Выступление на педсовете по теме Создание условийв образовательном процессе для развития индивидуальных особенностей и способностей личности школьника»


Байконысская средняя общеобразовательная школа
Доклад на педагогическом совете
«Создание условий в образовательном процессе для развития индивидуальных особенностей и способностей личности школьника»
Учитель русского языка и литературы
Кудайбергенова К.А.
2015 год
Тема: «Создание условий в образовательном процессе для развития индивидуальных особенностей и способностей личности школьника»
« В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько деятельности администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневной работы самого учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель» [1]
Мир, окружающий современного человека, чрезвычайно сложен и многообразен. И задача учителя - подготовить учащихся к целостному восприятию окружающего пространства как сложного, постоянно развивающегося природно-социального комплекса.
Цель педагогического коллектива направлена на формирование личности, овладевшей основами наук, включая знания и умения, которые дают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в новых ситуациях.
Основными задачами педагогической деятельности являются: создание оптимальных условий, выявление задатков развития интересов и способностей каждого школьника, подготовка учащихся к самостоятельному, творческому труду, развитие функциональной грамотности учащихся, совершенствование процесса обучения в целом.
В своей работе мы руководствуемся тем, что переход к образовательной парадигме постиндустриального общества означает в первую очередь отказ от получения готового знания и представления о педагоге как его носителе, так как образование – это достояние человека, средство его самореализации в жизни.
И так что же представляет собой обучение ?Существуют пять концепций обучения:
1.Обучение как количественное увеличение знаний
2.Обучение как запоминание
3.Обучение как получение информации
4.Обучение как понимание смысла и определение значения является способность учащегося к установлению связи между составными частями предмета и реальным миром.
5.Обучение как иное толкование и понимание реальности. Результат процесса – готовность к познанию мира посредством собственного толкования знаний.
Концепции под №4,5 представляют собой более сложные, новые толкования и выводят понимание процесса обучения за рамки получения и хранения информации. Данные концепции ориентированы также на внутренний, личностный аспект обучения, согласно которому процесс обучения рассматривается как феномен, помогающий ученику понять реальный мир. Такие современные тенденции в обучении составляют основу новых подходов в преподавании и обучении, реализуемых в Программе 3 уровня учителей. То есть «учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики понимают самомотивацию или другими словами самоцель. Реализует такое обучение, безусловно,
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- это обучение, которое ставит во главу создание комфортных условий для каждого участника учебного процесса,
- в создании условий для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося, его индивидуального роста.
Должно быть:
развивающим
ориентация не на общепринятые учебные успехи (сформировать знания, умения, навыки), а на развитие школьников
личностно-ориентированным
(учитывающим жизненный опыт воспитанника и его потребности)
ориентированным на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский)
(развитие функциональной грамотности)
Как установить, что конкретно изучаемое обучение является содержательным
Это может быть определено с помощью следующих индикаторов:
справедливое отношение ко всем ученикам;
все ученики равны для учителя;
обучение должно помогать справляться с трудностями, как отдельным учащимся, так и целым группам учеников;
ценности процесса обучения чётко отражены в каждодневной практике, с тем, что Вы можете увидеть в классе и школе.
Принципы, на которых строятся процессы обучения и преподавания
Эффективное содержательное образование возможно при условии:
участники учебного процесса знают, что они изучают, что им нужно делать и какие критерии оценивания будут использованы по отношению к их итоговой работе;
учащимся помогают использовать полученные знания в различных ситуациях;
начало урока, вводная часть должны быть активными, создавать комфортную обстановку, ситуацию успеха;
необходимо предоставить возможность учащимся работать в группе, чтобы они ощутили поддержку сверстников;
поощряется постановка учащимися вопросов, которые помогают определить уровень их понимания.
Эффективное содержательное образование возможно при условии:
ученики ставят перед собой определённые цели, решением
которых они занимаются на протяжении всего урока;
учитель моделирует процесс, объясняя ученикам, что они должны делать, о чем должны думать и какие должны задавать вопросы вслух;
домашняя работа или опережающие задания используются с целью оказания помощи учащимся реализовывать траектории собственного развития на уроке;
активизация процесса понимания изучаемого материала достигается через использование различных стратегий и форм работы на всех этапах урока;
уроки заканчиваются рефлексией, на которой учащимся помогают понять, чему они научились и как это связано с тем, что они будут изучать на следующем уроке
Адаптация современного человека к рыночным отношениям напрямую связана с освоением нравственных ценностей, с гражданской позицией, трудолюбием, творчеством. На уроках мы помогаем осознавать, что успех зависит не только от трудолюбия и творчества, но и от инициативности, профессиональной грамотности. С педагогической точки зрения важно, что модель, способствующая созиданию знаний, а не их получению в готовом виде, развивает духовный, интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал учащихся. Это помогает им разобраться в социальных проблемах, выработать собственную точку зрения на важнейшие жизненные проблемы, найти свое место в жизни.
Руководствуясь различными технологиями личностно-ориентированного образования, мы воспитываем каждого ученика развитой самостоятельной личностью, ищущей свое место в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полноценной, осмысленной и творческой жизнью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям, навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
Анализируя нынешний этап развития школы, мы пытались ответить на 3 основных вопроса, сведя их сознательно к формулировкам в самом упрощенном и понятном виде: чего от нас хотят? Кто мы и что мы можем сделать? Как мы это будем делать?
Согласно проведенному исследованию, родители хотят, чтобы школа обеспечивала подготовку в вуз – 70 %; желают, чтобы ребенок получил образование в определенном профиле – 60 %; желают, чтобы ребенок получил музыкально-эстетическое образование – 20 %; желают, чтобы ребенок просто находился в школьном пространстве до 17 лет, потому что куда ему еще деваться – 30 % (выбор образовательного учреждения плюс социальные проблемы – жилье, питание, проезд, одежда)
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, чтобы можно было общаться друг с другом, хотят иметь учебный успех, хотят получить качественное образование.
В основу организации образовательного и инновационного процессов положен системно-деятельный подход, который позволяет учителю:
• способствовать раскрытию в каждом ученике творческого потенциала, развитию его потребностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
• позволяет строить образовательный процесс в форме диалога.
Отношения с учащимися строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества. На уроках создаём благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к Родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интеллигентность и порядочность в общении между людьми, постоянно обращаясь к субъектному опыту школьников, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности, признавая самобытность и уникальность каждого ученика. Социально-психологический климат на уроке – основа основ взаимопонимания, поэтому стремимся применить различные игровые и тренинговые моменты, чтобы вызвать положительные эмоции, деловой настрой.
Используем такой вид работы, как сменяемость, что позволяет избежать перегрузки на уроках.
Погружение (модуль талантливые и одаренные) даёт возможность как можно больше усвоить на уроке, учащимся со слабыми способностями усвоить и закрепить обязательный минимум, а учащимся с творческими способностями поработать с дополнительным материалом, расширить и углубить знания.
Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. Активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Внешкольная информация (зона ближайшего развития) усиливает мотивацию учащихся при изучении предметов. Используя средства массовой информации, решаем одну из сложнейших методических задач – обучение школьников выделению главного в учебной информации. Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против». Используя медиаобразовательную технологию подготавливаем подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учим понимать информацию и критически оценивать ее качество.
В работе с детьми, исходим из того, что у ребёнка есть все задатки к развитию неплохих способностей в какой-либо области человеческой деятельности. Воспитательное воздействие на уроке нацелено на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. Исходя из того, что сегодня обществу нужна личность конкурентоспособная, волевая, умеющая ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.
Содержательное обучение предполагает
Обучение в группе, как наиболее эффективный способ обучения (взаимообучение, самообучение)
Создание благоприятного социально-психологического климата (тренинги, игры, упражнения)
Внешние и внутренные силы (учителя / ученика)
Саморегулируемое обучение (надо, хочу, могу)
Развитие критического мышления (диалоговое обучение, вопросы, таксономия Блума)
Оценивание (формативное, критериальное)
Рефлексия (в начале/ в конце урока)
Способности
Уровни способностей определяются различиями в обучаемости молодых людей, их достижениях, обусловленными определенными различиями в интеллектуальном развитии.
Человек, который характеризуется как малоспособный, обладает меньшим потенциалом в сравнении с теми, которые определены как средне или более способные. Результаты подобных различий будут отражаться в их будущем академическом поведении.
Настоящее для таких субъектов является отправной точкой на пути к будущему, результаты которого уже, предопределены: с одной стороны, они предсказуемы, с другой - уже реализованы в настоящем.
Преобразование возможностей обучения
Учителя, чья практика предполагает преобразование возможностей обучения (трансформируемость), убеждены в важнейшей роли настоящего при определении будущего. Будущее непредсказуемо и неизвестно, потому что оно активно формируется в настоящем. Всё, что происходит, имеет положительный эффект и влияет на способности детей. Оценивая силы учащихся, направленные на формирование способностей в настоящем, выбор, который они совершают, учителя могут оценить возможности, которые позволят ученикам стать успешными учащимися.
Концепция способностей обучения.
Внутренние и внешние силы, умственное состояние являются составляющими элементами в способности обучения. Существует разнообразие возможностей обучения и взаимоотношений, которые формируют и поддерживают возможности обучения, взаимодействуют с внутренними силами, которые способствуют развитию способностей к обучению в любой ситуации
Способность к обучению имеет объективную и субъективную характеристики. Возможность обучения проявляется в групповой работе, при взаимодействии и совместной работе учащихся друг с другом.
Способность к обучению включает также внутренние ресурсы и умственное, когнитивно-интеллектуальное состояние. Эмоциональное состояние (возбужденность, чрезмерная радость), социальная принадлежность классу, школе, обществу также влияет на возможность обучения в любой ситуации.
Когнитивные элементы в возможности обучаемого представляют собой понимание того, что навыки могут быть изучены или уже изучены.
Возможности в обучении трансформируемы, поскольку их формирование происходит индивидуально и коллективно в пределах контроля учителя.
Внутренние силы:
Умственное состояние (когнитивное, социальное, эмоциональное):
чувство конкурентоспособности либо его отсутствие;
уверенность либо безопасность;
всё ли контролируемо либо безнадежно;
предсказание успеха либо провала;
чувство надёжности, либо страха;
вера в себя либо неуверенность в себе;
чувство принадлежности либо отверженности;
заинтересованный, креативный либо незаинтересованный.
Внешние силы
Возможности и ограничения, возникающие из:
содержания учебной программы;
модели обучения;
подходов к планированию;
преподавания;
упражнений и заданий;
методов разделения по группам;
коллективного группового опыта;
методов записи;
методов и способов оценивания;
методов неформального оценивания;
языка, употребляемого в классе и во взаимодействии;
Я думаю, если работать дальше по данной программе результат , несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя, чтобы научить после детей.   Я согласна с автором данных слов, что « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться» А. Бебель
Я порекомендую свои коллегам развить из недостатков,  которые видят в своих учениках,   прекрасные способности.
Я предлагаю воспитывать и растить счастливых детей, вот тогда их
задатки перейдут в способности, а способности вольются  в одаренность.. Так давайте трудится во благо наших детей!