Доклад Создание условий для развития творческих способностей у обучающихся на уроках п/о и внеучебное время по профессии «Швея»


Создание условий для развития творческих способностей у обучающихся на уроках п/о и внеучебное время по профессии «Швея»
Горшунова Н.Н. мастер п/о
ГБОУ РХ СПО ЧМТТ г.ЧерногорскТворчество связано с радостью, а радость повышает уверенность в своих силах, даёт возможность найти место в социуме, формирует позитивное отношение к жизни. В профессиональном заведении ключ к этому – мастер производственного обучения, который помогает обучающемуся найти себя в выбранной профессии.
Считаю важным на первоначальном этапе выявление у обучающихся знаний и умений в области выбранной профессии, их предрасположенность к тому или иному виду декоративно-прикладного искусства, чтобы в последующей работе предусмотреть трудности, и сделать более целенаправленной помощь каждому. Как правило, обучающимся предлагаю выполнить рисунок или поделку в свободной технике на свободную тему, с использованием различных материалов по выбору. В процессе диагностики применяю методы – наблюдение в практической деятельности, анализ продуктов деятельности, сравнение.
Развитие творческих способностей происходит не только на теоритических уроках специальных дисциплин, но и непосредственно на уроках производственного обучения, которые повышают уровень познавательной активности, формируют необходимый объём знаний и общетрудовых умений и навыков. Развитие мыслительных операций в процессе последовательной технологической обработки изделия ( умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их, соединять части в целое в соответствии с выбором изделия). Развитие зрительной памяти; пространственного восприятия формирует умения преодолевать трудности в творческом процессе, оценивать свои действия адекватно.
На уроке производственного обучения в ходе текущего инструктажа мастер п/о имеет возможность работать с каждым обучающимся индивидуально, полученные задания имеют разную степень сложности, в соответствие с особенностями обучающихся, что позволяет обучающимся проявлять творческий нестандартный подход к изготовлению изделий. Каждый из видов деятельности п/о для швеи изначально ориентирован на творчество. Здесь не только расширяются знания и практические навыки, но и обеспечивается возможность успеха в избранной сфере деятельности, что способствует развитию качеств личности. У обучающихся вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда.
Творческие разминки на уроках вносят искру легкого творчества, волшебства превращений. В качестве заданий на таких разминках предлагаю подобрать формы карманов на различные изделия, аксессуары и фурнитуру к одежде др. Такие разминки помогают развивать интерес к выбранной профессии, поддерживают атмосферу радости и сотворчества на уроке. Творческие задания на входящем и итоговом контроле помогают отслеживать развитие творческого мышления и воображения.
Использование ИКТ на уроках производственного обучения и кружковой работе возможно и для знакомства с русским народным творчеством. Так по теме «Изготовление полотенец» обучающимся, было дано задание провести поисковую деятельность, найти вышитые полотенца и собрать их изображения. В результате поиска через интернет ресурсы обучающиеся изучили орнаментальную символику полотенец русского народа, коснулись древних обычаев создания орнаментов, их семантическим значением. Они научились «читать» тайные послания узоров на полотенцах, то, что хотели сказать наши предки вышитыми символами. Используя старинные символы славян, обучающиеся выполнили свои орнаменты полотенец, добавляя в них больше добрых пожеланий. Они составили новые схемы и рассказали о том, что они изобразили, что хотели пожелать человеку, который будет пользоваться изготовленным полотенцем. Это воспитывает творчество, наполненное счастьем, любовью, добром, которое хочется нести дальше.
Проведение экскурсий на швейную фабрику, выставок творческих работ, коллективно массовых мероприятий, походы в городской музей и библиотеку значительно обогащает запас реальных впечатлений, расширяет чувственный опыт обучающихся, побуждает их изучать глубже профессию.
Так же в ходе работы кружка декоративно-прикладного творчества «Идеи моего дома» для обучающихся создаются условия для коллективного творчества, что способствует развитию у них коммуникативных качеств личности, развивает умение работать в коллективе, выстраивать свое поведение с учётом желаний другого человека, уважать его труд и инициативу в общем деле. Работа с различными материалами: кожей, стеклом, бисером, позволяет расширить знания об окружающем мире, развивает зрительно-образную память и эмоционально-эстетическое отношение к явлениям действительности. Наряду с этим развивается умение наблюдать, группировать, классифицировать.
Сочетание нетрадиционных приёмов и техник (аппликация бисером, вышивка, изготовление цветов из ткани и т.п.), требует небольшой технической подготовки и вызывает значительный и эмоциональный отклик у обучающихся.
Творческая деятельность позволяет обучающимся приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости по отношению к постоянному меняющемуся миру позволяет выпускнику учебного заведения быть более жизне-и конкурентно способным.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении созданы условия, которые позволяют обучающимся работать не только на репродуктивном уровне, выполнять за мастером работу по образцу, но и развивать у них: творческие способности, эстетический вкус, ощущение собственной индивидуальности, уважения к своему и чужому труду. Перечисленные качества благоприятно скажутся в период интеграции выпускников в социум, увеличат шансы не только трудоустроиться, но и закрепиться на рабочем месте, значит само реализоваться профессионально.
Литература
1.Мелик - Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М,1981
2. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология Творческого мышления: Практическое пособие. М.:АСТ,2000