, креативных способностей личности.
Так, на основе анализа научных источников российский психолог Я.Пономарёв выделил такие качества человека с большим творческим потенциалом:
- твёрдое внимание;
- высокая чувствительность;
- целостное восприятие;
- интуиция;
- фантазия;
- дар предвидения.
Обучение младших школьников изобразительному искусству – это часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Основная цель этого предмета формирование у них соответствующих художественных и графических умений и усвоение теоретических основ.
Желание рисовать присуще всем детям. Первые шаги в рисовании это точки, штрихи, потом различные линии, так постепенно дети овладевают круговыми движениями. Независимо от художественных способностей, каждый ребёнок умён и талантлив по-своему. К. Чуковский утверждал, что в младшем возрасте все дети без исключения – талантливые художники.
Важно, что те дети, у которых рано отрылись художественно-творческие способности, и дети, которые себя ещё не проявили, требуют внимания и вдумчивого подхода со стороны семьи и школы. Итак, малыш пришёл в школу. Очень многое изменилось в его жизни, но самое главное, что на смену игровой деятельности пришла – учебная. И факт, что ребёнок стал учеником, даёт абсолютно новый оттенок его поведению. В связи с новой учебной деятельностью меняется характер мышления, внимание и память. Дети часто с большим удовольствием занимаются продуктивной деятельностью, потому что результатом является материальный предмет, наделённый определенными качествами, принципиально доступный критическому оцениванию (рисунок, аппликация, скульптура малых форм).
Чем больше и чаще дети рисуют, лепят, конструируют, тем богаче их знания о предметах окружающего мира и явлениях природы. Таким образом, желание детей рисовать, необходимо всячески поддерживать, а поэтому абсолютно недопустимо равнодушие взрослого.
Содействуя развитию художественно-творческим способностям младших школьников, мы не можем их просто заинтересовывать. Их «природное творчество» должно перейти в «собственное». Это отвечает закономерностям самого искусства. Ребёнок должен учиться выражать свои чувства, эмоции живописью, музыкой, художественным словом.
Знания детей о жизни, их желания и интересы влияют на их художественную деятельность, без этого они не могут развиваться творчески. Конечно, взрослые, взяв целью «построить» художественную деятельность детей, направляют их на создание конкретного рисунка. Но нужно быть максимально осторожными, давая тему или сюжет. Каждый ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать направление в своей творческой работе.
То есть, постоянно необходимо соблюдать два главных условия развития художественно-творческих способностей младших школьников:
-традиционные способы художественной деятельности;
-наличие у детей индивидуального опыта переживаний.
Только при наличии этих двух условий возможно развитие художественно-творческих способностей младших школьников. Дети охотно выполняют не то, что их заставляют, а то к чему серьёзно и с интересом относится учитель.
В младшем школьном возрасте ярко проявляется желание ученика самостоятельно выбрать художественную деятельность, но реальные возможности не позволяют ему это сделать. Поэтому на уроках изобразительного искусства в начальных классах виды художественной деятельности очень разнообразны.
Говоря о развитии художественно-творческих способностей младших школьников, не стоит ограничиваться только рисованием, следует обратить внимание на предметы окружающего мира. Учитель, на прогулке, может обратить внимание детей на неестественно выгнутый сучок, и поговорить о том, что он напоминает. Следующий раз обратить внимание на каштан или шишку под ногами, но теперь предложить детям самим внимательно присмотреться и попробовать осмыслить и доказать схожесть. Конечно, нужно взять домой найденные предметы, и на уроке изобразительного искусства смастерить поделки. Такие работы дети с удовольствием поставят на полку в школе или дома и много раз будут их рассматривать.
Также с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства можно предложить использовать гравюру с готовых природных форм. Сама природа дарит нам готовое клише для печати – цветы, различные листья с хорошо выраженными прожилками. Используя разные краски можно достичь фантастических цветовых эффектов. Отпечатки можно делать масляными красками, гуашью, акварелью.
Не следует забывать, что дети любят рисовать на асфальте, земле, песке, снегу. Это развивает их руку, способствует координации движений. Со школьниками можно организовать развивающую игру: ребёнок рисует какую-нибудь закорючку, а потом, немного подумав, должен использовать её в своём рисунке. Для развития фантазии также можно использовать очень простую и интересную технику набрызга. Использование этой техники хорошо развивает моторику руки, помогает воспитывать аккуратность.
Развитие художественно-творческих способностей младших школьников предусматривает такие направления:
-воспитание эстетического вкуса;
-формирование интереса к духовным ценностям и творческой деятельности;
-развитие индивидуальных способностей, практических умений и навыков;
-использование искусства, труда, природы, собственноручной деятельности.
Главное помнить, что основная цель, которая стоит перед учителями начальной школы и преподавателями изобразительного искусства, - это не просто научить детей рисовать, уметь выражать сои мысли на бумаге, а привлекать учеников к художественно-творческой деятельности. В неё входит и практические занятия детей каким-нибудь искусством, и знакомство с работами художников, и наблюдения за природой, и эстетическая оценка человеческих отношений.
Литература
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2008. – 672с.
Неменский Б. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Чуковский К.И. От двух до пяти. Живой как жизнь. – М.: Детская литература, 1968.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976.