«Современный урок как основа для развития творческий способностей обучения и создание условий для их самореализации»


Филиал «Борисовская ООШ» МБОУ «АЛ-Невская СОШ»
МАСТЕР-КЛАСС
«Современный урок как основа для развития творческий способностей обучения и создание условий для их самореализации»
Учитель биологии:
Пронина М.А.
2016 год.
Я - учитель биологии, и я учу впускать этот прекрасный мир в себя. А чтобы достичь этого, вначале надо научиться видеть, как окружающий мир прекрасен: полет мотылька, цветок, тянущийся к солнцу, трель соловья, улыбка ребенка.
Моя задача как учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:
- способной к саморазвитию и творчеству,
- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,
- имеющей позитивное мышление,
- умеющей предвидеть результаты своих действий,
- обладающей активной жизненной позицией.
Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.
Ребенка нужно с детства приучать к культуре, к ощущению, предвкушению и состоянию счастья. Перефразируя японского поэта можно сказать, «как благороден должен быть тот учитель, который поймет, что предметное обучение – это повод для радостного, интересного, счастливого вхождения ребенка в жизнь», а сам предмет вторичен в деле воспитания. Главное, что ребенок должен испытывать в школе, состояние действия, преодоления, творчества, состояние и ощущение, что тебя любят и желают тебе добра.
Для того, чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии, в моей работе есть и такие направления, как:
Творческие работы;
Мыслительные минутки;
Проектно-исследовательская деятельность;
Ролевые и интеллектуальные игры;
Решение творческих биологических задач;
Дидактические игры;
Мыслительные минутки:
Смысл проведения мыслительной минуты – удается с первых минут овладеть произвольным вниманием учащихся, наладить дисциплину и заинтересовать изучаемым материалом. Для этого я использую и стихотворения, и загадки, и вопросы на эрудицию и на сообразительность.
Пример мыслительной минутки:
Задаю вопросы классу.
Людей с такими привычками ~ 10-12%, хотя в последнее время их стало рождаться больше (15 - 20%). Они совершенно нормальные, но, как правило, не похожи на остальных. Они чаще неординарно мыслят, более эмоциональны и более уязвимы. Среди них - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Льюис Кэрролл, Альберт Эйнштейн, Рональд Рейган, Бил Клинтон, Брюсе Уиллис и многие другие известные люди. Скорее всего, такие люди есть и среди Вас. Назовите физиологическую особенность этих людей.
Ответ :
Леворукость. Мозг человека был бы функционально симметричен относительно левой и правой половин, если бы эволюция не отдала в большей степени одному полушарию знаковое, а другому образное мышление.«Каждую секунду в нашем теле сотни миллионов неодушевленных, очень дисциплинированных маленьких балерин сходятся, расходятся, выстраиваются в ряд и разбегаются в разные стороны, словно танцоры на балу, исполняющие сложные па старинного танца. Этот древнейший на земле танец. Танец Жизни. В таких танцах клетки тела пополняют свои ряды. И мы растем и существуем». Как вы думаете, о каком процессе идет речь? Кто эти балерины?
Ответ:
Деление клетки.
Хромосомы.
Творческие биологические задачи:
могут быть самыми разными. В своей деятельности я использую следующие:1. Задачи на выбор информации.
Выберите признаки характерные для2. Задачи на исправление ошибок.
Исправьте ошибки…
3. Задачи на сравнение и сопоставление выводов
Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы.
4. Задачи на установление взаимосвязей.
Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.
5. Задачи на выявление приспособлений.
Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида и т.д.
6. Задачи на определение значения приспособлений.
Какое значение имеет выделение фитонцидов у растений.
7. Задачи на выявление противоречий.
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. В задачах может быть не описано противоречие, но оно должно присутствовать в неявной форме в условии задачи. Правило формулирования противоречий: данная часть системы должна обладать свойством «А», чтобы выполнить нужную функцию, и свойством «не А», чтобы удовлетворить требованиям задачи.
Например, большинство растений имеют корни, выполняющие функцию укрепления растения в почве и всасывания воды с минеральными веществами. Однако, встречаются растения , которые корней совсем не имеют. Как же они существуют?
Формулируем противоречие:
Корни должны быть, так как они выполняют важные функции. НО … (по условию) КОРНЕЙ НЕТ!
8. Задачи на постановку опытов.
Предложите опыты для выяснения причин, например, листопада или механизма испарения воды листьями.
9. Задачи на выдвижение гипотез.
Предложите гипотезы для объяснения данного факта или явления: например, замедления дыхания во время спячки у медведя.
10. Задачи на объяснение результатов опыта.
Объясните результаты данного опыта.
11. Задачи на анализ гипотезы.
Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Сделайте анализ этой гипотезы.
Для успешного решения биологических задач использовались элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
ТРИЗ имеет большое количество приемов и способов, помогающих создать решение и “извлечь” решение из подсознания.
В своей деятельности я использовала такие приемы, как:
1. Прием “Наоборот”.
Он рекомендует вместо прямого действия, диктуемого условиями задачи, попробовать осуществить обратное действие, общепринятые решения сменить на обратные. Например,
Есть очень вкусные шоколадные конфеты – “бутылочки с сиропом”. При их изготовлении сталкиваются с противоречием:
- Сладкий желеподобный сироп должен быть горячим, чтобы его легко было залить в шоколадную бутылочку, но тогда плавится шоколад.
- Если сироп холодный, то шоколад не плавится, но очень трудно его залить. Что делать?
Делают наоборот: сироп не нагревают, а замораживают в виде бутылочки, а шоколад делают жидким и окунают в него бутылочку.
2. Прием “Обрати вред в пользу”.
Это трудный, но в то же время мудрый прием. Он требует хорошо знать систему, знать, что в ней плохо, попытаться обратить вред в пользу.
Например,
В настоящее время резко уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.
Чарльз Дарвин в детстве много болел. Это плохо. А что хорошего?
Ответ: Это закалило его волю и он дал человечеству новую научную концепцию жизни на Земле.
Жак Ив Кусто рассказал о таком случае. В месте, где нерестится рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо. А что хорошего?
Судно стало мешать ловить в этом районе рыбу, так как появилась опасность потерять очень дорогие капроновые сети.
Установление причинно-следственных связей
Однажды к Чарльзу Дарвину обратились фермеры с вопросом, как увеличить надои молока.
Великий естествоиспытатель ответил: «Разводите как можно больше кошек!»
Причем здесь кошки?
На обобщающих уроках по темам использую задачи на смекалку.
По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит?
Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги?
Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь?
У кого есть шапка без головы и нога без сапога?
Могут ли быть на яблоне яйца?
Может ли страус называть себя птицей?
Дидактические игры.
Проведение на уроках дидактических игр позволяет включить в активную работу как хорошо подготовленных учащихся, так и слабо знающих материал. Предлагаю варианты дидактических игр, которые являются универсальными для любой возрастной группы.
1. “Третий лишний”.
На доске написаны несколько столбцов, в каждом из которых по три названия каких-либо организмов или явлений живой природы. Они сгруппированы по определенному признаку, но одно название в каждом столбце не имеет этого признака, поэтому является лишним.
2. “Продолжи ряд”.
Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.
Урок в современной школе по-прежнему остается важнейшим компонентом образовательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Как сделать, чтобы каждый новый урок для ученика стал ступенькой нового знания и развития?
Проблемное обучение.
Включаю в свои уроки элементы проблемного и развивающего обучения, тестовые технологии, индивидуальную, дифференцированную работу, работу в группах.
Из технологии проблемного обучения использую разъясняющую беседу. Провожу ее тогда, когда тема плохо усваивается учащимися.
Например, дети получили задание найти стебель у подорожника и одуванчика. Дети не справляются с задачей и им предлагается следующий ход рассуждений:
- Посмотрите на фуксию. Где у нее расположены листья?
- На стебле.
- Так какой же главный признак стебля?
- На стебле растут листья.
- Теперь найдите стебель у одуванчика и подорожника, используя известный вам признак.
Дети находят укороченный стебель растений. Эта беседа носит репродуктивный характер, так как направлена на усвоение знаний по показанному образцу. Однако в приведенном примере есть над чем подумать.
В старших классах на отдельных уроках использую метод проблемного изложения материала. Строя проблемное изложение, я отбираю выразительный познавательный материал, способный пробудить любопытство и заинтересованность у обучающихся. Проблемное изложение побуждает школьников внимательно слушать, следить за логикой развертывания мысли, искать и находить противоречия в логике самого изложения. Проблемное изложение создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для возникновения разнообразных мнений в отношении изучаемого объекта, тем самым, активизируя и обостряя процесс мышления.
В качестве источника материалов для проблемного изложения использую гипотезы о возникновении жизни на Земле и попытки их доказательств. Не менее интересными сюжетами являются: открытие процесса фотосинтеза, гипотеза о способах репликации ДНК, вопросы, связанные с реальностью эволюционного процесса.
Научно-практические конференции
Подготовка и участие в научно- практической конференции дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность.
В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.
Развитие коммуникативных умений способствует большей уверенности в себе во время выступления перед аудиторией.
Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и впечатляющей.
Проектная деятельность
Проектная деятельность очень хорошо развивает творческие способности учеников. Такую форму работы чаще использую как опережающее задание: подготовить проект-презентацию с использованием компьютерных технологий и продумать формы закрепления и контроля знаний. При этом преследуются следующие цели:
систематизация и актуализация знаний по предмету;
реализация творческих способностей учащихся;
использование новых технологий, где средства новой информационной технологии поддерживают овладение новым содержанием обучения;
внедрение новых методов и организационных форм учебной работы;
подготовка учащихся к жизни в условиях становления информационного общества.
Используя различные методики и технологии в тесном взаимодействии, добиваюсь позитивных результатов.
Растет мотивация к изучению предмета:
- повышается интерес к изучению биологии;
- не допускаются детьми пропуски уроков без уважительной причины;
- дети выполняют домашние задания;
- усилилась активность детей на уроках;
- наблюдается повышение интереса к исследовательской деятельности;
- с интересом и желанием участвуют в конкурсном движении на разных уровнях;
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.