Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.


Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.
"Музыка - высшая форма человеческого познания" О.Шпенглер
Современные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Развитие музыкальных способностей оказывают влияние на общее развитие ребенка: развивается эмоциональная сфера, воображение, воля, фантазия. задачей программы музыкально-эстетического образования является формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, совершенствование форм и методов музыкального обучения. Через музыку ученики осознают и осмысливают свой внутренний мир, а также, путем анализа своих переживаний и в процессе обсуждения выражают свою мировоззренческую позицию.
Влияние музыки на воспитание личности проявляется и осуществляется в различных формах музыкальной деятельности:
а) слушания музыки,
б) творческой деятельности исполнительства,
в) познавательной деятельности,
г) общественно - полезной деятельности выражающейся в сознании и активной пропаганде музыкального искусства. Во внеурочное время мною проводится хоровое пение, слушание музыки, посещение тематических мероприятий в округе.


В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить республиканских конкурсах вокально-хорового направления.
На занятиях хора я приучаю детей слышать красоту звука и слова в единстве, где музыка - неотъемлемое качество форм, линий, цвета. Для этого мною создан ряд вокальных упражнений развивающих не только певческие навыки, но и творческое воображение. Постоянно провожу с детьми дыхательную гимнастику Стрельниковой.
Большое влияние на развитие творческих способностей ребенка оказывает музыка. Во вступительной статье к программе по музыке Д.Кабалевский писал: "Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из "видов деятельности" учащихся, ... активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев".
Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Поэтому много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации. На уроках дети много поют, сам хорошо пою и играю на фортепиано.
Музыка пронизывает всю жизнь нашей школы: концерты, утренники, конкурсы. Традиционными стали праздники: «Здравствуй, школа!», «День учителя», «День осени», «Праздник букваря», «День именинника», «День матери», "Новый год", «Последний звонок», «Выпускной вечер».
Результатом моей творческой работы и моих учащихся служит участие в концертах, фестивалях не только школьных, окружных, но и городских. Каждое выступление тщательно готовится.
“Музыкальное творчество детей – самый действенный способ их
развития”. (Б. В. Асафьев)
Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение. Важно на музыкальных занятиях создавать условия для активного выражения себя в творчестве каждому ребенку, независимо от индивидуальных его возможностей. Все мои ученики должны испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзывчивость на музыку.
Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. Работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение - это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью.
Слушание музыки один из главных видов музыкальной деятельности школьников. В процессе восприятия у детей развивается музыкальный слух, память, музыкальный вкус и музыкально-эстетическое сознание.

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них».
В.Г.Белинский

Список литературы
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.:
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М.:
Просвещение, 1989.