Психологический семинар для учителей и воспитателей


« Как помочь ребенку стать внимательным?»
Психологическую жизнь личности нередко сравнивают с потоком из образов воспринимаемых предметов и явлений ,мыслей и чувств, впечатлений от них, воспоминаний о том, что было, и образов представляемого будущего. В этот поток беспрерывно вливаются все новые и новые ручейки, порождаемые нашей деятельностью в окружающем мире, общением с другими людьми, изменениями в собственном психологическом и физиологическом состояниях. Почему же наша психологическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или ином направлении? Эта упорядоченность достигается благодаря особому свойству психики, которое называется ВНИМАНИЕМ.
Внимание – это способность человека сосредотачиваться на определенных объектах и явлениях.
Успехи в учебе, труде и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у ребенка способности быть внимательным. У ребенка с плохим вниманием все происходит как у героя стихотворения С.Я. Маршака:
«…Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок -перчатки
Натянул себе на пятки…»
Нередко из – за недостатка внимания обучающийся словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить.
К нарушениям внимания относятся:
Неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его исполнении;
Снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
Повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
Снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания.
ОТВЛЕКАЕМОСТЬ- непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на ребенка, занятого в этот момент какой – либо деятельностью. Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.
РАССЕЯННОСТЬ – это неспособность сосредоточиться на чем – либо определенном в течение длительного времени.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ ВНИМАНИЯ- постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой, при низкой эффективности.
ИНЕРТНОСТЬ ВНИМАНИЯ – малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
Уровень развития внимания у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью весьма низок. Дети с интеллектуальной недостаточностью смотрят на объекты и их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают многого из того, что им сообщает учитель. По этой же причине обучающиеся выполняют ошибочно какую- то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика коррекционной школы YIII вида можно сказать: « Мог бы делать, отвечать лучше, но не внимателен».
Причины невнимательности данной категории детей кроются в быстрой истощаемости психических процессов. Истощаемость может наступить уже на первом уроке, после некоторого умственного напряжения. Исследования М.С. Певзнер показали, что ведущим нарушением высшей нервной деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта являются патологическая инертность нервных процессов, нарушении их подвижности. А у некоторых детей наблюдается нарушение баланса между основными нервными процессами, то есть возбуждение преобладает над торможением или наоборот, процессы торможения над возбуждением.
Из всего выше сказанного вытекает то, что внимание нужно и можно тренировать и совершенствовать, даже у детей с ОВЗ. Работа по коррекции и развитию внимания сложная и кропотливая. Работать над развитием внимания у детей, страдающих недостаточным вниманием должны как психолог, педагоги, работающие с такими детьми, так и родители.
Вниманию родителей, имеющих детей с нарушениями внимания хочется предложить несколько несложных игр и упражнений, которые помогут ребенку стать внимательнее.
Игровое упражнение « Кто внимательный»
Ребенку предлагается внимательно послушать рассказ, отрывок сказки и подсчитать количество слов с определенным звуком. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка регулируется предлагаемый объем материала для прослушивания. В качестве примера, в сказке « Лисенок и лягушонок» Г. Юдина необходимо сосчитать количество слов со звуком «л».
«В лесу, в большой луже жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешки. Потом он стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок ( завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился:
-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
-Ничего! – сказал лягушонок.- Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы».
2. Игра « Сколько чего»?
Детям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше находящихся в ней предметов на определенную букву. Например тех, что называются на букву «К», «Т», «С». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Предметы можно нарывать по какому – либо определенному признаку, развивая тем самым восприятие и мышление ребенка. Например, попросить назвать круглые и полукруглые объекты, квадратные и прямоугольные, деревянные, металлические или стеклянные, можно обратить внимание ребенка на цвет предметов ( черные, серые, коричневые, синие и так далее).
3.Игра « Повтори быстро».
Взрослый, играющий с ребенком, договаривается о том, что он будет произносить слова, ребенок должен повторять их только тогда, когда он произнесет слово «повтори». Далее идет быстрый диалог.
Например, дом, повтори; кошка, улица, школа, повтори; урок, яблоко, повтори; книга, повтори; окно, повтори; конфета.4. Игра « Не собьюсь».
Ребенку предлагается сосчитать до 30. Числа, содержащие 3 и делящиеся на 3 называть нельзя. Вместо этих чисел надо говорить « не собьюсь». Можно подпрыгивать, хлопать в ладоши. Условия игры можно менять.
5. Игра « Полслова за вами»
Взрослый, играющий с ребенком, называет половину слова, ребенок должен назвать его вторую половину. Например, паро- ход, мага –зин, кон- фета,цве –ток, ма- шина и так далее.
6. Игра: « Буква заблудилась»
Ребенка просят правильно досказать словечко.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом ( сом)
В глазах у Машеньки испуг:
Ползет большой зеленый лук ( жук).
На волке ( полке) – сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Но достать нелегко.
На болоте нет дорог
Я по кошкам ( кочкам) – скок да скок!
7. Игра « Приз».
Ребенку предлагается прослушать стихотворение, но не просто так ,а за вознаграждение. Приз он сможет взять как толь услышит слово « три». В качестве приза может быть любая мелкая игрушка или просто конфета.
- Расскажу тебе рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово « три»
Приз немедленно бери.
Мечтает школьник закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: раз, два, марш!
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок , другой, но лучше пять!
- Недавно поезд на вокзале мне т р и часа пришлось прождать!
Ну что ж, дружок, ты приз не взял,
Когда возможность была взять!
Большое значение в развитии внимания детей играют такие упражнения, как «Распутай клубочек», « Пройди лабиринт», «Найди отличия», « Что изменилось».
Родителям необходимо играть с детьми в подобные игры, а еще в шашки и шахматы, ведь эти игры – «школа внимания». Нельзя забывать и про спортивные подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, мышление. Детей с ОВЗ необходимо учить просто быть наблюдательными – умеющими замечать изменения , происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое – в знакомом.
Литература:
1.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника, 1986.
2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания –М.,2002.
3. Тихомирова Л.Ф.Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения,2000.
Подготовила: педагог – психолог ГБС(К)ОУ – Елионской школы – интерната YIII вида Стародубского района САПОНОВА Людмила Николаевна