Отчет по самообоазованию «Использование игровых технологий как средства развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста».


Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать.
                                                                                                                                  Гёте.
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный  грех учителя – быть скучным». Чтобы избежать этого греха, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, самосовершенствовании и саморазвитии. Самообразование и саморазвитие необходимо тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
В течение трёх лет работаю над темой самообразования «Использование игровых технологий как средства развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста».
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через игровые технологии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
- развивать мышление у детей;
- развивать самостоятельность в поиске решений;
- развивать умение отвечать и задавать вопросы.
Для решения этих вопросов изучила следующую методическую литературу:
Д.Н. Кавтарадзе. «Обучение и игра».
М. Л.Я. Шамес. «Искусство и игра в коррекционном развитии детей».
И.П. Вачков. «Психологические сказки о лидерстве для младших школьников».
И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
Р.М. Боскис. «Учителю о детях с нарушением слуха».
П.С. Пустовалов, М.И. Сенкевич «Пособие по развитию речи».
Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Обучение составлению логических рассказов по серии картинок».
М.Н. Фишман «Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения»
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.
Дидактические игры я включаю в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.
Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Накопила и систематизировала дидактический материал: по математике, развитию речи, ознакомлению.
В процессе работы я пришла к выводу, что одно и то же наглядное пособие можно использовать в различных играх на разных уроках. Так, возникло такое наглядное пособие, как “Поезд”. Это пособие используется при проведении таких игр, как “Назови одним словом”, “Найди лишнего пассажира”, “Засели все вагоны”. “Пассажирами” поезда могут быть домашние и дикие животные, игрушки, одежда, овощи, фрукты. Это дает возможность обогатить словарь учащихся, поработать над значением слова, над тематическими группами слов.
   Часто урок начинаю с устного счёта. Но это должно быть что-то необычное и в тоже время познавательное. Я приведу опробованные мной на уроках дидактические игры, собранные из разных источников, а некоторые придуманы мною.
1. В каждой записи поменять местами две цифры, чтобы равенства были верными:
69:7=3              6х7=58
63:7=9              8х7=56
2. Расположите карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитайте слово:
8x6  7x6  6x3  9x7  9x6  8x7  7x7
л о м ц д е о
  Интересно проходят уроки математики, если подобраны различные виды игр или сам урок проходит в игровой форме. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
  Подбираю нестандартные задания (ошибки-невидимки, задачи в стихах, логические цепочки, лабиринты, логические задачи, зашифрованные слова, числовые ребусы).
В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.
Применяю в работе с детьми различные дидактические игры, в том числе и электронные игры. Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Для осуществления дифференцированного подхода я использую результаты ежегодной диагностики познавательной деятельности учащихся и речевой активности детей.
Уровень определения познавательной деятельности учащихся
за 2012-2015 учебные годы
Игры
Ф. И. ребёнка Игры-упражнения Игры-поискИгры с загадыванием и отгадыванием Игры-соревнования СРИ
Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет
2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Буренеску Серёжа н с в н с в н с в н н в н с в н с в
Короткин Витя н с в н в в н с с н с в н с с н с в
Котлова Алина н н в н в в н с с н с в н с с н с в
Минкевич Артём н с в н с в н с в н с в н с в н с в
Попов Серёжа н с в н с в н с с н с в н н с н с с
Шараускайте Алдонас в в в с в с в с с
с в
В (высокий 5 баллов) – с заданием справляется, выполняет точно и правильно, отвечает на вопросы, активен, легко идёт накопление и активизация словаря.
С (средний 3-4 баллов) – допускает ошибки, не всегда активен, работает по настроению, не всегда понимает словесные инструкции педагога.
Н (низкий 0-2 баллов) – малоактивен, не проявляет интереса к заданиям, замедлена реакция переключения, низкий темп выполнения заданий, не понимает словесные инструкции педагога.
Уровень определения речевой активности учащихся
за 2012-2015 учебные годы
Игры
Ф. И. ребёнка Игры-упражнения Игры-поискИгры с загадыванием и отгадыванием Игры-соревнования СРИ
Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет
2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2012-2013 2013-2014 2014-2015
Буренеску Серёжа н с в н с в н с в н н в н с в н с в
Короткин Витя н с в н в в н с с н с в н с с н с в
Котлова Алина н н в н в в н с с н с в н с с н с в
Минкевич Артём н с в н с в н с в н с в н с в н с в
Попов Серёжа н с в н с в н с с н с в н н с н с с
Шараускайте Алдонас в в в с в с в с с
с в
В (высокий 5 баллов) – с заданием справляется, выполняет точно и правильно, отвечает на вопросы, активен, легко идёт накопление и активизация словаря.
С (средний 3-4 баллов) – допускает ошибки, не всегда активен, работает по настроению, не всегда понимает словесные инструкции педагога.
Н (низкий 0-2 баллов) – малоактивен, не проявляет интереса к заданиям, замедлена реакция переключения, низкий темп выполнения заданий, не понимает словесные инструкции педагога.


Собрать, накопить игры – это ещё не главное. Главным является умелое применение игры на уроке. Игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала.



ГОКУ СКШИ г. Черемхово
Отчет по теме самообразования
«Использование игровых технологий как средства развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста»

Подготовила
учитель начальных классов
Антонова Е. Г.