Проектно-исследовательская деятельность в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.


МБОУ «Ивангородская средняя общеобразовательная школа №1 им.Н.П.Наумова»
Педан Татьяна Александровна

Ивангород 2017г
Содержание

Представление на участника конкурса
Обобщение педагогического опыта
* Необходимость введения проектной деятельности
* Актуальность педагогического опыта
* Научность педагогического опыта
* Классификация проектов
* Критерии оценки проекта и принципы организации проектной деятельности
* Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе
* Результативность опыта
* Заключение
3.Приложение
* Анкета «Инструменты оценивания понимания и умения»
* Проекты в начальной школе

Обобщение опыта работы
Проектно-исследовательская деятельность в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Необходимость введения проектной деятельности
В октябре 2009 года приняты стандарты нового поколения для начальной школы, по которым с 1 сентября 2011 года начали работать все общеобразовательные учебные заведения. Введение ФГОС привело к кардинальной перестройке организационной и методической деятельности как на уровне управления образования деятельности, так и на уровне самого образовательного процесса. Ведущее место сегодня принадлежит методу проектов.
Термин «проект» (projektio) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Согласно стандарту под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий для достижения определенных целей за определенный промежуток времени в рамках имеющихся возможностей.
В начальной школе образовательный (учебный) проект можно рассматривать как совместную, учебно – познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющие общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Учебный проект может осуществляться в урочной и во внеурочной деятельности, может быть рассчитан на один урок, а может и на весь учебный год.
Цель работы – определить возможности использования проектной технологии в системе урочной и внеурочной работы в начальной школе.
Задачи работы:
Провести теоретический анализ проектной деятельности в начальной школе.
Показать особенности осуществления проектной деятельности на примере своего класса.
Научить родителей работе над проектом.
Разработать и апробировать метод проектной деятельности в урочной системе.
Разработать и апробировать метод проектной деятельности во внеурочной деятельности.
Определить преимущества проектного метода в образовательном процессе школы.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.
Проект с точки зрения учителя – дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.
Актуальность педагогического опыта
Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является достаточно актуальной. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой, думающей, развивающейся личности, способной действовать и быть успешной в условиях динамично развивающегося современного общества.
Все это заставляет учителя задуматься о том, как сделать процесс обучения результативным в соответствии с требованиями жизни. Опыт работы в школе показывает, что новое в процессе обучения всегда притягивает, но столкнувшись с трудностями, с однообразием ученик постепенно теряет интерес, желание учиться.
Одних стараний и способностей учителя недостаточно для учебного процесса. Должна работать связь ученик-учитель и учитель-ученик. Где ключевым звеном является не просто ученик как субъект, а ученик, активно проявляющий себя в этом процессе.
Как сделать так, чтобы тяга к учебе, к знаниям не гасла? Надо искать новые формы и методы обучения.
Работа по данной теме показала, что проектная деятельность позволяет школьникам воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.
Перспективность опыта в том, что он позволяет решать не только задачи на уроке , но и способствует раскрытию и реализации педагогического мастерства учителя, а также позволяет раскрыть творческий потенциал ученика, его знания, умения и навыки.
Научность педагогического опыта
Произошедшие изменения в практике отечественного образования за последние несколько лет не оставили не одну сторону школьного дела без изменений. Пробивают себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективность в обучении. Это требует новых методов обучения.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную, и инициативную позицию в обучении.
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
- формировали бы не просто умения, а умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
- реализовывали бы принцип обучения с жизнью.
Поиск новых методов приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные подходы, групповые, игровые, ролевые, проблемные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место в такой практике принадлежит методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяющим в себе знания и умения. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Классификация проектов
Сначала я изучила классификацию проектов, которые могут быть реализованы в начальной школе.
По доминирующей деятельности


Исследовательские
Творческие
Приключенческие (игровые)

Практико - ориентированные
Информационные



Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к научным исследованиям. Они предполагают аргументацию темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента.
Творческие проекты имеют не столь строгую структуру. Форма представления результатов может быть различной. (изделие, видеофильм, праздник, репортаж и т.д.)
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта.
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может стать частью исследовательского проекта.
По количеству участников
Практико – ориентированные проекты четко нацелены на результат – изделие, удовлетворяющее конкретную потребность.


Индивидуальные
Групповые
Парные
Коллективные


По месту проведения

Внеурочные
Урочные

По теме



НадпредметныеМежпредметныеМонопроекты
По продолжительности


Краткосрочные
Средней продолжительности
Долгосрочные

Критерии оценки проекта и принципы организации проектной деятельности.
Следующий мой шаг – это изучение и разработка критерий оценки проекта. (Приложение 1)
Об успешности проекта судят по тому, насколько полученный результат соответствует инновационным, качественным, временным и социальным характеристикам, поставленным целям. Чтобы добиться результата, нужно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей.
Вместе с тем, для проектной группы важны и другие внутренние результаты – как рост компетентности проектной команды. Выходы любого проекта многоплановы.
Критерии оценки:
- реализуемость;
- конкурентоспособность;
- востребованность;
- жизнеспособность;
- возможность использования практического опыта реализуемого проекта в других условиях, другими людьми.
Правила успешной проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
- Каждый должен получить чувство удовольствия от уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения.
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку).
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов.
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов.
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе.
В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов осуществляют проектную деятельность под постоянным контролем и руководством учителя, а самостоятельно целесообразней применение метода начинать в 3-4 классах. Начинать проектную деятельность следует на таких предметах, как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство.
Начинаю работу с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», учатся правильно строить высказывание.
Начинала работу от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным , от личных к групповым, общеклассным. (Приложение 2) Особое внимание нужно уделить работе с родителями. На родительских собраниях в 1 классе знакомлю с проектной деятельностью.
Работу над проектной деятельностью начинаю в 1 классе. Если проект делается на уроке, подбираю необходимый материал, направляю деятельность учащихся, помогаю распределить роли, задания. Систематическое включение учащихся в такой вид деятельности дает свои результаты – дети постепенно приучаются работать самостоятельно, детям такая работа нравится, в итоге, успешно решаются педагогические цели и задачи.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
На первом этапе выбираем тему проекта. В первом классе на уроках – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, чтение, выставки, праздники. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать у них интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, просмотр видеосюжета. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна для младшего школьника.
На втором этапе идет погружение в проект, где мы очерчиваем проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекает цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, от учителя требуется глубокое понимание всех психолого – педагогических механизмов воздействия на учащихся. На втором этапе организуется деятельность учащихся.
После того, когда спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, насколько мы их подготовили. Когда детям не хватает каких – то знаний или умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности с точки зрения учащегося, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной презентации проекта учу детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность. На этапе презентации обобщаем, резюмируем, даем оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Таким образом, роль учителя на первом и на последнем этапе максимально велика. И от того, как учитель выполнит эту роль на этапе погружения в проект - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.
В результате работы над проектом у учащихся будут сформированы:
Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому материалу и способу решения новой задачи.
- ориентация и понимание успеха во внеурочной деятельности, самоанализ и самоконтроль результата.
- способность к самооценке на основе критериев успешной внеурочной деятельности
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего –речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации.
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- использовать речь для регуляции своих действий.
Познавательные:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве.
-осуществлять запись, фиксацию выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений.
В результате работы по проектной деятельности учащиеся должны знать:
Основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация).
Понятия цели, объекта и гипотезы исследования.
Основные источники информации.
Правила оформления списка используемой литературы.
Правила классификации и сравнения.
Способы познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент).
Источники информации.
Правила сохранения информации.
Результативность опыта.
Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности.
Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие результаты, которые указывают на преимущества использования проектного метода в образовательном процессе:
Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.
Повышается учебная активность учащихся.
Обучающиеся участвуют с проектами на научно – практических конференциях.
Было проведено анкетирование с целью выяснения у учащихся 4-х классов предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения навыков сформированности навыков проектной деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и классу.
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе?» и «Нравится ли тебе учиться в твоем классе?» все ученики (100%) утвердительно ответили «да», что определяет стабильную положительную учебную мотивацию детей.

Ответы на вопрос: «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся?» указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 53% учащихся.

Ребята предпочитают работать в парах, в группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 68% ,65%,75%, т.е. можно судить о наличие навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений.

Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей,- учитель (100%), родитель (65%), одноклассники (70%),что говорит о том, что образовательное пространство «ученик – учитель –родитель» достигнута.
На вопрос: «Чему тебе удалось научиться в ходе работы над проектом?» получились следующие результаты:


Заключение
В заключении хочется отметить, что проектное обучение» не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И, как показывает опыт работы, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
Благодаря проектной деятельности повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

Приложение 1
Инструменты оценивания понимания и умения
Бланк оценивания при защите проекта
Оценка проекта
Что оценивается Да Нет Не совсем
Материал для вас новый и интересный Материал разнообразный, взят из разных источников Материал проанализирован и сделаны собственные выводы Материал соответствует теме проекта В материалах проекта просматривается перспектива развития Результат проекта имеет и может иметь практическое применение Другое
Оценка представления результатов
Что оценивается Да Нет Не совсем
Наличие мультимейдийных материалов для представления результатов Дизайн представленных материалов Грамотность изложения Логика изложения Разнообразие форм представления продуктов проектной деятельности Другое Оценка выступления
Что оценивается Да Нет Не совсем
Соблюдение всех этапов выступления в докладе Внешний вид и поведение во время доклада Соблюдение регламента Грамотность речи Умение использовать демонстрационный материал Другое Приложение 2
Проекты, выполненные моими детьми
Название работы Вид работы Результаты
Красная книга Проекты, тематические доклады, изготовление Красной книги Выставка книг в классе, выступление с защитой работы перед одноклассниками
Стенгазета «Любимый русский язык» Творческая работа Оформление стенгазеты
Представление стенгазеты учащимися
Портфолио ученика начальной школы Проект Разработан банк портфолио, создана презентация
Стенгазета
«Из жизни школьных слов» Творческая работа Оформление стенгазеты
Представление стенгазеты учащимися
«Цветное настроение» Исследовательская работа Сертификаты участников XIII научно-практической (II международной) конференции учащихся «Ступень в будущее»
Моя страна Проекты, тематические доклады, изготовление макета «Моя страна» Выставка макетов в классе, выступление с защитой работы перед одноклассниками
Стенгазета
«Занимательная математика» Творческая работа Оформление стенгазеты
Представление стенгазеты учащимися
«В Крым новому другу»
Творческая работа Сочинение
«Да, здравствует мыло душистое!»
Исследовательская работа Сертификаты участников XIV научно-практической (III международной) конференции учащихся «Ступень в будущее»
Женские профессии Исследовательская работа Сертификаты участников XV научно-практической (IV международной) конференции учащихся «Ступень в будущее»
«Лэпбук – как современное средство обучения» Проект Оформление тематических папок(лэпбуков), выступление с защитой перед одноклассниками
Модель машины времени
Творческая работа Выставка макетов , представление перед учащимися класса
Моя семья
Проект Выставка макетов семейных родословных в классе, выступление с защитой работы перед одноклассниками.
«Покорми птиц зимой!»
проект Изготовление кормушек, представление перед учащимися класса

Список использованной литературы
1. Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] / Н. Долгушина // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 8-12.2. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Ю. Румянцева. - Режим доступа : 3. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И.Савенков.-Самара: Учебная литература, 2008. - 204 с.4. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся начальной школы [Текст] / Н.А. Семёнова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 45-49.5. Соколова, Т.Е. Информационно-аналитические умения; система индивидуального мониторинга [Текст] / Т.Е.Соколова. - Самара: Учебная литература, 2008. - 85с.
6.Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. / Е.Л. Яковлева - Москва: Флинта, 1997.