Доклад «Организация внеклассной и кружковой работы для развития творческих способностей и дальнейшей профессиональной самореализации глухих учащихся».


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат I-II вида г.Тихорецка, Краснодарского края
Доклад
«Организация внеклассной и кружковой работы для развития творческих способностей и дальнейшей профессиональной самореализации глухих учащихся».
Подготовила: Погосян И.В.
педагог дополнительного образования

Осуществление реформы общеобразовательной и профессиональной школы существенно изменили воспитательно - образовательное значение творчества, как слышащих, так и глухих школьников. На современном этапе творческая деятельность учащихся получили развитие как самостоятельное направление учебно – воспитательной работы, основной формой организации творчества учащихся во внеурочное время являются объединения с постоянным составом участников.
Профиль кружков, характер и содержание работы в них определяются индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников, уровнем подготовки кружковцев и материально- технической базой.
В отличие от уроков технического труда кружковая работа является добровольной. Практическая деятельность кружка подчинена образовательным и воспитательным задачам, призвана развивать мышление, сообразительность воспитанников. Кроме того, правильная постановка работы кружка создали благоприятные условия воспитания у учащихся самостоятельности, ответственности, целеустремленности, творческого отношения к делу, умение фантазировать.
Благоприятная обстановка и правильная организация внеклассной и кружковой работы в объединениях создает условия для выработки у глухих волевых качеств, навыков самоорганизации. Поэтому очень важен рост числа участников творческой деятельности в кружках, поскольку важны не столько достижения детей, сколько широта их участия в творческом процессе, развитие творческих возможностей.
Некоторые из воспитателей, находившихся постоянно с глухими детьми на занятиях в объединении, подметили характерное явление - именно в процессе коллективного труда, многие из учеников раскрываются с новой положительной стороны: нередко обнаруживают неожиданную смекалку и сноровку, удивляют одноклассников своими трудовыми навыками. Учащиеся, которые ранее не всегда отличались добросовестным отношением к порученному делу и не умели привычки доводить начатое до конца не только сумели преодолеть свою инертность, но и достигают большого результата в работе. Итогами работы учащихся в кружках ИЗО и ДПИ являются выставки, которые заставляют соучеников во многом пересмотреть установившуюся оценку своих сверстников. В свою очередь внимание и доверие сверстников вызывает гордость и пробуждает веру в свои силы даже у того, кто, возможно, и не надеялся завоевать авторитет в коллективе.
Получается что, когда дети с ограниченными возможностями занимаясь в кружках удовлетворены своей трудовой деятельностью, повышенная восприимчивость в оценке своего сенсорного дефекта резко снижается.
Сухомлинский В. А. писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Для развития творческих способностей учащихся существует система дополнительного образования. Развивать творческие способности ребенка- это прежде всего воспитывать творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание его способностей, которые в свою очередь стимулируют стремление испробовать свои силы, добиться успеха.
Ученик способен использовать ранее условные знания, способы и навыки для решения новой задачи, то он, безусловно, проявляет творческую инициативу, иначе говоря, творит. Начиная творить, ученик, прежде всего, приводит в порядок свои впечатления, размышляет над ними, пытается все осознать и сделать определенные выводы, а это и есть творческий процесс. Творчество- это проявление личного начала человека в какой-либо деятельности. Творческая активность выражается в увлеченности работой, в стремлении к самостоятельности и новизне, расширении своих знаний и навыков. Процесс развития творческих способностей – это процесс управляемый и формирующий личность человека. Для успешного развития творческих способностей, необходимо, прежде всего, иметь прочный запас знаний, умений и навыков.
В развитии творческих способностей, приобретении мастерства большую роль играет чувство ритма. Ритмичные движения рук, во время работы на уроках ИЗО и ДПИ, способствуют более легкому и быстрому выполнению работы. Работа руки, ее действия должны повиноваться рассудку, велению разума, так же как повинуется язык при разговоре нашему мышлению. Успех творческой деятельности зависит от четкой координации мыслительных и двигательных процессов.
Чтобы успешно управлять творческой деятельностью на занятиях, необходимо знать психологию своего ученика, особенности его темперамента, что он представляет собой как личность. Активизируя творческую деятельность педагогу надо быть внимательным к каждому ученику: в одном случае ученика надо поощрить и направить его творческую инициативу в нужное русло, в другом, наоборот, остановить, разъяснить его заблуждения и сосредоточить все внимание на решении учебной задачи.
Многолетняя практика показывает, что все учащиеся существенно отличаются друг от друга по степени восприимчивости и по характеру, по природным задаткам. Эти индивидуальные различия показывают влияние на ход обучения. Выявляя и используя их, педагог сможет найти необходимый контакт с каждым ребенком и направить каждого из них по нужному пути, т.е. раскрыть творческие способности и развить их.
Методику работы с учениками надо строить так, чтобы усвоение учебного материала помогало деятельности, а творческая деятельность- усвоению учебного материала. Это можно добиться только в том случае, когда ученик будет активно проявлять свою самостоятельность. Самостоятельность необходима в процессе творческого переосмысления полученных знаний и в решении художественно-творческих задач. При развитии творческих способностей на занятиях необходимо учитывать влияние окружающей среды, взаимоотношения отдельной личности и коллектива. Усваивая учебный материал, каждый ученик добивается результата в соответствии со своими способностями и в тоже время стремится сравнить свою поделку с поделками своих товарищей, и не только для того, чтобы оценить качество своей работы, но и чтобы что-то позаимствовать у товарищей.
Учитывая психологические особенности учащихся, подбираем индивидуальный подход к каждому ученику, персонально упрощая или усложняя те или иные задания.
Задания различной сложности можно разделить по нескольким группам.
- репродуктивные задания на воспроизведение по образцу;
- поисковые задания, связанные, как правила с усовершенствованием конструкции уже известных поделок;
- творческие задания, направленные на создание новых заданий.
Все это, вместе взятое, готовит к жизни, к дальнейшей профессиональной самореализации, к разнообразной полезной практической деятельности, независимо от того, будет ли ребенок с ограниченными возможностями в дальнейшем занят в какой-либо отрасли народного хозяйства или в сфере бытового обслуживания.